Мы - удмурты

Реконструкция быта, ведения домашнего хозяйства и промысла удмуртов - земледелия, охоты, рыболовства, пчеловодства.

Автор: Ирина Врона.

Диктор: Никита Терентьев.

По материалам и фондам Национального музея Удмуртской Республики и Национальной библиотеки Удмуртской Республики.

В страну Вотляндию

Страну Вотляндию мою

Я нежно, крепко так люблю:

Все силы ей я отдаю –

Мой труд и всю любовь свою,

И вот о ней я песнь пою!

"Изучайте свой край!" - призывает всех, кто любит свою малую Родину, виднейший поэт и исследователь удмуртского фольклора и этнографии Кузебай Герд.

Ему принадлежат 60% всех работ по фольклору Удмуртии!

Из под его пера вышли исключительные по богатству материалы по вопросам этнографии и культуры удмуртов: от происхождения вотяков, описания женщины-вотячки и родильных празднеств, быта, обычаев и обрядов ижевских рабочих, вотских загадок, песен, поговорок до вотяцкой народной музыки, вотского театра и литературы!

Страну Вотляндию мою

Я нежно, крепко так люблю:

Все силы ей я отдаю –

Мой труд и всю любовь свою,

И вот о ней я песнь пою!

Подробнее...

Участники фольклорной экспедиции по деревням Зуринского района. Село Зура. Источник: Национальный музей УР
Щенников Клавдий Васильевич. Фотоотпечаток. Семья удмуртов. Удмурты (вотяки) Источник: https://goskatalog.ru

Скромность, немногословие, сдержанность чувств

Вотяки, или удмурты, - коренное население Удмуртской республики, относятся к финно-угорским племенам, населяющим Приуралье.  
К дальним родственникам удмуртов относятся венгры, фины, эстонцы, ханты и манси. 

Во II тысячелетии нашей эры удмурты оказались разделёнными на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира.

Типичными чертами удмуртского характера можно считать скромность и даже стеснительность до робости, немногословие, сдержанность чувств.

Вотяки, скажем, Завьяловской волости Сарапульского уезда, по наблюдениям этнографа Григория Егоровича Верещагина, "сложились под влиянием русского населения, среди которого они вращаются. Особенно сильно влияли на характер их предков мастеровые ижевского завода. В типе женского пола более скзаывается финская раса, чем великорусская. В движениях их замечается какая-то вялось, неповоротливость, которые, более чем другие свойства, характеризуют их. В выражении своих чувст тоже заметна сдержанность и скрытность, но при том всем в своих действиях и решениях они отличаются обдуманостью". В этой же местности особенно заметно влияние русских на вотяков, так как в одежде преобладает синий цвет, любимый русскими. 

Этнограф и фольклорист Кузебай Герд, посещая поселения вотяков, замечал, что "условия быта вотяков и их финская психология не дают работе в один момент разгореться "из искорки в большое пламя". Вотяки, а также вся вотяцкая молодежь к новым идеям, начинаниям и проблемам относятся недоверчиво, строго критически.

Пока не поймет сущности нового начинания и не увидит на деле его пользы, до тех пор вотяк не будет придавать вашим словам никакого значения и часто отказывается вас слушать.

Вместе с тем громадное количество сказок, легенд, красивых преданий, десятки тысяч песен, оригинальных загадок говорит о богатой фантазии удмурта и его поэтической душе!

Вотяки, или удмурты, - коренное население Удмуртской республики, относятся к финно-угорским племенам, населяющим Приуралье. К дальним родственникам удмуртов относятся венгры, фины, эстонцы, ханты и манси. Во II тысячелетии нашей эры удмурты оказались разделёнными на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира.

Подробнее...

Смотреть

Труд дороже золота

"Труд дороже золота" - гласит удмуртская пословица. Удмурты очень бережливы и чрезвычайно трудолюбивы.  Изо дня в день, то в лесу, то в поле работает вотяк круглый год. Он сам и кузнец, и плотник, и столяр, и портной. Ложки, чашки, столы, лыжи, сани - все у него сделано своими руками. Он сам валяет себе шляпу из овечьей шерсти, сам плетет лапти, приготовляет сукно, шьет себе шубу и зипун, сам устраивает борону и соху, делает из мочала сбрую для лошади.  

