Как Станислав Бенедиктов и Алексей Бородин сделали Исландию ближе русским, а Россию — исландцам
Алексею Бородину и Станиславу Бенедиктову выпала в жизни удача — поработать в Исландии, узнать эту страну и этот народ. Внести огромный вклад в межнациональный культурный обмен. Сделать Исландию ближе русским, а Россию — исландцам.
Поисковый сервер быстро подберет вам сведения - как в Исландию добраться, сколько стоят билеты и жилье, — но все же, отправляясь в путешествие, человек ищет не просто комфорта и чего-то нового за окном автобуса.
Алексею Бородину и Станиславу Бенедиктову выпала в жизни удача — поработать в Исландии, узнать эту страну и этот народ. Внести огромный вклад в межнациональный культурный обмен. Сделать Исландию ближе русским, а Россию — исландцам.
Алексею Бородину и Станиславу Бенедиктову выпала в жизни удача — поработать в Исландии, узнать эту страну и этот народ. Внести огромный вклад в межнациональный культурный обмен. Сделать Исландию ближе русским, а Россию — исландцам.
Поисковый сервер быстро подберет вам сведения — как в Исландию добраться, сколько стоят билеты и жилье, — но все же, отправляясь в путешествие, человек ищет не просто комфорта и чего-то нового за окном автобуса.
Мы надеемся, что рассказ о поездке русского режиссера и художника в эту удивительную страну откроет посетителям нашего музея то, чего в обычных интернет-источниках не найдешь. О театральных результатах этих поездок на сайте РАМТ и в прессе можно найти достаточно много, а нам захотелось рассказать о том, как строился их диалог с другой природой, культурой, людьми.
Не претендуя на полноту раскрытия темы, хотелось бы пробудить и у вас интерес к тому, как два российских театральных деятеля сумели найти отклик у исландцев — и почему.
Когда человек едет в другую страну, он сравнивает ее со своей. Сначала сравнивает природу — как выглядят леса, реки, городские ландшафты. Сравнивает людей — как они одеваются, ходят, говорят, работают, отдыхают, чем интересуются. Сравнения бывают очень интересными — но если сравнивать... нечего?
Когда человек едет в другую страну, он сравнивает ее со своей. Сначала сравнивает природу — как выглядят леса, реки, городские ландшафты. Сравнивает людей — как они одеваются, ходят, говорят, работают, отдыхают, чем интересуются. Сравнения бывают очень интересными — но если сравнивать... нечего?
Когда человек едет в другую страну, он сравнивает ее со своей. Сначала сравнивает природу — как выглядят леса, реки, городские ландшафты. Сравнивает людей — как они одеваются, ходят, говорят, работают, отдыхают, чем интересуются. Сравнения бывают очень интересными — но если сравнивать... нечего?
Так тоже бывает.
Можно ли представить себе, что в стране нет ни лета, ни зимы в нашем понимании? Ласковый Гольфстрим оберегает ее от чрезмерных морозов, но в северных широтах солнечные лучи пролетают над нею вскользь. Здесь не жгут ни нефти, ни газа, чтобы отопить дома, а воду, что бежит по трубам, нужно не нагревать, а охлаждать. Хотя хоть из горячего, хоть из холодного крана течет вода чистейшая, питьевая.
Здесь нет лесов! То есть они есть, но не очень густые и высокие. Раньше нужно было построить из чего-то дома, а потом — ремонтировать их, так что как вырубили деревья — так и подращивают, но они так и не выросли в прежнем количестве.
Парламент — Альтинг — собирается уже тысячу и сто лет. С президентом многие просто знакомы лично. А как-то раз Йон Гнарр, очень популярный в Исландии актер и комик, в шутку выдвинул свою кандидатуру в мэры Рейкьявика. Народ тоже пошутил — выбрал его, и пришлось четыре года работать мэром.
Здесь у людей нет фамилий — и, кстати, нам-то легче, чем другим, вообразить город, населенный Михалычами, Алексеичами, Андреевнами, Степановнами. Для остального мира это непросто.
Не только русский турист, а любой иностранец сперва честно пытается выговорить слово «Эйяфьядлайекюдль», но через пару попыток беспомощно, с вопросительной интонацией произносит перед местными жителями: «Вулкан! Большой вулкан! Биг волкано! Где он тут? Вере из ит?» — и местный житель, вежливо улыбаясь, показывает на гору и ведущую к ней дорогу. Он не смеется — он очень давно привык.
Тут к этому все привыкли. Хотя, вслушиваясь, во что они превратили своим языком названия местных чудес природы Йекюльсаурлоун или Мирдальсйекюдль, туристы сами смеются. Не все, конечно. Но люди, способные над собой посмеяться, как правило — умные и хорошие, так что тут их легко заметить.
