Обзорная экскурсия по Свято-Успенскому монастырю

История и современность одной из древнейших обителей России (текст Александр Шитков, Никита Терентьев; аудио Никита Терентьев)

Вид на монастырь с Волги, декабрь 2020 год/Фото: Константин Дьячков

Маленький город с большой историей

«Один из древнейших городов Тверской области с богатой историей», - так начнут рассказывать вам практически о любом городе в нашем крае местные экскурсоводы. Старица в этом смысле не исключение.

Но не каждый город может похвастаться вниманием Александра Пушкина и Ивана Грозного; далеко не везде вам расскажут, как первый Патриарх Московский и всея Руси сбежал от своей невесты; и как трагедия, произошедшая в стенах местной обители, дошла до Нюрнбергского процесса.

Зная всё это, вряд ли назовёшь Старицу типичным провинциальным райцентром. Но мы отвлеклись. Сердце одного из древнейших городов Тверской области с богатой историей – Свято-Успенский мужской монастырь. Белокаменный, массивный и величественный.

Смотреть

Первое упоминание о монастыре

Несмотря на более чем 900-летнюю историю, сейчас в монастыре вы не найдете настолько древних строений. В летописях первое упоминание о монастыре отмечено 1110 годом, но в те далёкие времена он стоял выше от берега Волги – там, где сейчас находится районный Дом культуры.

Несмотря на более чем 900-летнюю историю, сейчас в монастыре вы не найдете настолько древних строений. В летописях первое упоминание о монастыре отмечено 1110 годом, но в те далёкие времена он стоял выше от берега Волги – там, где сейчас находится районный Дом культуры.

Подробнее...

Южные ворота

Перед вами Южные ворота – главные в монастыре. Однако так было не всегда. Раньше люди проходили с западной стороны, под церковью апостола Иоанна Богослова. Но однажды в монастыре произошёл потоп: Волга вышла из берегов и наполнила монастырские погреба водой. Настоятелю ничего не оставалось, кроме как заложить прежние ворота, а главный вход перенести.

Перед вами Южные ворота – главные в монастыре. Однако так было не всегда. Раньше люди проходили с западной стороны, под церковью апостола Иоанна Богослова. Но однажды в монастыре произошёл потоп: Волга вышла из берегов и наполнила монастырские погреба водой. Настоятелю ничего не оставалось, кроме как заложить прежние ворота, а главный вход перенести.

Подробнее...

Южные ворота монастыря, 1910 год/Фото: Сергей Прокудин-Горский
Смотреть

Монастырские стены

Прежде чем попасть в сам монастырь, вы наверняка обратили внимание на массивные белокаменные стены.В 30-е годы прошлого века советские власти почти полностью разрушили ограду, нуждаясь в кирпиче для «социалистического строительства».

В основном стройматериалы пошли на возведение старицкой бани, какую-то часть отвезли в Калинин, как тогда называлась Тверь. Оставили нетронутыми только 28-метровый участок и юго-восточную башню. Восстанавливать стену начали лишь в 2005 году. Взялись за дело серьёзно, поэтому закончили работы уже через три года.

Гонения и возрождение

Жизнь монастыря, несмотря на проблемы, коснувшиеся всей России, в целом была размеренной и спокойной. Но после Октябрьской революции 1917 года обитель закрылась. Та же участь постигла почти все храмы Старицы.

А дальше: война, пятилетки, строительство коммунизма и космических кораблей, бороздящих просторы Вселенной. О монастыре вспомнили уже после распада СССР, в 1997 году, когда Священный Синод благословил восстановить монашескую жизнь и открыть врата для верующих.

Спустя несколько лет после открытия в обитель приехал Виктор Христенко, тогда занимавший должность зампреда Правительства России. Как он расскажет позже, монастырь пребывал в удручающем состоянии, в нём царило запустение. Тогда Виктор Борисович решил создать благотворительный фонд.

И такой фонд действительно появился. Мало того, что он привлек внимание к древней обители и самому городу, так ещё и собрал внушительные деньги. Благодаря им монастырь и восстанавливали.

Успенский собор, 2004 год/Фото: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря
Успенский собор, 2020 год/Фото: Константин Дьячков

Успенский собор

Разумеется, главная постройка Свято-Успенского монастыря, что понятно из самого названия, - это Успенский белокаменный собор. Его возвёл в первой половине XVI века князь Андрей Старицкий.

Если паломническая или туристическая дорога заносила вас в Московский Кремль, то вы заметите сходство старицкого и столичного Успенских соборов. Видимо, сын решил пойти по стопам отца – великого князя Ивана III, - который велел построить храм в центре Москвы.

Кстати, некоторые исследователи считают, что глубокие трёхметровые подвалы собора могли служить усыпальницей старицких князей.

