Мы — удмурты

Реконструкция быта, ведения домашнего хозяйства и промысла удмуртов: земледелия, охоты, рыболовства, пчеловодства.

(Текст: Ирина Врона; аудио: Никита Терентьев)

По материалам и фондам Национального музея Удмуртской Республики и Национальной библиотеки Удмуртской Республики

В страну Вотляндию

Страну Вотляндию мою

Я нежно, крепко так люблю:

Все силы ей я отдаю –

Мой труд и всю любовь свою,

И вот о ней я песнь пою!

Страну Вотляндию мою

Я нежно, крепко так люблю:

Все силы ей я отдаю –

Мой труд и всю любовь свою,

И вот о ней я песнь пою!

Подробнее...

Участники фольклорной экспедиции по деревням Зуринского района. Село Зура/Фото: Национальный музей УР
Щенников Клавдий Васильевич. Фотоотпечаток. Семья удмуртов. Удмурты (вотяки)/Фото: goskatalog.ru

Скромность, немногословие, сдержанность чувств

Вотяки, или удмурты, - коренное население Удмуртской республики, относятся к финно-угорским племенам, населяющим Приуралье.  
К дальним родственникам удмуртов относятся венгры, фины, эстонцы, ханты и манси. 

Во II тысячелетии нашей эры удмурты оказались разделёнными на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира.

Вотяки, или удмурты, - коренное население Удмуртской республики, относятся к финно-угорским племенам, населяющим Приуралье.  
К дальним родственникам удмуртов относятся венгры, фины, эстонцы, ханты и манси.

Подробнее...

Смотреть

Труд дороже золота

"Труд дороже золота", - гласит удмуртская пословица. Удмурты очень бережливы и чрезвычайно трудолюбивы.  Изо дня в день, то в лесу, то в поле работает вотяк круглый год.

Он сам и кузнец, и плотник, и столяр, и портной. Ложки, чашки, столы, лыжи, сани - все у него сделано своими руками. Он сам валяет себе шляпу из овечьей шерсти, сам плетет лапти, приготовляет сукно, шьет себе шубу и зипун, сам устраивает борону и соху, делает из мочала сбрую для лошади.

"Труд дороже золота" - гласит удмуртская пословица. Удмурты очень бережливы и чрезвычайно трудолюбивы.  Изо дня в день, то в лесу, то в поле работает вотяк круглый год. Он сам и кузнец, и плотник, и столяр, и портной. Ложки, чашки, столы, лыжи, сани - все у него сделано своими руками.

Подробнее...

Наречение имени

Женщины работали с мужчинами наравне. Обычно за 9 дней до родов женщина освобождалась от работ в поле.  С темой земледелия и природы связан один интересный факт - вотяки верили, что между моментом рождения ребенка и явлением природы или видом выполняемого в данный момент труда, есть особая связь. 

Так, например, если ребенок родился весной при появлении скворцов, он получает имя юбер (скворец), если рождение ребенка совпало с пашней, сенокосом, жнивой или молотьбой хлеба, новорожденного могли назвать Кусо (от слова коса), Усъя (от слова усы-борона), Культобей (от слова Культо - сноп).

Женщины работали с мужчинами наравне. Обычно за 9 дней до родов женщина освобождалась от работ в поле.  С темой земледелия и природы связан один интересный факт - вотяки верили, что между моментом рождения ребенка и явлением природы или видом выполняемого в данный момент труда, есть особая связь.

Подробнее...

Негатив. Сенокос. Заточка косы бруском. Слободские удмурты/Фото: Национальный музей УР
Смотреть

Трудится, как пчелка

Большим подспорьем в хозяйстве вотяков было пчеловодство. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие. На пасеку пчеловоды приходили  в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы очень чувствительны к грязи, не переносят дурные запахи. Великим грехом считалось убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел. Знания и секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям. Вотяцкий липовый мед славился далеко среди русских. 

Большим подспорьем в хозяйстве вотяков было пчеловодство. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие. На пасеку пчеловоды приходили  в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы очень чувствительны к грязи, не переносят дурные запахи. Великим грехом считалось убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел. Знания и секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям. Вотяцкий липовый мед славился далеко среди русских.

Подробнее...

Смотреть

В лесу, как дома

Изобиловавшие дичью леса уже с давних пор сделали охоту важной отраслью хозяйства удмуртов. Если вы обратите внимание на герб Вятской губернии, то заметите на нем лук со стрелами.

Изобиловавшие дичью леса уже с давних пор сделали охоту важной отраслью хозяйства удмуртов. Если вы обратите внимание на герб Вятской губернии, то заметите на нем лук со стрелами.

Подробнее...

