Вестница Победы

Будни Великой Отечественной войны глазами фронтового фотокорреспондента Ольги Игнатович

(Текст: Сергей Канев; аудио: Никита Терентьев)

Фото: архив Ольги Игнатович

Освобождение Освенцима

Этот снимок, сделанный у ворот с печально известной надписью «Arbeit Macht Frei» («Труд освобождает»), был снят на входе в Освенцим в январе 1945 года. Опубликованный в советской прессе, он вошёл в материалы Нюрнбергского процесса, и вскоре стал одним из символов одоления фашизма.

Этот снимок, сделанный у ворот с печально известной надписью «Arbeit Macht Frei» («Труд освобождает»), был снят на входе в Освенцим в январе 1945 года. Опубликованный в советской прессе, он вошёл в материалы Нюрнбергского процесса, и вскоре стал одним из символов одоления фашизма.

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович

Сестра и соратница

Ольга Всеволодовна родилась в Слуцке, в 1905 году, в семье учителя математики старших классов гимназии. Младшая дочь, она не застала отца – тот умер за несколько месяцев до её рождения. Мама Мария Михайловна сохранила дореволюционный снимок, где вся их семья – братья Мстислав, Борис, Игорь, рядом Ольга и три её сестры: Елизавета, Аркадия, Елена.

Ольга Всеволодовна родилась в Слуцке, в 1905 году, в семье учителя математики старших классов гимназии. Младшая дочь, она не застала отца – тот умер за несколько месяцев до её рождения. Мама Мария Михайловна сохранила дореволюционный снимок, где вся их семья – братья Мстислав, Борис, Игорь, рядом Ольга и три её сестры: Елизавета, Аркадия, Елена.

Подробнее...

Красный спорт

Ольга Игнатович начинала свой путь в фотографии как авангардист и экспериментатор. Вместе с братом они вошли в фотосекцию при Всероссийском объединении работников новых видов художественного труда «Октябрь». В 1930-х её снимки спортивной тематики публиковали «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт».

Она обожала спорт и скорость, на съёмку приезжала на мотоцикле, в кожаной куртке, с короткой стрижкой – словно одна из героинь своих репортажей.

Ольга Игнатович начинала свой путь в фотографии как авангардист и экспериментатор. Вместе с братом они вошли в фотосекцию при Всероссийском объединении работников новых видов художественного труда «Октябрь». В 1930-х её снимки спортивной тематики публиковали «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт».

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович
Смотреть

Боевое знамя

У Ольги Всеволодовны были свои съемочные темы, свой стиль изображения, собственный образ жизни. Но когда началась война, она снова встала рядом с братом – в этот раз на фронте. Первые военные снимки Ольги Игнатович были сделаны уже в 1941-м. А когда Бориса забросили в тыл врага, снимать в партизанских отрядах, Ольга Всеволодовна взяла на себя его часть репортёрской работы на Калининском фронте.

У Ольги Всеволодовны были свои съемочные темы, свой стиль изображения, собственный образ жизни. Но когда началась война, она снова встала рядом с братом – в этот раз на фронте. Первые военные снимки Ольги Игнатович были сделаны уже в 1941-м.

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович

Пусть ярость благородная

Уже на следующий день после начала войны из Кремля поступает распоряжение ГлавПУР (Главного политического управления армии) «О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати». Там чёрным по белому указано: никаких самовольных и любительских съёмок на фронте быть не может. В кадре разрешено показывать лишь то, что мобилизует боевой дух на борьбу с врагом.

Уже на следующий день после начала войны из Кремля поступает распоряжение ГлавПУР (Главного политического управления армии) «О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати». Там чёрным по белому указано: никаких самовольных и любительских съёмок на фронте быть не может. В кадре разрешено показывать лишь то, что мобилизует боевой дух на борьбу с врагом.

Подробнее...

Майданек

В июле 1944 советское командование отправило Ольгу Игнатович в специальную командировку. Ей первой пришлось увидеть и заснять фашистские зверства на территории освобожденного Красной армией концентрационного лагеря Майданек.

«Konzentrationslager Lüblin», «Vernichtungslager Lüblin» — «концентрационный лагерь Люблин», «лагерь уничтожения Люблин» — так называли немцы этот лагерь смерти. Приказ о создании Майданека был подписан Генрихом Гиммлером 20 июля 1941 года. Строили лагерь советские военнопленные. Они же стали его первыми жертвами. И именно русские солдаты поставили последнюю точку в истории этого жуткого места.

В июле 1944 советское командование отправило Ольгу Игнатович в специальную командировку.

Ей первой пришлось увидеть и заснять фашистские зверства на территории освобожденного Красной армией концентрационного лагеря Майданек.

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович
Фото: архив Ольги Игнатович

Ворота Освенцима

А в конце января 1945 вместе с частями 1-го Украинского фронта Игнатович вошла в освобожденный концентрационный лагерь Освенцим. Через несколько дней в газете «За честь Родины» появился очерк «Немецкая фабрика смерти — Освенцим» журналиста Александра Шарова с фотографиями Ольги Игнатович.

А в конце января 1945 вместе с частями 1-го Украинского фронта Игнатович вошла в освобожденный концентрационный лагерь Освенцим. Через несколько дней в газете «За честь Родины» появился очерк «Немецкая фабрика смерти — Освенцим» журналиста Александра Шарова с фотографиями Ольги Игнатович.

Подробнее...

Смотреть

Женские лица войны

В годы войны фотокорреспондентами работали сотни выдающихся мастеров фотографии. Кто-то сосчитал, что их было больше трёхсот. И среди них всего пять женщин: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько. У каждой была своя судьба, и свой путь в фронтовую журналистику.

