Новый выставочный проект открылся в Галерее классической фотографии

4.05.2023

Тихий, камерный зал Галереи Классической Фотографии, окнами выходящий на набережную Москвы-реки.
Здесь, в пространстве двух выставок, разворачивается образ военных событий 1941-1945 годов, созданный их свидетелями и авторами послевоенного кинематографа. Визуальной кодой экспозиции стали документальные фотографии, снятые на Ржевском рубеже выдающимися фронтовыми корреспондентами Ольгой Игнатович и Олегом Кноррингом.

Первый образ - в звуке -  обращается сразу к сердцу зрителя - ещё на подступах к экспозиции посетителей встречает  8-я симфония  Дмитрия Шестаковича, написанная в 1943 году.
В этой части художественного пространства выставки представлен 10-минутный фильм на основе фронтовой кинохроники описываемых событий на Ржевском выступе, созданный специально к открытию. Он открывает экспозицию, дополняет, связывает и еще глубже раскрывает ее целостную картину.

Чуть далее - смысловой центр выставки - икона "Всех скорбящих радость", со сквозной раной от осколка снаряда. Она из Покровского храма Ржева - символ преодоления смерти, слепой злобы, безжалостного расчеловечивания; надежда преображения людской скорби, горя и утраты.  Старообрядческий Покровский храм был одним из уцелевших зданий в городе. Фашисты, заминировав его, решили сделать храм братской могилой для переживших 17-месячную оккупацию двух сотен уцелевших жителей, согнанных со всего города. Чудом они были спасены.

Обе выставки - фронтовых фотографий и киноплакатов фильмов о Великой Отечественной - особым образом рифмуются, между ними можно перекидывать мостики  и отыскивать те смыслы, которые отзываются в собственной душе. Так, афиша фильм " Сто солдат и две девушки" очевидно отсылает к похожему фотоснимку. А вот находишь другой фильм,  его композитор непосредственно присутствовал на Ржевском рубеже. Рифмуются и названия фильмов. Внимательному зрителю может открыться отдельная поэтическая и смысловая линия.

Одновременно с этим визуальный язык киноафиш отсылает людей старшего поколения к детству, ушедшему прошлому, возвращает к переживанию ужасов войны. А молодым людям предлагает погрузиться в пространство тех страшных событий. При этом открыть сердце для ощущения чистоты, правды и открытости чувств.

Во многом, фотокадры того времени постановочны. Непосредственно боевые действия почти не попадают в объектив фотокоров. Но тем не менее эти работы создают ощущение присутствия и проживания непреходящей боли, чудовищных разрушений, перелома человеческих судеб. В этих безмолвных взглядах как бы отразилась вся глубина пережитого. В них и неизвестность, и надежда на будущее, которое мы, их потомки, сейчас проживаем.

Кадры представленные на экспозиции, составляют частное архивное собрание автора выставки, московского коллекционера Константина Бенедиктова. 25 лет назад он приобрел деревенский дом между Ржевом и Старицей - в пространстве описываемых событий. Поэтому это стало как бы его личной историей. Много лет ушло на поиск представленных документальных материалов.

Артефакты и материалы, использованные в оформлении выставки, также происходят из тех самых мест, ставших свидетелями боли, ужасов и трагедии Великой Отечественной.

Внутренней мотивацией и желанием автора было, чтобы представленная экспозиция стала нашим всматриванием в это историческое и человеческое пространство - документальным, художественным и литературным его осмыслением.

Выставка создана коллективом РОДНЯ.media в содружества с ТО ПАРСУНА , при поддержке ООО ФармаСофт и Фонда культурно-исторических инициатив.

 



#парсуна #родня #ржевскийрубеж #деньпобеды #галерея #выставка #москва

'+

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.