Смотреть

Интерьер Успенского собора

Четырехъярусный иконостас полностью восстановили в 2007 году. Занимались этим студенты Тверского художественного училища и артель иконописцев под руководством Валерия Колтового.

А теперь немного теории. У нас есть трое врат иконостаса: южные – те, что справа, царские – что посередине, и северные, которые находятся слева. Обратите внимание на икону слева, прямо возле северных врат. На ней священнослужители держат в руках Успенский собор. Среди них первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, который родился на старицкой земле, а также его преемник патриарх Гермоген. Рядом стоят епископ Тверской и Кашинский Арсений и святитель Герман Казанский. Последний тоже родом из Старицы.

Однажды, когда Герман Казанский был настоятелем Успенского монастыря, к нему за знаниями пришёл юноша Иоанн. Никто тогда и представить не мог, что мальчик Ваня станет в будущем первым русским патриархом.

Четырехъярусный иконостас полностью восстановили в 2007 году. Занимались этим студенты Тверского художественного училища и артель иконописцев под руководством Валерия Колтового.

Подробнее...

Матушка Пелагия

С левой стороны перед иконостасом Успенского собора находится рака с мощами матушки Пелагии. Она приходится сестрой или, по мнению некоторых исследователей, матерью первому патриарху. Её мощи обрели в Вознесенской церкви, руины которой стоят в старицком городском саду. Кстати, вы могли видеть этот храм в фильме Ролана Быкова «Чучело». Там снимали знаменитую сцену сожжения платья героини Кристины Орбакайте.

Но мы отвлеклись. Когда археологи нашли останки Пелагии, оказалось, что она была убита выстрелом из ружья или пистолета. Скорее всего, её застрелили во время польско-литовского нападения. В 2005 году мощи торжественно перенесли в Свято-Успенский монастырь.

Рядом с мощами стоит киот, в котором находится деталь кожаной сандалии. Её нашли в гробнице Пелагии. Если вы приглядитесь, то заметите, что местная святыня напоминает по форме профиль женщины в характерном для монахинь головном уборе. Это не задумка тех, кто её сюда помещал. Когда древнюю находку восстанавливали, она сама приняла такую форму.

Киот с сандалией Пелагии Старицкой/Фото: Константин Дьячков
Смотреть

Колокольня Успенского собора

Раньше, что неудивительно, колокольня Успенского собора была деревянной. Да и находилась в другом месте. Нет, она не сгорела, как бывало со многими постройками в то время, а просто обветшала.

Тогда местный настоятель распорядился построить новую, но уже не из дерева, а из кирпича. Так и появилась четырёхъярусная колокольня, которую вы видите сейчас. На самом строении есть надпись с годом его заложения, а сверху – распятие Иисуса Христа.

Усыпальница патриарха

В колокольне есть небольшое помещение. Здесь похоронили первого Патриарха Московского и всея Руси. Но не многие местные жители знают, что сослал патриарха в Старицу Лжедмитрий I.

Надгробный камень усыпальницы святителя Иова сделан из знаменитого старицкого известняка. Старицкие пещеры, о которых любят писать в туристических гидах, на самом деле были каменоломнями.

Впрочем, сейчас поклониться мощам Иова не получится. По крайней мере, здесь, в Старице. По указу царя Алексея Михайловича тело патриарха перевезли в Москву. Теперь они покоятся в Успенском соборе Кремля.

Усыпальница патриарха Иова/Фото: AFINAPOST
Смотреть

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов

Пожалуй, настало время подробнее рассказать о главном святом старицкой земли – патриархе Иове. Он родился в посадской старицкой семье, и звали его Иоанн. Родители хотели женить мальчика, но ему мирские дела были неинтересны, поэтому он ушел в монастырь, где сначала принял монашество, а позже – 12 лет был настоятелем.

Как бы сказали сейчас, карьера Иова пошла в гору после знакомства с Иваном Грозным. Царь называл Старицу «любим-городом», поэтому часто здесь бывал. По приказу Грозного Иова перевели настоятелем в московский Симонов монастырь, а затем – в Новоспасский.

Казалось, что для молодого человека из провинции это предел мечтаний: переехать в Москву и занять такое почетное место. Но на этом восхождение будущего главы всей русской Церкви не остановилось. Спустя несколько лет Иов стал Митрополитом Московским и, наконец, был избран первым Патриархом Московским и всея Руси.

День памяти патриарха Иова – важное событие в жизни монастыря. Но в 2012 году отмечали эту дату особенно торжественно. На территории обители установили бронзовый памятник святителю. Автор памятника – московский скульптор Юрий Хмелевской. Иов восседает на белокаменной скамье, в правой руке у него архиерейский посох, в левой – Евангелие.