В годы войны фотокорреспондентами работали сотни выдающихся мастеров фотографии. Кто-то сосчитал, что их было больше трёхсот. И среди них всего пять женщин: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько. У каждой была своя судьба, и свой путь в фронтовую журналистику.

Подробнее...

Массовый героизм

В Советском Союзе почитание личного героизма было одним из методов воспитания общего духа победы во всех отраслях жизни, «в труде и в бою». Вся страна знала имена своих героев.

И на примере этих людей воодушевлялся массовый героизм. Вот почему образы героев, на чьи подвиги ориентировали весь народ, были так важны, их создавали лучшие фотомастера советской эпохи.

Фото: архив Ольги Игнатович
Портрет без глянца

Большой стиль, сформировавшийся в сталинскую эпоху, предполагал, что эстетика кадра поднимает героя на нужную высоту, выводит его из бытовых обстоятельств. Портреты делали по принципу «исключительный человек в особых декорациях». Именно так снимали первых лиц страны, знаменитых военачальников, легендарных полярников и передовиков производства.

Ольга Всеволодовна снимала свои портреты на передовой, в момент краткого отдыха после боя. Изредка создавала импровизированную студию в редакции газеты, и всегда избегала «глянца». Её герои-фронтовики по-человечески открыты, раскрепощены. И с первого взгляда вызывают симпатию. А всё потому, что Игнатович смогла увидеть и показать красоту и обаяние людей, не надломившихся в нечеловеческих условиях войны.

Большой стиль, сформировавшийся в сталинскую эпоху, предполагал, что эстетика кадра поднимает героя на нужную высоту, выводит его из бытовых обстоятельств. Портреты делали по принципу «исключительный человек в особых декорациях».

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович
Фото: архив Ольги Игнатович

Просветы мира в чаду войны

Ольга Всеволодовна умудрялась найти посреди фронтовых ужасов неожиданно светлые и, казалось бы, довоенные сюжеты для съёмки. Трудно представить себе, какую внутреннюю чистоту зрения она должна была сохранить, чтобы оставаться чуткой к простым моментам и внешне безыскусным событиям, обнаруживая для нас в них зародыши будущей мирной истории, проглядывающие даже сквозь разруху, смерть и голод.

Ольга Всеволодовна умудрялась найти посреди фронтовых ужасов неожиданно светлые и, казалось бы, довоенные сюжеты для съёмки.

Подробнее...

Смотреть

Фронтовые будни

В годы войны фотография была важным инструментом пропаганды. В газетные публикации попадали лишь снимки, тщательно выверенные цензурой. Удивительно, но Ольге Игнатович даже в таких обстоятельствах очень часто удавалось обходиться без постановочных сцен. И редакционные задания она выполняла, находя неожиданные ракурсы, композиционные решения, используя свой большой довоенный опыт экспериментальной фотографии.

В годы войны фотография была важным инструментом пропаганды. В газетные публикации попадали лишь снимки, тщательно выверенные цензурой.

Подробнее...

Дороги Победы

Ольга Игнатович снимала фронтовые будни с начала Великой Отечественной до последних дней войны, и даже позже – оставшись военным фотокорреспондентом в Европе до середины 1946 года.

Она прошла по дорогам Украины, Польши, Чехословакии, Германии. А в первый период войны вместе с братом они стали свидетелями тяжелейшей Ржевско-Вяземской операции.

В то время её фотографии печатались в газете «Боевое знамя» 30-й армии Калининского фронта. Именно тогда были сделаны кадры, собранные на выставке «Ржевский рубеж».

Ольга Игнатович снимала фронтовые будни с начала Великой Отечественной до последних дней войны, и даже позже – оставшись военным фотокорреспондентом в Европе до середины 1946 года.

Она прошла по дорогам Украины, Польши, Чехословакии, Германии. А в первый период войны вместе с братом они стали свидетелями тяжелейшей Ржевско-Вяземской операции.

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович
Лица героев

У всех портретов Ольги Игнатович есть одно, почти иконописное качество – они помогают нам заглянуть в невидимый мир внутренней красоты человека. Ты видишь, насколько прекрасны эти люди, остановившие вражескую махину войны, и начинаешь верить в человека.

Казалось бы, нет ничего более далёкого от христианской веры, чем военная пропаганда, но здесь эти крайности сходятся. Возможно, это происходит потому, что тайна самопожертвования, отказа от себя ради других, даже до собственной смерти, недоступная для технических средств фотофиксации, вдруг оказывается явленной в лицах давно ушедших людей, сохранившихся лишь на этих старых фотографиях.

У всех портретов Ольги Игнатович есть одно, почти иконописное качество – они помогают нам заглянуть в невидимый мир внутренней красоты человека.

Ты видишь, насколько прекрасны эти люди, остановившие вражескую махину войны, и начинаешь верить в человека.

Подробнее...

Фото: архив Ольги Игнатович
Смотреть

Долгая дорога к зрителю

Много лет, даже десятилетий, военные фотографии Ольги Игнатович не публиковались, а те, что печатались, выходили без указания авторства. Сама Ольга Всеволодовна очень ценила свой архив. К счастью для нас, вместе с фотографиями, получившими признание, она сберегла кадры, не имевшие исторической ценности для её современников.

Много лет, даже десятилетий, военные фотографии Ольги Игнатович не публиковались, а те, что печатались, выходили без указания авторства. Сама Ольга Всеволодовна очень ценила свой архив. К счастью для нас, вместе с фотографиями, получившими признание, она сберегла кадры, не имевшие исторической ценности для её современников.

Подробнее...

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.