Настойчив, терпелив и ловок

Путешественники и исследователи народного быта XVIII-XIX веков Ге­рард Фрид­рих Миллер - российский ис­то­рик, ар­хео­граф, ар­хи­вист, гео­граф, кар­то­граф - и Петер Симон Паллас, немецкий естествоиспытатель отмечали высокое мастерство удмурстких охотников. К слову, сохранились интереснейшие путевые заметки Палласа в шести томах под названием "Путешествие по разным провинциям Российского Государства".

Давайте еще немного задержимся на теме охоты и прикоснемся к яркому образу вотяка-охотника, собранному исследователями - этнографами: педагогом, историком-краеведом Василием Семеновичем Кошурниковым и удмуртским ученым, писателем, просветителем, православным миссионером и священнослужителем Григорием Егоровичем Верещагиным. 

Путешественники и исследователи народного быта XVIII-XIX веков Ге­рард Фрид­рих Миллер - российский ис­то­рик, ар­хео­граф, ар­хи­вист, гео­граф, кар­то­граф - и Петер Симон Паллас, немецкий естествоиспытатель отмечали высокое мастерство удмурстких охотников.

К слову, сохранились интереснейшие путевые заметки Палласа в шести томах под названием "Путешествие по разным провинциям Российского Государства".

Подробнее...

Фотография. Охотничья секция «Динамо». 1930-е гг./Фото: Национальный музей УР
Смотреть

Рыболовство

Вотяки селились вдоль берегов озер и рек, поэтому в старину вели рыболовный образ жизни. В реках Кама, Вятка, Белая встречались ценные породы рыб – стерлядь, осетр, белуга. Большинство рыболовных снастей удмурты изготавливали самостоятельно. Ловили крючками, сачками, сетями.

Вотяки селились вдоль берегов озер и рек, поэтому в старину вели рыболовный образ жизни. В реках Кама, Вятка, Белая встречались ценные породы рыб – стерлядь, осетр, белуга. Большинство рыболовных снастей удмурты изготавливали самостоятельно. Ловили крючками, сачками, сетями.

Подробнее...

Рыболовное искусство

Лодка могла быть в каждом хозяйстве. Обратите внимание на одну из наиболее древних форм лодок. Изготовить такую лодку непросто и, чтобы управлять ею, требуется определенный навык. Однако, в хозяйстве могли быть и другие виды лодок, состоящие из двух выдолбленных колод, соединенных вместе, либо дощатые лодки, которые в воде были более устойчивыми.

Управляли лодкой веслами и длинным шестом, которым отталкивались ото дна.

Лодка могла быть в каждом хозяйстве. Обратите внимание на одну из наиболее древних форм лодок. Изготовить такую лодку непросто и, чтобы управлять ею, требуется определенный навык. Однако, в хозяйстве могли быть и другие виды лодок, состоящие из двух выдолбленных колод, соединенных вместе, либо дощатые лодки, которые в воде были более устойчивыми.

Управляли лодкой веслами и длинным шестом, которым отталкивались ото дна.

Подробнее...

Смотреть

"Ребенку игра – дорога"

"Ребенку игра – дорога", - говорили Удмурты, считая, что ребенка всему можно научить через игру. Среди игр известны так называемые фокусы. Вот один из них: фокусник и его помощник приглашают играющих садиться рядом на лавку.  Фокусник говорит: "Вот я уйду за дверь или стану к вам спиной, а мой помощник положит к вам в руку камешек. Я вернусь и угадаю, в чьей руке камушек". Затем фокусник выходит, а помощник проходит между детьми, называя имя каждого и вкладывая в руку камешек.

"Ребенку игра – дорога", - говорили Удмурты, считая, что ребенка всему можно научить через игру. Среди игр известны так называемые фокусы. Вот один из них: фокусник и его помощник приглашают играющих садиться рядом на лавку.  Фокусник говорит: "Вот я уйду за дверь или стану к вам спиной, а мой помощник положит к вам в руку камешек. Я вернусь и угадаю, в чьей руке камушек".

Затем фокусник выходит, а помощник проходит между детьми, называя имя каждого и вкладывая в руку камешек.

Подробнее...

Колыбель детства

На снимке: на переднем плане молодая женщина с заплечной люлькой. Одета в традиционную одежду слободских удмуртов (рубаха, распашной халат, фартук, шелковый платок на голове). В правой руке она держит туес. На втором плане изгородь из декоративного штокетника, а за ним густой лес. Колыбель является неотъемлемым элементом культуры детства.

В традиции удмуртского народа существует несколько типов конструкций колыбели: стационарные - люльки и зыбки, и переносные – колыбели типа лубяного или берестяного короба, для переноски которых использовали, как правило, заплечную сумку и колыбель в виде заплечного лукошка с лыковыми петлями для переноски на спине.