Пожалуй, настало время подробнее рассказать о главном святом старицкой земли – патриархе Иове. Он родился в посадской старицкой семье, и звали его Иоанн. Родители хотели женить мальчика, но ему мирские дела были неинтересны, поэтому он ушел в монастырь, где сначала принял монашество, а позже – 12 лет был настоятелем.

Подробнее...

Малиновый звон

Колокола в Старицком монастыре имеют свою собственную историю, которая удивляет не меньше, чем житие патриарха Иова. Например, раньше на звоннице висел колокол мастера Петра ван-ден-Шейна. Полагали, что колокол в своё время принадлежал шведам, которые в свою очередь отняли его у голландцев. А в Старицу он попал после победы русских под Полтавой.

В 30-е годы ХХ столетия коммунисты сбросили все колокола и отправили их на переплавку. 12 новых колоколов, общим весом почти пять тонн, установили лишь в 2004 году.

Сейчас при Старицком Свято-Успенском монастыре работает школа юных звонарей, она называется "Малиновый звон". Школе больше 10 лет, поэтому ребята, бывшые в ней некогда учениками, теперь сами помогают старичанам овладеть этим непростым искусством. На главные православные праздники в монастыре слышны "песни" всех трёх звонниц. 

Звонница колокольни Успенского собора/Фото: Константин Дьячков
Введенский храм/Фото: Константин Дьячков

Введенский храм

Введенский храм считается одним из самых красивых шатровых храмов Тверской области. Его построили по заказу Ивана Грозного. Это массивное сооружение состоит из церкви, двухъярусной трапезной и келарской палаты, или, как бы сказали сегодня, личного кабинета заведующего монастырскими делами.

Введенская церковь, к сожалению, известна не только своей уникальной архитектурой, но и трагическими событиями, которые здесь произошли в годы Великой Отечественной войны. Когда Старицу освобождали, в храме обнаружили замороженные тела 78 красноармейцев. Это преступление нацистов вошло в документы Нюрнбергского процесса.

Старицу освобождали от нацистов в ночь с 31 декабря 1941 года на 1 января 1942-го. Сначала советские войска вышли на окраины города, а спустя сутки уже были в центре. Старицкий район был очищен на Рождество - 7 января того же года. 

Смотреть

Интерьер Введенского храма

Попасть в храм можно по деревянным ступеням. Внутри его конструкция напоминает Грановитую палату Московского Кремля: своды держатся на широком квадратном столбе. Иконостас создали нижегородские мастера, а иконы писали художники из Курска. Раньше в храме находился старицкий краеведческий музей. В него водили школьников и студентов на экскурсии. В 2009 году на купол Введенского храма водрузили крест, а вскоре здесь состоялась первая - почти спустя век - Литургия.

Настоятельский корпус

Настоятельский корпус, который стоит напротив Успенского собора, - самое старое жилое здание в монастыре. Изначально корпус был одноэтажным. И снова немного истории: во времена церковных реформ Екатерины Второй у Свято-Успенского монастыря отобрали все вотчины, и обитель должна была довольствоваться наличием всего двенадцати человек братии и девяти служителей.

Для сравнения: за полтора века до того, как императрица решила взяться за реформу Церкви, в старицком монастыре жили 73 священнослужителя, 32 послушника и 43 монастырских слуги. Помимо этого, обитель владела 3000 крестьян и имела больше тысячи гектаров земли.

В настоятельском корпусе до революции размещались трапезная, две жилых комнаты для братии и одна – для рабочих. Уже в советское время там обустроили художественно-исторический музей, детскую школу искусств, а несколько лет монастырские корпуса использовались даже под коммунальные квартиры.

Настоятельский корпус/Фото: Константин Дьячков
Фото: Константин Дьячков

Надвратная церковь Иоанна Богослова

Церковь над вратами, выходящими к Волге, возвёл князь Андрей Старицкий, но долго она, увы, не простояла – сгорела. Тогда на её месте построили новый храм, в честь апостола Иоанна Богослова. И до конца XIX века главный вход в монастырь был именно здесь.

Единственная проблема, из-за которой впоследствии перенесли главные ворота, – частые весенние паводки. Вода затопляла треть монастыря, поэтому проход через надвратные ворота Иоанна Богослова заложили кирпичом. В советские годы, как это обычно и бывало, церковь закрыли и забросили. Но сейчас она полностью восстановлена, в первозданном виде.

Вот так белокаменный Иоанно-Богословский храм, как и три столетия назад, гармонично вписался в общий архитектурный ансамбль монастыря.

Смотреть

Интерьер храма Иоанна Богослова

Несколько лет назад в храме Иоанна Богослова установили иконостас. Вот только не совсем ординарный. Дело в том, что по инициативе Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря зодчие из Нижнего Новгорода разработали проект каменных резных икон. Такие иконы были характерны в «пещерных» храмах времен раннего христианства. Решение интересное: кованные конструкции, которые держат каменные иконы – такое редко встретишь в наше время.