Несмотря ни на что, туристов из других стран тут любят. На острове живет всего-то триста тысяч человек, все не просто знакомы друг с другом — тут все еще и родственники. Так что новые лица радуют. Пока.
В четыре часа дня прекращают работу все, кроме продавцов: врачи, автомеханики, государственные служащие... Кто-то идет в бар, разумеется. Но большинство исландцев обожает кино и книги. Многие идут даже в бар с книгой. А многие торопятся в театр.
В 1996 году Алексей Владимирович Бородин неожиданно получил приглашение в Исландию. С удивлением он узнал, что в столице — Рейкьявике — целых два драматических театра, Национальный и Городской.
В Национальном уже репетировал Римас Туминас, а в Городской позвали Бородина. Ущемлен никто не был — оба театра были примерно одинакового размера, в Городском сцена была даже чуть побольше. А само приглашение задумала директор театра — Торхильдур Торлейвсдоуттир.
В 1996 году Алексей Владимирович Бородин неожиданно получил приглашение в Исландию. С удивлением он узнал, что в столице — Рейкьявике — целых два драматических театра, Национальный и Городской.
В 1996 году Алексей Владимирович Бородин неожиданно получил приглашение в Исландию. С удивлением он узнал, что в столице — Рейкьявике — целых два драматических театра, Национальный и Городской.
В Национальном уже репетировал Римас Туминас, а в Городской позвали Бородина. Ущемлен никто не был — оба театра были примерно одинакового размера, в Городском сцена была даже чуть побольше. А само приглашение задумала директор театра — Торхильдур Торлейвсдоуттир.
Одинаковый размер театров не означал, что один легко уступил бы другому. И если один приглашает русского режиссера, то и другой не хочет уступать (да не рассердятся литовцы, но литовский театр тогда считался частью театра русского).
Но русский театр — явление не только уникальное качественно, но и весьма большое количественно! Кого приглашать? Режиссеров хороших много, отличных — меньше, но все равно выбор был очень велик. Госпожа Торлейвсдоуттир пошла в российское посольство посоветоваться.
А послом в Рейкьявике был тогда Юрий Александрович Решетов, авторитет которого был гораздо больше, чем у большинства прочих дипломатов в исландской столице, хотя бы потому, что он свободно знал исландский язык, живо интересовался культурой этой страны.
Он не только хорошо говорил, он и писал по-исландски на уровне отличного литератора, а его книга, созданная в соавторстве с Эйвиндуром Эрлендссоном, уже тогда была весьма популярна в этой маленькой стране. Называлась она «Júrí úr Neðra», а полностью «Юрий из Нижнего: история борьбы за человека с многочисленными анекдотами и отступлениями о том и сем, или жизнеописание посла Юрия Решетова».
Русский посол был человеком, слову которого можно верить.
Любопытный факт. Население Исландии тогда составляло всего лишь около 300 тысяч человек. Все исландцы приходятся друг другу более или менее родственниками. И каждый рождается с родословной, зафиксированной государством! Степень родства определить можно и по рассказам бабушек и дедушек, но исландцы подошли к теме на государственном уровне: вопросы брака и семьи — это уже не частное дело.
Любопытный факт. Население Исландии тогда составляло всего лишь около 300 тысяч человек. Все исландцы приходятся друг другу более или менее родственниками. И каждый рождается с родословной, зафиксированной государством! Степень родства определить можно и по рассказам бабушек и дедушек, но исландцы подошли к теме на государственном уровне: вопросы брака и семьи — это уже не частное дело.
Любопытный факт. Население Исландии тогда составляло всего лишь около 300 тысяч человек. Все исландцы приходятся друг другу более или менее родственниками. И каждый рождается с родословной, зафиксированной государством! Степень родства определить можно и по рассказам бабушек и дедушек, но исландцы подошли к теме на государственном уровне: вопросы брака и семьи — это уже не частное дело.
И отношение к этому в Исландии было всегда чрезвычайно серьезным. Если в прошлом веке степень родства даже между незнакомыми исландцами можно было установить по Íslendingabók, или «Книге исландцев», — совершенно официальному документу, то ближе к нашему времени, в 2010 году, в Исландии даже было разработано онлайн-приложение, чтобы проверить степень вашего родства с новым знакомым или знакомой.
Íslendinga App использует информацию из «Книги исландцев», постоянно пополняя данные. В этой модернизированной книге учтены все жители острова, начиная с первых поселенцев-викингов, оставшихся тут еще в XI веке.
У нас в России такого приложения нет. И, кстати, наверное, зря. У нас другая проблема — за годы нашей жестокой истории очень уж многие утратили родственные связи. Но сейчас поговорим о другом.
Посол России в Исландии был женат, причем на актрисе, звали ее — внимание! — Нина Николаевна Акимова, а служила она в РАМТе. Припоминаете?
