Кто они, где живут, каким народам родня и откуда пришли
(Текст и аудио: Андрей Цунский)
Удивительная все-таки здесь природа! Итак, сегодняшняя наша прогулка по Удмуртской Республике посвящена практически необъятной теме: удмурты! Кто они, где живут, каким народам родня и откуда пришли?
Удивительная все-таки здесь природа! Итак, сегодняшняя наша прогулка по Удмуртской Республике посвящена практически необъятной теме: удмурты! Кто они, где живут, каким народам родня и откуда пришли?
Сначала проверим вашу эрудицию! Вотяки, отяки, воть – так в старину называли удмуртов по-русски. А бесермяне – хотя и живут на северо-западе Удмуртии, но это отдельный этнос, со своей культурой и традициями.
До недавнего времени их огульно причисляли к удмуртами при выдаче паспорта, но в июне 1992 года Верховный Совет Удмуртской Республики принял постановление «о восстановлении исторического имени бесермянского народа». Так что не путаем!
Сначала проверим вашу эрудицию! Вотяки, отяки, воть – так в старину называли удмуртов по-русски.
А бесермяне – хотя и живут на северо-западе Удмуртии, но это отдельный этнос, со своей культурой и традициями.
Ну и каковы ваши предположения? Верно! Удмурты тем и интересны, что ниоткуда они не явились сюда, никуда отсюда не уходили. Вероятнее всего, что народ этот сформировался в бассейне среднего и нижнего течения реки Вятки.
Конечно, совсем не переселяться – так редко бывает. Сначала миролюбивых удмуртов слегка оттеснили марийцы, затем пришли славяне. Удмурты не стали ни воевать, ни спорить – они потихоньку отошли на левый берег Вятки, отгородившись рекой – не от врагов, скорее от шумных и докучливых соседей.
Ну и каковы ваши предположения? Верно! Удмурты тем и интересны, что ниоткуда они не явились сюда, никуда отсюда не уходили. Вероятнее всего, что народ этот сформировался в бассейне среднего и нижнего течения реки Вятки.
Если вы хотите посмотреть на традиционное удмуртское жилище, а тем более – узнать его конструктивные особенности, национальные приемы плотницкого искусства, секреты работы с материалами – вам дорога в Лудорвай!
Если вы хотите посмотреть на традиционное удмуртское жилище, а тем более – узнать его конструктивные особенности, национальные приемы плотницкого искусства, секреты работы с материалами – вам дорога в Лудорвай!
Селились сыновья недалеко от отцовской избы – традиция. Ну, и если отец давал добро на строительство своего жилища, первым делом нужно было обратиться к туно. Туно – это очень непростой человек! Он и знахарь, он и жрец, он и хранитель обычаев.
Туно проводил гадание, и по его результатам указывал место, где надлежит строиться. Эх, если бы всегда это гадание показывало самое удобное место – но у такого человека свои резоны. И не ослушаешься! Так что этот обряд давал повод для больших волнений.
Селились сыновья недалеко от отцовской избы – традиция. Ну, и если отец давал добро на строительство своего жилища, первым делом нужно было обратиться к туно. Туно – это очень непростой человек! Он и знахарь, он и жрец, он и хранитель обычаев.
Усадьбу формировала корка – собственно дом, и хозяйственные постройки, поставленные «покоем» - буквой «П», или «глаголом» – думаю, вы уже догадались как это. Фундаментом были «стулья» - коротко напиленные, и вертикально вкопанные бревна под несущими стенами.
Дом утепляли завалинкой – земляной гнасыпью вдоль стен, которую могли расположить как внутри, так и снаружи. Печь без трубы ставили справа от входной двери, над ней делали дощатый дымоход, или «дымник» – топили по-черному. Избы ставили высокие – 3 или даже 3 с половиной метра, чтобы дым был выше человеческого роста. Рубили избу «в обло» – ну, как у нас
Усадьбу формировала корка – собственно дом, и хозяйственные постройки, поставленные «покоем» - буквой «П».
Фундаментом были «стулья» – коротко напиленные, и вертикально вкопанные бревна под несущими стенами.
Интерьер удмуртской избы мало чем отличается от других северных жилищ – климат диктует функциональные моменты, и культура в чем-то давно уже сблизилась с русской: пришло православие – и красный угол с иконами появился практически в каждой избе.
Интерьер удмуртской избы мало чем отличается от других северных жилищ – климат диктует функциональные моменты, и культура в чем-то давно уже сблизилась с русской: пришло православие – и красный угол с иконами появился практически в каждой избе.
Множество народов утратили свою самобытность, язык, обычаи и растворились в массе поглотивших их больших наций – и отнюдь не потому, что были истреблены или выселены. Это происходило во всех крупных странах мира.
От каких-то этносов остались только названия, от каких-то названия деревень, несколько слов в чужом языке… Труднее всего малому народу пережить модернизацию. Но вот ведь парадокс – если ее не будет, этнос погибает еще быстрее.
Множество народов утратили свою самобытность, язык, обычаи и растворились в массе поглотивших их больших наций – и отнюдь не потому, что были истреблены или выселены.
Это происходило во всех крупных странах мира.
После взятия Казани Иоанн IV принял под свое правление и удмуртов.
После взятия Казани Иоанн IV принял под свое правление и удмуртов.
В 1557 г. Иван Грозный в ответ на челобитье сырьянских удмуртов отправил им грамоту о крещении в православную веру. К царю обратилось 17 удмуртских семей, и в грамоте от 25 февраля 1557 года Иван Грозный пожаловал эти 17 семей Сырьинской волости Слободского уезда Вятской земли:
«…Ожмека Черного да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да… со товарищи жаловать льготой: три года подати не платить, за что они обязались учинить вверх Вятки реки на речке Василкове слободу и церковь…».