На снимке: на переднем плане молодая женщина с заплечной люлькой. Одета в традиционную одежду слободских удмуртов (рубаха, распашной халат, фартук, шелковый платок на голове). В правой руке она держит туес. На втором плане изгородь из декоративного штокетника, а за ним густой лес.

Колыбель является неотъемлемым элементом культуры детства.

Подробнее...

Негатив. Женщина, несущая берестяную детскую люльку за плечами. Слободские удмурты/Фото: Национальный музей УР
Смотреть

Шитье полога

Перед вами обряд – шитьё полога, то есть завершающего элемента приданого невесты-удмуртки.  

Накануне шитья полога невеста со своей младшей сестрой или с подругой, обвязавшись большими яркими шалями с кистями, отправлялась с приглашением на шитье полога. Девушки проходят по улицам деревни молча, ни с кем не заговаривая, но все в деревне понимают, что завтра в доме невесты состоится обряд шитья полога.

Перед вами обряд – шитьё полога, то есть завершающего элемента приданого невесты-удмуртки.

Подробнее...

Вотские гурты

В этнографическом отношении вотяки сохранили много своеобразных и бытовых черт как в области материальной, так и духовной культуры. 

Вотские гурты (деревни) отличаются от русских большей разбросанностью своих построек; уличная застройка появилась с середины XIX века. До этого дома  возводили  вокруг основной родовой усадьбы. Вокруг большого и вотского двора располагаются кладовые, амбары, кенос, а посреди него стоит куала. Для скота строятся позади двора конюшни и хлевы. 

По всему периметру деревня огораживалась полевой изгородью, а вход в деревню был закрыт полевыми воротами.

В этнографическом отношении вотяки сохранили много своеобразных и бытовых черт как в области материальной, так и духовной культуры. 

Вотские гурты (деревни) отличаются от русских большей разбросанностью своих построек; уличная застройка появилась с середины XIX века. До этого дома  возводили  вокруг основной родовой усадьбы. Вокруг большого и вотского двора располагаются кладовые, амбары, кенос, а посреди него стоит куала.

Подробнее...

Негатив. Женщина, выходящая из одноэтажного амбара (удм. кенос). Южные удмурты. Период создания:1980-е гг./Фото: Национальный музей УР
Фотография. Изба, сени, клеть, крыльцо в крестьянском дворе. с. Бураново Сарапульского уезда Вятской губернии/Фото: Национальный музей УР

Жилище удмуртов

Постоянным жилищем вотяков служит изба (корка). Вотская корка значительно выше русских изб. Крыша их менее поката и всегда бывает двухскатной. Избы имеют от 2 до 5 окон. 

Нижний этаж кеноса, представляющий собой бревенчатую постройку без окон, служит кладовой, а верхний этаж - летним жилищем и спальней брачных пар, молодых девушек, а иногда молодых парней. Каждая брачная пара должна иметь свой кенос (часто вотский двор имеет до 5 и более кладовых).

Летом в кеносе ткут и занимаются рукоделием, и здесь же девушки часто принимают своих гостей.

Постоянным жилищем вотяков служит изба (корка). Вотская корка значительно выше русских изб. Крыша их менее поката и всегда бывает двухскатной. Избы имеют от 2 до 5 окон.

Подробнее...

Смотреть

Родовая куала

Куала представляет собой деревянную бревенчатую постройку, с низкой входной дверью, с каменкой-очагом посередине, без пола и потолка. В двухскатной досчатой крыше имеется небольшое чертырехугольное отверстие для выхода дыма. Куала могла быть большая – родовая общинная или малая – семейная.

Куала представляет собой деревянную бревенчатую постройку, с низкой входной дверью, с каменкой-очагом посередине, без пола и потолка. В двухскатной досчатой крыше имеется небольшое чертырехугольное отверстие для выхода дыма. Куала могла быть большая – родовая общинная или малая – семейная.

Подробнее...

Учебник по этнографии

Однажды директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко увидела в фондах Русского музея уникальные рисунки жанрового, бытового, архитектурного и костюмного характера российского и латышского художника Карла Фёдоровича Гуна (1831-1877) и поняла, что это - настоящий учебник по этнографии Вятской, Оренбургской и Казанской губерний. 

Рассказала ей об этом альбоме заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, первооткрыватель темы этнографических зарисовок Карла Гуна в прикамском краеведении Ольга Владимировна Пудакова. За этой находкой последовало издание настоящего фолианта под названием «Карл Гун и Елабуга. 1862–1863».

Однажды директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко увидела в фондах Русского музея уникальные рисунки жанрового, бытового, архитектурного и костюмного характера российского и латышского художника Карла Фёдоровича Гуна (1831-1877) и поняла, что это - настоящий учебник по этнографии Вятской, Оренбургской и Казанской губерний.