Отхожими промыслами вотяки не занимаются, их не любят, они привыкли находиться дома в кругу своих единомышленников. Все средства к пропитанию или существованию получают от земли.   

Земледелие – основное занятие удмуртов. С глубокой старины они впитали любовь к этому занятию, с ним рождаются и умирают, благодаря ему они всегда обеспечены.

Северным удмуртам его развитию мешали климатические и почвенные условия: низкие болотистые места, частые заморозки, песчаная почва. Поэтому они сеяли наиболее устойчивые злаки - овес и рожь. Прочие же удмурты, проживающие в благоприятных условиях, сеяли и убирали озимую рожь, овес, ячмень, горох, пшеницу, лен, полбу и местами занимались садоводством. Избыток продуктов, в частности льняных семян и кормовых тра вывозили за пределы своей области.

Использовали народный календарь, наблюдения за природой и погодой. Сложился целый свод примет для наилучшего возделывания почвы. Весной, например, выходили пахать тогда, когда на березе появлялись первые листья. В первый день сева первым выходил тот хозяин, который в прошлом году собрал самый большой урожай. 

По свидетельству этнографа Верещагина, вотяки любят держать скотину, но скот у них мелкой породы. В лошадях крупной породы вотяки не нуждаются, так как вотяки извозом не занимаются и дальше базара не ездят; также и земледеледелие при отсутствии усовершенствованных земледельческих  орудий и хороших пастбищ, хорошего корма и правильного ухода крупных лошадей не имеет.

"Труд дороже золота" - гласит удмуртская пословица. Удмурты очень бережливы и чрезвычайно трудолюбивы.  Изо дня в день, то в лесу, то в поле работает вотяк круглый год. Он сам и кузнец, и плотник, и столяр, и портной. Ложки, чашки, столы, лыжи, сани - все у него сделано своими руками. Он сам валяет себе шляпу из овечьей шерсти, сам плетет лапти, приготовляет сукно, шьет себе шубу и зипун, сам устраивает борону и соху, делает из мочала сбрую для лошади.  

Подробнее...

Наречение имени
Женщины работали с мужчинами наравне. Обычно за 9 дней до родов женщина освобождалась от работ в поле.  С темой земледелия и природы связан один интересный факт - вотяки верили, что между моментом рождения ребенка и явлением природы или видом выполняемого в данный момент труда, есть особая связь. 

Так, например, если ребенок родился весной при появлении скворцов, он получает имя юбер (скворец), если рождение ребенка совпало с пашней, сенокосом, жнивой или молотьбой хлеба, новорожденного могли назвать Кусо (от слова коса), Усъя (от слова усы-борона), Культобей (от слова Культо - сноп). 

Во время уборки хлебов с полей дают имена кабанъ (скирда), ючисъ (кол, на который вешают снопы). 

Со временем такие обычаи стали предаваться забвению и с приходом православия имена выбирались христианские. 

Христианизация получила мощный толчок в эпоху Петра I:  с 1720 по 1722 гг. были изданы указы об освобождении, принявших христианство удмуртов, от податей и повинностей, от обязательной рекрутской службы на три года. 

На снимке: на переднем плане мужчина с косой, поставленной в землю рукоятью.

В левой руке - точильный брусок. Одет в рабочую (покосную) одежду: клетчатая рубаха-косоворотка подпоясанная пояском, продольнополосатые штаны, на голове - шляпа.

На втором плане две женщины в традиционной одежде бело-черного (красного) цвета. На заднем плане густой лес. 

Женщины работали с мужчинами наравне. Обычно за 9 дней до родов женщина освобождалась от работ в поле. С темой земледелия и природы связан один интересный факт - вотяки верили, что между моментом рождения ребенка и явлением природы или видом выполняемого в данный момент труда, есть особая связь. 