Да, это дочь Николая Павловича Акимова, выдающегося режиссера, театрального деятеля и художника. Не только в Исландии люди друг другу приходятся родственниками. И не только в Исландии многие отношения строятся и по-родственному, и на старых знакомствах.
Посол России в Исландии был женат, причем на актрисе, звали ее — внимание! — Нина Николаевна Акимова, а служила она в РАМТе. Припоминаете?
Посол России в Исландии был женат, причем на актрисе, звали ее — внимание! — Нина Николаевна Акимова, а служила она в РАМТе. Припоминаете?
Да, это дочь Николая Павловича Акимова, выдающегося режиссера, театрального деятеля и художника. Не только в Исландии люди друг другу приходятся родственниками. И не только в Исландии многие отношения строятся и по-родственному, и на старых знакомствах.
Кому-то кажется, что это плохо? А вот не так уж оно и плохо. Людей может столкнуть слепой случай, но притягивают друг к другу и общие вкусы, и убеждения, и профессиональные интересы.
Ну а то, что Юрий Решетов порекомендовал пригласить в городской театр Алексея Владимировича Бородина, так это не только Бородину повезло. Исландии тоже повезло — и в этой маленькой прекрасной стране, кстати, так и считают.
Узнав о предложении, Бородин согласился и предложил для постановки силами исландских актеров пьесу «Таланты и поклонники» Александра Островского, но неожиданно оказалось, что исландцы хотят от русского режиссера спектакля по роману «Отцы и дети».
Узнав о предложении, Бородин согласился и предложил для постановки силами исландских актеров пьесу «Таланты и поклонники» Александра Островского, но неожиданно оказалось, что исландцы хотят от русского режиссера спектакля по роману «Отцы и дети».
Узнав о предложении, Бородин согласился и предложил для постановки силами исландских актеров пьесу «Таланты и поклонники» Александра Островского, но неожиданно оказалось, что исландцы хотят от русского режиссера спектакля по роману «Отцы и дети».
Словом, грустно.
Станислав Бенедиктов, прямая речь:
«В этих домах, согретых теплом горных термальных вод, росли дети. Подрастая, многие из них уезжали в другие страны получать высшее образование, и далеко не всех тянуло назад, в родные гнезда. Проблема отцов и детей приобрела в Исландии своеобразные черты».
И Алексей Владимирович без всякой иронии серьезно проникся проблемой исландцев, которая показалась ему в чем-то общей с нашими проблемами.
Он сам написал инсценировку романа, разложив действие на девять героев. Прекрасно знающая русскую литературу Ингибьерг Харльдедоуттир быстро сделала перевод. Оставалось определиться со сценографом, но для Бородина это вообще не было вопросом. Только Станислав Бенедиктов. А исландцам хотелось, чтобы спектакль на русскую тему выглядел по-русски.
В 1999 году в Москве начался ремонт Большого театра. Это отдельная история, и она не касается, казалось бы, нашей темы — но непосредственно коснулась здания РАМТ.
Если в центре Москвы начинается ремонт в одном здании — будьте уверены, не обойдется без ремонта и в соседних.
В 1999 году в Москве начался ремонт Большого театра. Это отдельная история, и она не касается, казалось бы, нашей темы — но непосредственно коснулась здания РАМТ.
В 1999 году в Москве начался ремонт Большого театра. Это отдельная история, и она не касается, казалось бы, нашей темы — но непосредственно коснулась здания РАМТ.
Если в центре Москвы начинается ремонт в одном здании — будьте уверены, не обойдется без ремонта и в соседних.
Станислав Бенедиктов, прямая речь:
«У нашего знаменитого соседа — Большого театра — строится филиал. Его новая сцена теперь примыкает к РАМТу. Строительные работы в непосредственной близости начинают постепенно разрушать наше здание.
На стенах и потолке фойе, в кабинете Бородина, расположенном над сохранившейся частью постройки Бове, — большие трещины. Штукатуры и маляры пытаются их замазать и закрасить. В театре идет ремонт.
Паркет фойе застелен полиэтиленовой пленкой. В белую ткань обернуты портреты основателей театра. Из окон, выходящих на Театральную площадь, льется мягкий вечерний свет.
Несколько недавно принятых в труппу молодых актеров, уверенно перешагивая через кучи строительного мусора, спешат на встречу с художественным руководителем театра. Равнодушно взирают и на стены, и на занавешенные портреты, ведь для них все это — прошлое.
И вдруг во мне возникает острое чувство: все, что я сейчас вижу, и есть решение пространства будущего спектакля. Выношу из дирекции красного дерева старинное ампирное кресло, ставлю его посреди строительной развалюхи и жду Алешу.