Троицкая церковь/Фото: Константин Дьячков

Троицкая церковь

Наверное, из всех храмов на территории монастыря из общей композиции особенно выделяется Троицкий. Он пристроен к северной стене Успенского собора. Как можно понять по архитектурным особенностям, эта церковь – самая молодая их всех, что вы видели в Старицкой обители, и задумывалась как усыпальница.

Своему появлению она обязана генерал-майору Алексею Тутолмину. В Старице его уважали, ведь этот человек открыл в городе первую бесплатную больницу. Троицкая церковь – образец храмов эпохи позднего классицизма. Все фасады богато украшены всевозможными арочками, колоннами, пилястрами, а в цокольном этаже расположены полукруглые окна.

Смотреть

Интерьер Троицкой церкви

Как вы уже знаете, Троицкий храм строили в качестве усыпальницы дворянского рода Тутолминых. Зайдя внутрь, вы сразу увидите гранитный обелиск с установленными по бокам саркофагами – под ними и покоятся члены их семьи.

Раньше у гранитной плиты стояли три бронзовые фигуры – «Страждущая женщина», «Весы» и «Правосудие». Сейчас они находятся в Тверской картинной галерее.Через круглое отверстие в верхнем ярусе Троицкого храма – ротонду – видны надгробные памятники в нижнем ярусе.

Во времена Советского Союза храм серьёзно пострадал: вход замуровали, лестницы из белого камня разобрали для строительства дач, верхний ярус рухнул, а настенная живопись практически вся была уничтожена.

Часовня Георгия Победоносца/Фото: Константин Дьячков

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Георгия Победоносца – последняя предреволюционная постройка в монастыре. В 30-е годы прошлого века её полностью разрушили и организовали на этом месте настоящую свалку надгробий. К счастью, в 2007 году часовню восстановили. Теперь здесь крестят прихожан, можно набрать святой воды и окунуться в купель.

Усыпальница Ивана Глебова

В усыпальнице покоится генерал-губернатор Санкт-Петербурга Иван Глебов. Правда, почти столетие люди об этом не знали: никто не ухаживал за могилой, никто из родных и близких её не посещал. На стене просто были высечены инициалы «И. Ф. Г».

Усыпальницу хотели снести из-за ветхости, но для начала решили проверить, не имеет ли она какого-нибудь археологического значения. В итоге, как видите, постройку оставили.

Ивану Глебову принадлежало имение Раёк-Знаменское Новоторжского уезда – ещё одно удивительное место Тверской области. Так почему же военачальника Глебова похоронили в Старицкой обители? Всё просто: многие русские монастыри становились местом последнего упокоения известных и влиятельных людей, тех, у кого были заслуги перед Отечеством. У Ивана Фёдоровича таких было предостаточно.

Усыпальница Ивана Глебова/Фото: Константин Дьячков
Смотреть

Костница

В нижнем ярусе Введенской церкви находится костница, то есть место, где покоятся останки усопших. Дело в том, что монастырское кладбище было разрушено и осквернено. Кости похороненных здесь людей в течение многих лет практически валялись под открытым небом, перемешанные со строительным мусором и обломками надгробных памятников.

Когда кладбище решили реставрировать, то обнаружили останки нескольких десятков человек. Как говорят эксперты, эти кости принадлежат и монахам Успенского монастыря, и местным жителям разных сословий. Оставлять останки в костнице – это вполне православная традиция. Она существует монастырях и на Афоне, и в России, и даже в Египте.

В полумраке подклета икону Господа Вседержителя освещает лампада. Перед кованой решёткой – канон с Распятием. На нём горят поминальные свечи.

В нижнем ярусе Введенской церкви находится костница, то есть место, где покоятся останки усопших. Дело в том, что монастырское кладбище было разрушено и осквернено. Кости похороненных здесь людей в течение многих лет практически валялись под открытым небом, перемешанные со строительным мусором и обломками надгробных памятников.

Подробнее...

Фото: Константин Дьячков

Жемчужина Верхневолжья

Как и многие столетия назад, Свято-Успенский монастырь остаётся центром притяжения паломников со всего света. История, хранящаяся в стенах обители, влечёт археологов и краеведов, исследователей прошлого и настоящего нашей страны, её православных истоков.

Но важнее другое: жизнь монастыря — отражение судеб многих поколений старичан. На их долю выпадали трагедии и радости, тяжёлые войны и годы процветания. И во всём этом круговороте обитель и прихожане продолжали идти в будущее, сохраняя веру в милость Бога и многовековые традиции. 

 

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.