Подробнее...

Негатив. Сенокос. Заточка косы бруском. Слободские удмурты. Источник: Национальный музей УР
Смотреть

Трудится, как пчелка

Большим подспорьем в хозяйстве вотяков было пчеловодство. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие. На пасеку пчеловоды приходили  в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы очень чувствительны к грязи, не переносят дурные запахи. Великим грехом считалось убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел. Знания и секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям. Вотяцкий липовый мед славился далеко среди русских. 

Самый ранний  вид  пчеловодства - бортничество, сбор меда диких пчел. Деревья, в которых жили пчелы, называли бортью.

Такие деревья считались родовой собственностью и помечались семейными знаками.

От него удмурты переходили к более рациональным формам. Пчелы стали содержаться в колодах, их ставили в лесу или около дома. Чтобы в них не попала влага, колоды ставили на бересту, берестой же закрывали колоды сверху. Чтобы легче было взобраться на высокое дерево, к ногам привязывали приспособление, называемое «медвежьи когти».

Позже стали изготовлять улья - колоды и ставить их на приусадебных участках.

О пчеле сложилась такая легенда: "Шел Кылдысинъ (одно из божеств) по земле и спрашивал животных о жизни опользе, которую они приносят Богу и людям. Увидел пчелу и попросил у нее меду. Пчела с радостью угостила. Сказал он ей: "Пусть у тебя все будет так, ты приносишь большую пользу Богу и людям". Встретил шершня и осу, у которых тоже был мед, спросил, есть ли у них мед, на то они ответили - нет. Калдысин сказал: "Пускай у вас не будет меда никогда. Кто увидит вас - будет норовить убить, чтобы вы не жалили как змеи. Встретил шмеля, у корого тоже было много меда, но он дал лишь немного. Калдысин сказал: "Пускай будет у тебя только для себя. Если человек найдет с несколькими каплями меду, съест его и бросит гнездо; найдет твое гнездо ворона  и съест его с самим собой".

Большим подспорьем в хозяйстве вотяков было пчеловодство. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие. На пасеку пчеловоды приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы очень чувствительны к грязи, не переносят дурные запахи. Великим грехом считалось убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел. Знания и секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям. Вотяцкий липовый мед славился далеко среди русских. 

Подробнее...

Смотреть

В лесу, как дома

Изобиловавшие дичью леса уже с давних пор сделали охоту важной отраслью хозяйства удмуртов. 

Если вы обратите внимание на герб Вятской губернии, то заметите на нем лук со стрелами.

Основатель научной школы археологов Удмуртии Римма Дмитриевна Голдина писала, что один из главных продуктов охоты - пушнина - служила объектом обмена с соседними племенами и торговым эквивалентом.

Удмурты охотились на зайцев, волков, лосей, оленей, росомах, реже на медведей. Из птиц предпочитали тетеревов, глухарей, рябчиков, кропаток, уток. 

На куниц, боборов, лисиц, выдру, норок и белок велась промысловая охота. 

При охоте на волка, например, использовали клетку - ловушку. При строительстве ловушки в землю вбивали колья,  высотой до 140 см  в виде квадрата, внутри колья вбиваются в виде лабиринта, который завершается небольшой клеткой. Обычно в нее сажали утку или поросенка, дверь в западню открывается вовнутрь. После того, как волк входит  в клетку, дверь за ним захлопывается.

 

Изобиловавшие дичью леса уже с давних пор сделали охоту важной отраслью хозяйства удмуртов. Если вы обратите внимание на герб Вятской губернии, то заметите на нем лук со стрелами.

Подробнее...

Настойчив, терпелив и ловок

Путешественники и исследователи народного быта XVIII-XIX веков Ге­рард Фрид­рих Миллер - российский ис­то­рик, ар­хео­граф, ар­хи­вист, гео­граф, кар­то­граф - и Петер Симон Паллас, немецкий естествоиспытатель отмечали высокое мастерство удмурстких охотников. К слову, сохранились интереснейшие путевые заметки Палласа в шести томах под названием "Путешествие по разным провинциям Российского Государства".