К осени эскизы написаны, макет сделан и упакован, билеты на самолет в кармане».
Между прочим. Чтение в Исландии — популярное и престижное занятие. Исландия удерживает мировой рекорд по изданию книг на душу населения, пять названий на тысячу человек. В 2009 году из городской библиотеки Рейкьявика читатели брали на дом миллион и двести тысяч книг.
При населении города менее чем в 200 тысяч человек!
Между прочим. Чтение в Исландии — популярное и престижное занятие. Исландия удерживает мировой рекорд по изданию книг на душу населения, пять названий на тысячу человек. В 2009 году из городской библиотеки Рейкьявика читатели брали на дом миллион и двести тысяч книг.
Между прочим. Чтение в Исландии — популярное и престижное занятие. Исландия удерживает мировой рекорд по изданию книг на душу населения, пять названий на тысячу человек. В 2009 году из городской библиотеки Рейкьявика читатели брали на дом миллион и двести тысяч книг.
При населении города менее чем в 200 тысяч человек!
А с конца сентября начинается «Жолабокафлод», или «Рождественский книжный потоп». Книги здесь считаются действительно ценным и лучшим подарком, их дарят в ночь на 24 декабря, и затем проводят ночь за чтением. Традиция существует со времен Второй мировой войны, когда в Исландию ввозили ограниченное количество других товаров.
По какой-то причине в 1997 году торговое представительство России в Исландии не работало. Второй этаж представительства отдали полностью для проживания Бородину и Бенедиктову.
Огромная кухня, столовая, гостиная, кабинет достались им на три месяца в безраздельное пользование. Квартира чем-то напоминала жилище Шерлока Холмса и доктора Ватсона — каждому по комнате, а двухуровневая гостиная со столовой — на двоих. Ну, точнее, на троих — Алексей Владимирович приехал с женой.
Но ни у одного, ни у другого не было времени для светской жизни и (при исландских ценах — в особенности) денег на застолья с гостями. Бородин по большей части сидел по вечерам в кабинете и работал до четырех или пяти часов утра.
Немного географии. Исландия расположена прямо на Срединно-Атлантическом хребте, который служит границей между Северо-Американской и Евразийской тектоническими плитами.
Туристы с навыками дайверов могут не просто увидеть их, а проплыть между ними, глядя, как слева начинается Евразия, а справа — Америка.
Немного географии. Исландия расположена прямо на Срединно-Атлантическом хребте, который служит границей между Северо-Американской и Евразийской тектоническими плитами.
Немного географии. Исландия расположена прямо на Срединно-Атлантическом хребте, который служит границей между Северо-Американской и Евразийской тектоническими плитами.
Туристы с навыками дайверов могут не просто увидеть их, а проплыть между ними, глядя, как слева начинается Евразия, а справа — Америка.
Тектонические плиты друг с другом обычно не ладят, и эти две не исключение, так что на острове имеется примерно 130 вулканов, три десятка из которых периодически беспокоят людей. Не так уж и давно, с 14 по 20 апреля 2010 года, из-за скверного характера вулкана Эйяфьядлайекюдль в атмосферу улетела четверть кубического километра вулканического пепла, и на время Европа осталась без авиасообщения.
Станислав Бенедиктов, прямая речь:
«Подлетаем к Рейкьявику. Неотрывно смотрю в иллюминаторы на необычную картину. От заснеженных вершин гор до видимого вдали берега океана простираются удивительной красоты лавовые поля. Застывшая лава, когда-то горячая и подвижная, образовала причудливые складки, под которыми где-то в глубине острова дремлет мощная вулканическая энергия.
Дорога из аэропорта в Рейкьявик подобна поездке по пустынной лунной поверхности. Оказывается, не особо рискуя жизнью и не преодолевая огромное космическое расстояние, даже не улетая с Земли, можно побывать на неведомой доселе планете».
В это самое время у Станислава Бенедиктовича возникли серьезные проблемы со здоровьем, о которых он старался не говорить никому, и сам о них старался вспоминать пореже. Среди его графических работ тогда появился очень печальный мотив. Но об этом — чуть позже.
Сейчас он увлечен удивительными пейзажами, и все печальные мысли куда-то исчезли — ведь впереди столько захватывающей работы! Потом, о печальном — потом. Ну нельзя же работать в плохом настроении!
Труд сценографа всегда подчинен главному — спектаклю. Ни современный, ни старинный интерьер русской усадьбы у Чехова, ни загадочные пространства фантастической пьесы по Брэдбери, ни футуристические изыски Маяковского не могут существовать сами по себе, как отдельное произведение искусства. Они должны жить в спектакле, декорации могут откликаться на режиссерский замысел сами разными способами. Они — часть спектакля. Великого коллективного труда.