В 1557 г. Иван IV в ответ на челобитье сырьянских удмуртов отправил им грамоту о крещении в православную веру. К царю обратилось 17 удмуртских семей, и Грозный пожаловал их Сырьинской волости Слободского уезда Вятской земли.
Сборщики ясака обдирали народы Заказанья, как липку – и трижды это приводило к настоящим войнам, черемисы (марийцы) возглавляли эти войны. Марийцы, кстати, и удмуртам периодически «давали прикурить». Удмурты же не стремились бунтовать, но в 1770-е годы кончилось и их терпение.
Они присоединились к восстанию Емельяна Пугачева, в армии которого несколько тысяч удмуртов участвовали в захвате и сожжении Казани. Удмуртов целыми селениями прикрепляли к строительству заводов, часто эти селения были тем самым поставлены на грань голодной смерти.
Сборщики ясака обдирали народы Заказанья, как липку – и трижды это приводило к настоящим войнам, черемисы (марийцы) возглавляли эти войны. Марийцы, кстати, и удмуртам периодически «давали прикурить». Удмурты же не стремились бунтовать, но в 1770-е годы кончилось и их терпение.
Все эти процессы были чрезвычайно болезненными – но если бы не они, скорее всего мы бы уже не услышали звуков удмуртского языка.
Все эти процессы были чрезвычайно болезненными – но если бы не они, скорее всего мы бы уже не услышали звуков удмуртского языка.
При советской власти национальный вопрос тоже не решался безошибочно, однако невозможно игнорировать тот факт, что именно при этой власти у удмуртов появилась сначала национальная автономия, а потом и собственная государственность. И благодаря ей сохранилось до сих пор главное достояние удмуртского народа – его язык и традиции.
Благодаря советской власти в 1929 году на студии «Межрабпомфильм» был снят, вышел на экраны и с успехом демонстрировался по всему СССР фильм режиссера Алексея Пель-Дмитриева «Соперницы» - первый полнометражный (51 минута) художественный фильм об удмуртах и Удмуртии.
При советской власти национальный вопрос тоже не решался безошибочно, однако невозможно игнорировать тот факт, что именно при этой власти у удмуртов появилась сначала национальная автономия, а потом и собственная государственность.
Инженеров, ученых, врачей называют работниками разума, а художников, музыкантов, поэтов – работниками сердца. Не только сохраняя народное творчество, но одновременно давая ему новую жизнь, сознание, звучание – можно сохранить сердце и душу народа.
А как сохранить изобразительную культуру народа? То, что существовало в виде традиционного орнамента, эстетики традиционного дизайна предметов быта, архитектуры, национального костюма? Чтобы появились художники, им нужно образование.
Инженеров, ученых, врачей называют работниками разума, а художников, музыкантов, поэтов – работниками сердца. Не только сохраняя народное творчество, но одновременно давая ему новую жизнь, сознание, звучание – можно сохранить сердце и душу народа.
28 ноября 1960 года в удмуртском селе Грахово родился Григорий Леонтьевич Чайников. Он и его брат и две сестры рано осиротели, и Григория брался за любую работу – пас коров, косил сено, возил сестрам и брату картошку, яблоки, овощи.
28 ноября 1960 года в удмуртском селе Грахово родился Григорий Леонтьевич Чайников. Он и его брат и две сестры рано осиротели, и Григория брался за любую работу – пас коров, косил сено, возил сестрам и брату картошку, яблоки, овощи.
В 1978 году он поступил на художественно-графический факультет Ижевского государственного университета. Тут его и заметил Алексей Павлович Холмогоров, который первым ему сказал: тебе нужно учиться в Москве.
Есть такой закон – культура не может вариться в собственном соку, не может оставаться в границах маленькой территории или в собственных этнических рамках. Она должна нести себя в мир, как дочь однажды должна будет покинуть семью и выйти замуж – так что в окно девушку никто бросать не собирался. Она и сама убежит.
В 1978 году он поступил на художественно-графический факультет Ижевского государственного университета. Тут его и заметил Алексей Павлович Холмогоров, который первым ему сказал: тебе нужно учиться в Москве.
В 1989 году Григория Чайников поехал на пленэр в Удмуртию, в Кезский район, в село Степанёнки. У околицы встретил он странного человека. Тот поведал ему, как потерял работу, как ушла к другому жена, как потерялся этот человек в наступающем новом мире, без веры в себя.
В 1989 году Григория Чайников поехал на пленэр в Удмуртию, в Кезский район, в село Степанёнки. У околицы встретил он странного человека. Тот поведал ему, как потерял работу, как ушла к другому жена, как потерялся этот человек в наступающем новом мире, без веры в себя.
Если вы хотите ближе познакомиться с культурой и традициями удмуртов, лучше всего начать это знакомство в Национальном Музее Удмуртской Республики имени Кузебая Герда. О яркой жизни и трагической судьбе этого удивительного человека мы уже подготовили отдельную экскурсию.
Некогда он был директором и во многом – создателем этого прекрасного музея. Сейчас это один из самых интересных музеев и нашей страны, и всего мира. Мало кто сделал столько для удмуртской национальной культуры.
Если вы хотите ближе познакомиться с культурой и традициями удмуртов, лучше всего начать это знакомство в Национальном музее Удмуртской Республики им. Кузебая Герда. О яркой жизни и трагической судьбе этого удивительного человека мы уже подготовили отдельную экскурсию.
Вот вам и к последней загадке разгадка. Это, какая проза жизни… деньги – уксё. Но я пожелаю вам денег. Чтобы вы могли поехать в Удмуртию и все увидеть своими глазами, услышать своими ушами. Но предварительно почитайте и посмотрите наши экскурсии – об Удмуртии мы их готовим для вас постоянно!
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.