Давайте еще немного задержимся на теме охоты и прикоснемся к яркому образу вотяка-охотника, собранному исследователями - этнографами: педагогом, историком-краеведом Василием Семеновичем Кошурниковым и удмуртским ученым, писателем, просветителем, православным миссионером и священнослужителем Григорием Егоровичем Верещагиным, оставившим заметный след в истории края:

"Вотяк настойчив, терпелив и ловок в охоте. В простой походке его уже много хитрости и лукавства; он ходит как-то крадучись, избоченясь и едва поднимая от земли ноги; носки его лаптей прежде устраняют встретившуюся на пути преграду, а потом следует опускание ступни. На охоте эти качества усиливаются: вотяк идет рядом с вами и вы не слышите его шагов; он идет в камышах - вровень с камышом, в траве - с травой". "Вотяк чувствует себя в лесу, как дома, и никогда не заблудится. Он превосходно ориентируется в лесной обстановке. Знает, где его дом, куда ему нужно держать направление".

Между тем на рубеже 19 и 20 веков в силу сокращения лесных угодий, увеличения затрат времени на занятия животноводством и земледелием, охота у удмуртов становится делом сезонным и временным.  В 80-е годы XIX века этонограф Верещагин писал, что охота служит жителям вместо развлечения, занимаются ею немногие, и то в свобоодное время, именно: осенью, после уборки хлебов, зимой и в всокресные дни.

Путешественники и исследователи народного быта XVIII-XIX веков Ге­рард Фрид­рих Миллер - российский ис­то­рик, ар­хео­граф, ар­хи­вист, гео­граф, кар­то­граф - и Петер Симон Паллас, немецкий естествоиспытатель отмечали высокое мастерство удмурстких охотников. К слову, сохранились интереснейшие путевые заметки Палласа в шести томах под названием "Путешествие по разным провинциям Российского Государства".

Подробнее...

Фотография. Охотничья секция «Динамо». 1930-е г.г. Источник: Национальный музей УР
Смотреть

Рыболовство

Вотяки селились вдоль берегов озер и рек, поэтому в старину вели рыболовный образ жизни.

В реках Кама, Вятка, Белая встречались ценные породы рыб – стерлядь, осетр, белуга. 

Большинство рыболовных снастей удмурты изготавливали самостоятельно. Ловили крючками, сачками, сетями. 

При ловле рыбы сетями использовали бот – длинный шест с железным наконечником в виде конуса (представлен в лодке). Железным наконечником ударяли по дну, в нем образовывались пузырьки воздуха, которые поднимались и издавали глухой звук. Рыба пугалась этого звука и плыла в нужном направлении.

Внимание крупнейшего финcкого этнографа Ууно Таави Сирелиуса привлекли лодки-однодревки, называемые "ботники". Данный тип удмуртской лодки и сходные образцы, встречающиеся у разных народов Северной Евразии, полсужили основой для специального исследования, посвященного конструкции древнейших лодок континента. 

Нос, корма и борта удмуртского ботника отделывались таким образом, чтобы придать стволу общий вид, присущий обычным лодкам, с чуть приподнятым заостренным носом, тупой кормой и округленными внешними бортами. Сидение для гребца устраивалось на корме, а в средней части судан устанавливался одинарный шпангоут.

Обычно лодки этого типа, наряду с плотами, колодами и плоскодонками использовались удмуртами для постановки самоловных снастей и лучения рыбы. 

Вотяки селились вдоль берегов озер и рек, поэтому в старину вели рыболовный образ жизни. В реках Кама, Вятка, Белая встречались ценные породы рыб – стерлядь, осетр, белуга. Большинство рыболовных снастей удмурты изготавливали самостоятельно. Ловили крючками, сачками, сетями. 

Подробнее...