Но если художник не работает самостоятельно — ему нечего будет принести и в «общий котел». Как бы родился у Станислава Бенедиктовича, скажем, образ бесконечной русской дороги в спектакле «Ревизоре», в ТЮЗе города Киров, если бы когда-то он не написал столько русских пейзажей — будь то этюды, работы маслом или акрилом, акварельная графика?
Труд сценографа всегда подчинен главному — спектаклю. Ни современный, ни старинный интерьер русской усадьбы у Чехова, ни загадочные пространства фантастической пьесы по Брэдбери, ни футуристические изыски Маяковского не могут существовать сами по себе, как отдельное произведение искусства. Они должны жить в спектакле, декорации могут откликаться на режиссерский замысел сами разными способами. Они — часть спектакля. Великого коллективного труда.
Труд сценографа всегда подчинен главному — спектаклю. Ни современный, ни старинный интерьер русской усадьбы у Чехова, ни загадочные пространства фантастической пьесы по Брэдбери, ни футуристические изыски Маяковского не могут существовать сами по себе, как отдельное произведение искусства. Они должны жить в спектакле, декорации могут откликаться на режиссерский замысел сами разными способами. Они — часть спектакля. Великого коллективного труда.
Но если художник не работает самостоятельно — ему нечего будет принести и в «общий котел». Как бы родился у Станислава Бенедиктовича, скажем, образ бесконечной русской дороги в спектакле «Ревизоре», в ТЮЗе города Киров, если бы когда-то он не написал столько русских пейзажей — будь то этюды, работы маслом или акрилом, акварельная графика?
В детстве Станислав Бенедиктович прожил некоторое время в Киргизии, где впервые ощутил желание рисовать. И вот однажды, в 1992 году, друзья — Уран и Наталья Сарбагишевы — позвали его погостить на берегу озера Иссык-Куль.
В детстве Станислав Бенедиктович прожил некоторое время в Киргизии, где впервые ощутил желание рисовать. И вот однажды, в 1992 году, друзья — Уран и Наталья Сарбагишевы — позвали его погостить на берегу озера Иссык-Куль.
В детстве Станислав Бенедиктович прожил некоторое время в Киргизии, где впервые ощутил желание рисовать. И вот однажды, в 1992 году, друзья — Уран и Наталья Сарбагишевы — позвали его погостить на берегу озера Иссык-Куль.
Станислав Бенедиктов, прямая речь:
«После небольших колебаний я решил лететь в Киргизию. Вновь поманили горы Тянь-Шаня, которые сподвигли в детские годы к рисованию. Хотелось вновь, по прошествии многих лет, увидеть снежные вершины и озеро с удивительно чистой, прозрачной водой.
Полет на самолете, день во Фрунзе [ныне столица Кыргызстана, город Бишкек. — Прим. ред.], поездка на автобусе, и мы в Каджи-Сае, на другом от Чолпан-Ата берегу. <...>
Вскоре в поселке прошел слух, что в горах выше по ущелью много грибов. Идти за ними надо было рано утром, пока не начнет дуть со стороны озера сильный ветер. Мне после Москвы хотелось побыть одному, и я, поднявшись чуть свет, отправился за грибами.
Тропинка, змеившаяся по ущелью, вела меня все выше и выше. Поднималось солнце, за кустами облепихи и барбариса с шумом текла горная река, и примерно через час я присел отдохнуть у воды.
На душе было спокойно и радостно. Я вновь дышал чистым горным воздухом, напоенным запахами цветущих кустов и трав. Вокруг меня были знакомые горы, и я незаметно погрузился в ушедший мир детства. Словно на машине времени перенесло меня в те годы, когда вся наша семья — Бенедикт Петрович, Раиса Михайловна, Саша, Сережа и я — жила в этих краях».
«Это был редкий счастливый период в нашей жизни. В школе при объекте, на котором трудился Бенедикт Петрович, нас не слишком обременяли учебой, и мы, сделав наскоро уроки, ловили в горной реке форель. А зимой на листах фанеры катались с заснеженных гор...
С трудом вырвавшись из прошлого, не спеша пошел дальше. Эти чудесные дни я старался использовать по максимуму (когда еще придется вырваться из театра в любимые горы) и стал на привезенной бумаге акварелью и белилами писать небольшие картинки.
«Это был редкий счастливый период в нашей жизни. В школе при объекте, на котором трудился Бенедикт Петрович, нас не слишком обременяли учебой, и мы, сделав наскоро уроки, ловили в горной реке форель. А зимой на листах фанеры катались с заснеженных гор...
«Это был редкий счастливый период в нашей жизни. В школе при объекте, на котором трудился Бенедикт Петрович, нас не слишком обременяли учебой, и мы, сделав наскоро уроки, ловили в горной реке форель. А зимой на листах фанеры катались с заснеженных гор...