Подробнее...

Карл Гун. Женщины-вотячки/Фото: goskatalog.ru
Черты одежды

Пестрота и синий цвет вошли в обычай вследствие влияния русского населения, особенно мастеровых Ижевского заводы, с которыми вотяки постоянно взаимодействовали.

Любимые цвета женщин красный и малиновый, а также голубой. Женщины носят панталоны и длинные рубахи с прямыми воротами из пестрого и белого холста.  

Каждая пара женской одежды северных удмуртов имела свой вариант вышитого нагрудника (удм. кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шёлком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

Пестрота и синий цвет вошли в обычай вследствие влияния русского населения, особенно мастеровых Ижевского заводы, с которыми вотяки постоянно взаимодействовали.

Любимые цвета женщин красный и малиновый, а также голубой. Женщины носят панталоны и длинные рубахи с прямыми воротами из пестрого и белого холста.

Подробнее...

Нагрудник женский. Начало XX в./Фото: Национальный музей УР
Женщина-вотячка

В семейном и общественном быту вотяков сохранились некоторые любопытные особенности. Женщина занимает в семье довольно самостоятельное положение и является фактически хозяином дома. Девушка до замужества также пользуется большой свободой.

Выходя замуж, она получает от отца имущество (скот, некоторые машины, например, швейную), которое - как и весь приплод и доход от него - остается до смерти в ее полном распоряжении, муж не имеет право претендовать на него. Среди вотяков сильно развиты коллективизм и взаимопомощь и почти совершенно отсутствует нищенство. Вотяки, как известно, живут большими семьями, около 5 женщин при одной свекрови, каждая из таких женщин кормит своих детей отдельно.

Также не помогают качать чужих детей  и присматривать за ними в случае, когда выходят во двор или находятся где-нибудь.

 

В семейном и общественном быту вотяков сохранились некоторые любопытные особенности. Женщина занимает в семье довольно самостоятельное положение и является фактически хозяином дома. Девушка до замужества также пользуется большой свободой.

Подробнее...

Гладких Алексей Владимирович. Фотография. Молодая женщина-удмуртка в праздничной одежде.
Крезь — удмуртский национальный струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий гусли/Фото: Дом дружбы народов УР

Язык народа - дух народа

Удмурты имеют богатейшие перлы народного творчества. Песни пелись в старину при торжественных случаях: во время весенних игрищ, на свадьбах и так они переходили из гурта в гурт, из села в село. Но создавались они в уединении и служили для выражения непосредственного чувства.

Удмурты имеют богатейшие перлы народного творчества. Песни пелись в старину при торжественных случаях: во время весенних игрищ, на свадьбах и так они переходили из гурта в гурт, из села в село. Но создавались они в уединении и служили для выражения непосредственного чувства.

Подробнее...

Фестиваль ГуетерFEST в Лудорвае, 2022 год/Фото: Музей-заповедник Лудорвай

Празднества и пиршества

Рождение вотяка, женитьба парня и выдача девушки замуж, смерть вотяка и его похороны - эти наиболее важные моменты в жизни человека обставлялись и проводились с пышной обрядовостью. Празднествам и пиршествам отводилось большое место. Устраивались они осенью, когда заканчивались работы по заготовке продуктов питания, освобождались рабочие руки и предавались развлечениям.

Рождение вотяка, женитьба парня и выдача девушки замуж, смерть вотяка и его похороны - эти наиболее важные моменты в жизни человека обставлялись и проводились с пышной обрядовостью. Празднествам и пиршествам отводилось большое место. Устраивались они осенью, когда заканчивались работы по заготовке продуктов питания, освобождались рабочие руки и предавались развлечениям.

Подробнее...

Смотреть

Продолжение традиций

Сегодня Национальный музей Удмурсткой республики продолжает дело своих основоположников.

Здание Арсенала, в котором располагается Музей, построено, как и другие заводские постройки города Ижевска, в первой четверти 19 века по проекту выдающегося уральского архитектора Семёна Емельяновича Дудина – первого архитектора Ижевска. Почти полтора века здание несло свою службу в соответствии с замыслом архитектора – в Арсенале хранилось оружие, размещались вспомогательные производства оружейного завода.

Сегодня Национальный музей Удмурсткой республики продолжает дело своих основоположников.

Здание Арсенала, в котором располагается Музей, построено, как и другие заводские постройки города Ижевска, в первой четверти 19 века по проекту выдающегося уральского архитектора Семёна Емельяновича Дудина – первого архитектора Ижевска. Почти полтора века здание несло свою службу в соответствии с замыслом архитектора – в Арсенале хранилось оружие, размещались вспомогательные производства оружейного завода.

Подробнее...

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.