Рыболовное искусство

Лодка могла быть в каждом хозяйстве. Обратите внимание на одну из наиболее древних форм лодок. Изготовить такую лодку непросто и, чтобы управлять ею, требуется определенный навык. Однако, в хозяйстве могли быть и другие виды лодок, состоящие из двух выдолбленных колод, соединенных вместе, либо дощатые лодки, которые в воде были более устойчивыми. Управляли лодкой   веслами  и длинным шестом, которым отталкивались  от  дна. 

Острогами пользовались осенью для ночного лова, когда вода становилась прозрачной, а рыба менее подвижной.

Один из рыбаков, сидя на корме, медленно и осторожно вел лодку, другой, стоя на носу,  острогой ловил рыбу. Острога (представлена в лодке) -   рыболовное орудие,  состоящее из широкой, железной, зубчатой вилки, насаженной на длинную деревянную жердь. Каждый зубец оканчивается острием и имеет зазубрины, удерживающие рыбу.

В качестве поплавков использовали бересту - кору березы.

Грузила изготавливали из глины, которую предварительно обжигали в воде (представлены в разделе экспозиции).

 

Лодка могла быть в каждом хозяйстве. Обратите внимание на одну из наиболее древних форм лодок. Изготовить такую лодку непросто и, чтобы управлять ею, требуется определенный навык. Однако, в хозяйстве могли быть и другие виды лодок, состоящие из двух выдолбленных колод, соединенных вместе , либо дощатые лодки, которые в воде были более устойчивыми. Управляли лодкой   веслами  и длинным шестом, которым отталкивались  от  дна. 

Подробнее...

Смотреть

"Ребенку игра – дорога"

"Ребенку игра – дорога", - говорили Удмурты,  считая, что ребенка всему можно научить через игру.

"Мышка! Мышка!

Ты ли богатырь?

Если бы я была богатырь, кошке бы в глаза смотрела.

Кошечка! Кошечка!

Ты ли богатырь?

Если бы я была богатырь, собаке бы в глаза смотрела.

Собачка! Собачка!

Ты ли богатырь?

Если бы я была богатырь, волку бы в глаза смотрела" -  такими байками вотяки весели ли детей во время игр. 

Среди игр известны также и так называемые фокусы. Вот один из них: фокусник и его помощник приглашают играющих садиться рядом на лавку.  Фокусник говорит: "Вот я уйду за дверь или стану к вам спиной, а мой помощник положит к вам в руку камешек. Я вернусь и угадаю, в чьей руке камушек". Затем фокусник выходит, а помощник проходит между детьми, называя имя каждого и вкладывая в руку камешек. При этом имя ребенка: Иван-лы, Марья-лы, Степан-лы, что значит Иван, Марья, Степан, в руку которого вкладывается камешек, произносится по заранее сделанному уговору с особой тональностью, но никто из сидящих этого не замечает. Вернувшись, фокусник подходит к ребенку, в руке которого камешек, и говорит: "Давай камешек".

Удмурты рано приучали детей к труду. Беря в руки игрушечный молоток или грабельки, ребенок усваивал практическое назначение этих предметов. Про девочек, например, говорили, что если умеет серп держать, то уже человек. Мальчиков с 6 - 7 лет, приучали сидеть верхом на лошади и обращаться с ней, 9 лет брали на охоту в качестве ученика. С 10 лет мальчик уже  становился  незаменимым работником во всех полевых работах.

Перед нами - девочка учится прясть пряжу, другая наматывает нитки на цевку  при помощи скальницы,  чтобы затем использовать их на ткацком станке.  Учили вести домашнее хозяйство: убирать избу, мыть посуду, готовить пищу, приносить домой воду, стирать одежду, полоть и поливать грядки, присматривать за малыми детьми, ухаживать за скотом и птицей.

 

Среди игр известны также и так называемые фокусы. Вот один из них: фокусник и его помощник приглашают играющих садиться рядом на лавку.  Фокусник говорит: "Вот я уйду за дверь или стану к вам спиной, а мой помощник положит к вам в руку камешек. Я вернусь и угадаю, в чьей руке камушек". Затем фокусник выходит, а помощник проходит между детьми, называя имя каждого и вкладывая в руку камешек. При этом имя ребенка: Иван-лы, Марья-лы, Степан-лы, что значит Иван, Марья, Степан, в руку которого вкладывается камешек, произносится по заранее сделанному уговору с особой тональностью, но никто из сидящих этого не замечает. Вернувшись, фокусник подходит к ребенку, в руке которого камешек, и говорит: "Давай камешек".