С трудом вырвавшись из прошлого, не спеша пошел дальше. Эти чудесные дни я старался использовать по максимуму (когда еще придется вырваться из театра в любимые горы) и стал на привезенной бумаге акварелью и белилами писать небольшие картинки.
Старики рассказывали, что произошло великое событие — в Иссык-Куль опустился большой змей. На все мои вопросы, что за змей, реальный или мифологический, Уран ответить не мог, и я рисовал воображаемого змея то в виде космических, нисходящих в озеро лучей, то по-театральному игриво — в виде бумажных, на ниточке летающих существ.
Через некоторое время с радостью в душе, что поверил интуиции, согласившись на поездку в Киргизию, вернулся в Москву. Как же это здорово — вырваться из театральной суеты, вновь почувствовать себя свободным художником!»
— Станислав Бенедиктов
Между прочим. Среди разных учебных заведений есть в Рейкьявике и совершенно неожиданное — «школа эльфов».
Зачем? А просто, по данным опросов, около половины исландцев считают, что эльфы существуют, соседствуют с людьми, а сказки о них следует читать и соблюдать традиции, с ними связанные.
Между прочим. Среди разных учебных заведений есть в Рейкьявике и совершенно неожиданное — «школа эльфов».
Между прочим. Среди разных учебных заведений есть в Рейкьявике и совершенно неожиданное — «школа эльфов».
Зачем? А просто, по данным опросов, около половины исландцев считают, что эльфы существуют, соседствуют с людьми, а сказки о них следует читать и соблюдать традиции, с ними связанные.
А в школе эльфов можно пройти однодневный курс обучения, эксперты и специалисты расскажут об этом удивительном народце и даже поведают о своих встречах с ними, объяснят, как вам надлежит вести себя, если столкнетесь с эльфом или другим мифологическим существом.
Алексей Владимирович немедленно приступил к работе с актерами. И первое, что ему разъяснили: нельзя шутить с театральным профсоюзом. Рабочий день — с девяти и до четырех. А в четыре пополудни — все, репетиционные помещения закрываются, сдавайте ключи, отпускайте актеров.
Замечания артистам приходилось делать в буфете, так что рабочий процесс со стороны напоминал светскую беседу во время обеденного перерыва. Алексей Владимирович до пяти утра просиживал в кабинете, готовясь к работе в новой для него среде.
И вдруг однажды ночью кто-то страшно загрохотал на первом этаже торгпредства, там, где никого и быть-то не могло. Спустились посмотреть и проверить — никого. Что за притча? Наутро рассказали об этом в театре. Актеры совершенно серьезно и обыденно ответили, что удивляться вообще нечему: это была ночь троллей!
Жена Алексея Владимировича потеряла берет. Ну — случается. Однако нашелся он там, где она до этого никогда не бывала!
Стоит ли верить в эльфов и троллей? Решайте сами.
«Макет Бенедиктов привез уже готовый, он вызвал у исландцев полный восторг! Они сразу поняли, с каким профессионалом имеют дело. А дальше вступил в свои права их профессионализм.
Состоялся диалог на конкретной работе. У нас ведь чаще всего как бывает: есть энтузиазм, есть прекрасные мастера, но нет оборудования; есть оборудование, но нет мастеров. А там гармония процесса творчества замечательная».
«Макет Бенедиктов привез уже готовый, он вызвал у исландцев полный восторг! Они сразу поняли, с каким профессионалом имеют дело. А дальше вступил в свои права их профессионализм.
«Макет Бенедиктов привез уже готовый, он вызвал у исландцев полный восторг! Они сразу поняли, с каким профессионалом имеют дело. А дальше вступил в свои права их профессионализм.
Состоялся диалог на конкретной работе. У нас ведь чаще всего как бывает: есть энтузиазм, есть прекрасные мастера, но нет оборудования; есть оборудование, но нет мастеров. А там гармония процесса творчества замечательная».
— Алексей Бородин
***
«Исландцы скупы в проявлении своих чувств, и трудно понять, по душе ли им наша работа. Невозмутимый рыжеволосый Ракки, завпост и столяр в одном лице, вместе со своим другом начинает из фанерных сундуков собирать стены павильона.
Чертежи, выполненные мной, помогают понимать друг друга без слов. Работаем до середины дня, а затем все вместе (постановщики, актеры, мастеровые) обедаем за общим столом. После обеда Алеша продолжает репетицию, а я с бумагой и фломастерами могу прогуляться по городу — и в порт. Нам повезло с погодой. Начало сентября, первые дни без дождей и ветра, сухо и солнечно.
Все ново: огромный океан, простирающийся, не встретив земли, до Антарктиды на юге; китобойные суда, стоящие на приколе; ржавые от морской соли рыболовецкие шхуны, вернувшиеся из дальних рейсов. Рисую увиденное сколько душе угодно».