Подробнее...

Колыбель детства

На снимке: на переднем плане молодая женщина с заплечной люлькой.

Одета в традиционную одежду слободских удмуртов (рубаха, распашной халат, фартук, шелковый платок на голове).

В правой руке она держит туес. На втором плане изгородь из декоративного штокетника, а за ним густой лес.

Колыбель является неотъемлемым элементом культуры детства.

В традиции удмуртского народа существует несколько типов конструкций колыбели: стационарные - люльки и зыбки, и переносные – колыбели типа лубяного или берестяного короба, для переноски которых использовали, как правило, заплечную сумку и колыбель в виде заплечного лукошка с лыковыми петлями для переноски на спине.

Последний тип особенно интересен, так как имел распространение преимущественно у удмуртов и бесермян.

Основа такой переносной колыбели – глубокий прямоугольный короб с высокой спинкой.

В процессе изготовления применяли шахматное переплетение полос бересты, что является характерным для колыбели типа «детское лукошко».

На дно стелили одежду, пелёнки из старых рубах, а на высокую спинку колыбели закрепляли кусок ткани – полог.

В традиции удмуртского народа существует несколько типов конструкций колыбели: стационарные - люльки и зыбки, и переносные – колыбели типа лубяного или берестяного короба, для переноски которых использовали, как правило, заплечную сумку и колыбель в виде заплечного лукошка с лыковыми петлями для переноски на спине. Последний тип особенно интересен, так как имел распространение преимущественно у удмуртов и бесермян.

Подробнее...

Негатив. Женщина, несущая берестяную детскую люльку за плечами.Слободские удмурты. Источник: Национальный музей УР
Смотреть

Шитье полога

Перед вами обряд – шитьё полога.

Полог - это завершающий элемент приданого невесты-удмуртки.   

Накануне шитья полога невеста со своей младшей сестрой или с подругой, обвязавшись большими яркими шалями с кистями, отправлялась с приглашением на шитье полога.

Девушки проходят по улицам деревни молча, ни с кем не заговаривая, но все в деревне понимают, что завтра в доме невесты состоится обряд шитья полога.

Особенно усердно приглашаются те, которые славятся своим умением кроить и шить. На утро родственницы и подруги собираются в доме невесты, где их ожидает угощение, которое готовила сама невеста.  

Затем, под специальные обрядовые песни начинают кроить, вначале - полог, а потом рубашки для жениха и рубашки невесте. 

К готовому пологу, в качестве оберега пришивают небольшие яркие кисточки из цветной тесьмы, полосок ситца, иногда бусинки и даже серебряные монеты, сопровождая свои действия добрыми пожеланиями. Готовый полог вывешивают во дворе.   

Под полог сажают детей и дают им кашу, которую они съедают за здоровье и счастье невесты.   

Перед вами обряд – шитьё полога. Полог - это завершающий элемент приданого невесты-удмуртки. Накануне шитья полога невеста со своей младшей сестрой или с подругой, обвязавшись большими яркими шалями с кистями, отправлялась с приглашением на шитье полога.

Подробнее...

Вотские гурты

В этнографическом отношении вотяки сохранили много своеобразных и бытовых черт как в области материальной, так и духовной культуры. 

Вотские гурты (деревни) отличаются от русских большей разбросанностью своих построек; уличная застройка появилась с середины XIX века.До этого дома  возводили  вокруг основной родовой усадьбы. Вокруг большого и вотского двора располагаются кладовые, амбары, кенос, а посреди него стоит куала. Для скота строятся позади двора конюшни и хлевы. 