— Станислав Бенедиктов
Как путешествовать по Исландии? Здесь построена вокруг всего острова — то есть вокруг всей страны — Кольцевая дорога. Для туристов ничего лучше и придумать нельзя. Она не такая уж маленькая, 1332 километра в длину, хотя во Вестфьорд и на полуостров Снайфелльснес не заглядывает.
Люди, хорошо знающие эту страну, утверждают, что даже для самого общего ознакомления с ее достопримечательностями и чудесами требуется не менее недели.
Как путешествовать по Исландии? Здесь построена вокруг всего острова — то есть вокруг всей страны — Кольцевая дорога. Для туристов ничего лучше и придумать нельзя. Она не такая уж маленькая, 1332 километра в длину, хотя во Вестфьорд и на полуостров Снайфелльснес не заглядывает.
Как путешествовать по Исландии? Здесь построена вокруг всего острова — то есть вокруг всей страны — Кольцевая дорога. Для туристов ничего лучше и придумать нельзя. Она не такая уж маленькая, 1332 километра в длину, хотя во Вестфьорд и на полуостров Снайфелльснес не заглядывает.
Люди, хорошо знающие эту страну, утверждают, что даже для самого общего ознакомления с ее достопримечательностями и чудесами требуется не менее недели.
Станислав Бенедиктов, прямая речь:
«Юрий Решетов хочет, чтобы мы узнали и полюбили Исландию, дает посольский микроавтобус для поездок по стране. Каждые субботу и воскресенье, когда в театре идут спектакли и нет репетиций, мы уезжаем к стремительным горным рекам, к водопаду Гульфосс, к подножию вулкана Хекла.
Вместе гуляем среди обитых гофрированным железом с цветными крышами домиков Рейкьявика, вокруг пруда, в котором плавают дикие гуси и лебеди. Вечерами и всю ночь работаю за большим столом. Впечатления, полученные в поездках по стране, отражаются в целой серии рисунков».
«Я работал часов до четырех-пяти утра, тщательно готовился к репетициям. А Стасик в это время рисовал как сумасшедший. У него в итоге собралась отличная серия исландской графики. В три часа ночи в нашей гостиной каждую ночь открывался "вернисаж".
«Я работал часов до четырех-пяти утра, тщательно готовился к репетициям. А Стасик в это время рисовал как сумасшедший. У него в итоге собралась отличная серия исландской графики. В три часа ночи в нашей гостиной каждую ночь открывался "вернисаж".
«Я работал часов до четырех-пяти утра, тщательно готовился к репетициям. А Стасик в это время рисовал как сумасшедший. У него в итоге собралась отличная серия исландской графики. В три часа ночи в нашей гостиной каждую ночь открывался "вернисаж".
Мы встретили в Исландии Новый год. Видели северное сияние — говорят, не надо на него смотреть, примета плохая, но мы все равно не удержались. А гейзеры? Они набухают-набухают, а потом раз! Огромная струя начинает бить вверх. Потом спадает, и снова начинает набухать.
Водопады там необыкновенные. И дороги: через всю страну проложены прекрасные трассы».
— Алексей Бородин
***
«Смотрим в листы, на которых я изобразил гейзеры, лавовые разломы, корабли в порту, инаугурацию нового епископа в кафедральном лютеранском соборе. Все это уже моя Исландия! Кстати, к скупой на краски здешней природе отлично подошла привезенная из Москвы рыженькая крафт-бумага.
Когда работ набирается достаточно много, устраиваем в залах Дома Дружбы России и Исландии выставку театральных и сделанных уже здесь станковых графических работ».
— Станислав Бенедиктов
«Незаметно пролетают три месяца жизни на острове. Каждый день то шквалистый ветер с дождями, то солнышко, невысоко поднимающееся на считанные часы над горами и вновь спускающееся за горизонт.
Лежа в теплой воде горных источников, глядя в черное бездонное небо, еще раз убеждаешься, что ты живешь в огромном и бесконечно разнообразном мире. В ночь на Новый год, как подарок, впервые за все время выпадает снег, с тем чтобы к утру растаять. Приближается премьера спектакля "Отцы и дети"».
— Станислав Бенедиктов
«Незаметно пролетают три месяца жизни на острове. Каждый день то шквалистый ветер с дождями, то солнышко, невысоко поднимающееся на считанные часы над горами и вновь спускающееся за горизонт.
«Незаметно пролетают три месяца жизни на острове. Каждый день то шквалистый ветер с дождями, то солнышко, невысоко поднимающееся на считанные часы над горами и вновь спускающееся за горизонт.
Лежа в теплой воде горных источников, глядя в черное бездонное небо, еще раз убеждаешься, что ты живешь в огромном и бесконечно разнообразном мире. В ночь на Новый год, как подарок, впервые за все время выпадает снег, с тем чтобы к утру растаять. Приближается премьера спектакля "Отцы и дети"».
— Станислав Бенедиктов
«Все, что мы задумали, там было воплощено. Я ни разу — в первую очередь в театре — не встретил там человека, занятого не своим делом или не знающего дела, которым он занимается. Театр оборудован по последнему слову техники — такой аппаратуры я нигде еще не видел.
«Все, что мы задумали, там было воплощено. Я ни разу — в первую очередь в театре — не встретил там человека, занятого не своим делом или не знающего дела, которым он занимается. Театр оборудован по последнему слову техники — такой аппаратуры я нигде еще не видел.
«Все, что мы задумали, там было воплощено. Я ни разу — в первую очередь в театре — не встретил там человека, занятого не своим делом или не знающего дела, которым он занимается. Театр оборудован по последнему слову техники — такой аппаратуры я нигде еще не видел.
Но самое главное, что есть люди, которые умеют этой аппаратурой пользоваться. Наши замыслы осуществляли не только мгновенно, но еще и с какой-нибудь переменой к лучшему.
Если что-то нельзя было сделать, то через три дня нужная деталь приходила из Германии. Попросили художника по свету что-то сделать — на следующий день он предложил шестьдесят вариантов световых решений. Профессионализм высшего класса — только нельзя никого торопить.
А когда я сказал, что главное для режиссера — это работа с актерами, один из них заплакал. Отвыкли от таких режиссеров. Еще интересовались, как я отношусь к постмодернизму, и страшно обрадовались, когда я ответил, что мне это не близко. Видимо, им постмодернизм тоже надоел.
Что может человека, которому за 50, перевернуть? Исландия. После нее было такое чувство, что мне удалось взять новое дыхание».
— Алексей Бородин
«Актеры из чувства признательности устроили для нас поездку на катере к небольшому пустынному острову. Здесь можно по каменистым тропам совершить конную прогулку и полюбоваться окрестными видами.
Разбираем между собой крепких низкорослых лошадей. Алеша, судя по всему, садится на лошадь впервые в жизни, но совсем не боится, во всяком случае вида не подает. В защитных шлемах и курточках с завязанными капюшонами выглядим сущими детьми.
«Актеры из чувства признательности устроили для нас поездку на катере к небольшому пустынному острову. Здесь можно по каменистым тропам совершить конную прогулку и полюбоваться окрестными видами.
«Актеры из чувства признательности устроили для нас поездку на катере к небольшому пустынному острову. Здесь можно по каменистым тропам совершить конную прогулку и полюбоваться окрестными видами.
Разбираем между собой крепких низкорослых лошадей. Алеша, судя по всему, садится на лошадь впервые в жизни, но совсем не боится, во всяком случае вида не подает. В защитных шлемах и курточках с завязанными капюшонами выглядим сущими детьми.
Я выбираю себе лошадь по цвету: белую с лохматой гривой и большими грустными глазами. Отправившись в путь, начинаю петь песни о дорогах и лошадях без перерыва, не повторяясь, оглашаю пустынный пейзаж от самого начала поездки и до ее конца.
Сильный ветер не сумел выветрить из меня ту радость, которая возникла после окончания спектакля.
Лошадь послушна. Ее подкованные копыта точно ступают между расщелинами тропинки, а мои ноги, плотно обхватив ее бока, в такт песен посылают легкие толчки. Опережая всех, она как будто разделяет со мной охватившие меня чувства свободы и неуемного счастья.
Уже позже друзья-актеры рассказали мне, что в этот день белая лошадь впервые пошла настоящим исландским шагом».
— Станислав Бенедиктов
Вскоре после возвращения в Москву Станислав Бенедиктович тяжело заболел. Целая серия его графических работ была посвящена больницам. Не людям, а вещественному больничному быту. Койка, умывальник. Но вскоре на раковине расположились поверх доски его карандаши, кисти и краски...
Вскоре после возвращения в Москву Станислав Бенедиктович тяжело заболел. Целая серия его графических работ была посвящена больницам. Не людям, а вещественному больничному быту. Койка, умывальник. Но вскоре на раковине расположились поверх доски его карандаши, кисти и краски...
Вскоре после возвращения в Москву Станислав Бенедиктович тяжело заболел. Целая серия его графических работ была посвящена больницам. Не людям, а вещественному больничному быту. Койка, умывальник. Но вскоре на раковине расположились поверх доски его карандаши, кисти и краски...
И внезапно болезнь, сурово пригрозившая поначалу, отступила.
Станислав Бенедиктов был из той породы людей, которые не уходят, не выработав свой ресурс до конца. Жаль только, что осуществить все планы не удается в жизни никому...
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.