По всему периметру деревня огораживалась полевой изгородью, а вход в деревню был закрыт полевыми воротами. На околице меж двух высоких сосен, на туго натянутых веревках, свитых из конского волоса, подвешивали звонкие еловые бруски и били по ним билом.

Так одна деревня перекликалась с другой, общалась с миром.Посередине длинной зимы жители удмуртских деревень сообщали друг другу: «Мы еще живы!», «Приходите в гости!».

На фотографии вы видите амбар - двухэтажное строение, помещение для хранения зерна, орудий труда, предметов быта, одежды.В теплое время года использовали как спальное помещение. При строительстве дома удмурты использовали ель, она хорошо сохраняет тепло дома, для  матицы, потолка и крыши  брали сосну, она долго не поддается  гниению. Мебель для дома изготовляли из пихты. Печь складывали из кирпичей домашнего изготовления. Но иногда делали глинобитную печь.

В этнографическом отношении вотяки сохранили много своеобразных и бытовых черт как в области материальной, так и духовной культуры. Вотские гурты (деревни) отличаются от русских большей разбросанностью своих построек; уличная застройка появилась с середины XIX века.

Подробнее...

Негатив. Женщина, выходящая из одноэтажного амбара (удм. кенос). Южные удмурты. Период создания:1980-е гг. Источник: Национальный музей УР
Фотография. Изба, сени, клеть, крыльцо в крестьянском дворе. с. Бураново Сарапульского уезда Вятской губернии. Источник: Национальный музей УР

Жилище удмуртов

Постоянным жилищем вотяков служит изба (корка). Вотская корка значительно выше русских изб.

Крыша их менее поката и всегда бывает двухскатной. Избы имеют от 2 до 5 окон. 

Нижний этаж кеноса, представляющий собой бревенчатую постройку без окон, служит кладовой, а верхний этаж - летним жилищем и спальней брачных пар, молодых девушек, а иногда молодых парней.

Каждая брачная пара должна иметь свой кенос (часто вотский двор имеет до 5 и более кладовых).

Летом в кеносе ткут и занимаются рукоделием, и здесь же девушки часто принимают своих гостей.

Постоянным жилищем вотяков служит изба (корка). Вотская корка значительно выше русских изб. Крыша их менее поката и всегда бывает двухскатной. Избы имеют от 2 до 5 окон. 

Подробнее...

Смотреть

Родовая куала

Куала представляет собой деревянную бревенчатую постройку, с низкой входной дверью, с каменкой-очагом посередине, без пола и потолка.

В двухскатной досчатой крыше имеется небольшое чертырехугольное отверстие для выхода дыма.

Куала могла быть большая – родовая общинная или малая – семейная.

Здесь отмечались все наиболее заметные семейные события. Обязательными были моления по поводу рождения детей, женитьбы сына или болезни члена семьи, введения в семью новой снохи.

Святыней считался лубяной короб с его содержимым, хранившийся  на особой полке «мудор»  в куале. В короб помещали кости,  принесенной в жертву птицы (как правило, утки - священной птицы для многих финно-угорских народов), перья птиц, шерсть животных, чешую и кости рыб, серебряные монеты, беличьи шкурки. 

Святыней считался очаг, а также висящая над ним цепь. При переселении части рода в другое место, из старой куалы брали часть золы и три камня из очага, иногда с крюка состругивали несколько щепок и уносили в новое место.

За столом сидит торо  - мужчина, уважаемый всеми в роду человек.

Торо не принимает действий в молельном обряде, обряд проводит главный жрец, ему помогает его супруга.

Но без присутствия торо – обряд не состоится.

 

Куала представляет собой деревянную бревенчатую постройку, с низкой входной дверью, с каменкой-очагом посередине, без пола и потолка. В двухскатной досчатой крыше имеется небольшое чертырехугольное отверстие для выхода дыма. Куала могла быть большая – родовая общинная или малая – семейная.

Подробнее...

Учебник по этнографии

Однажды директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко увидела в фондах Русского музея уникальные рисунки жанрового, бытового, архитектурного и костюмного характера российского и латышского художника Карла Фёдоровича Гуна (1831-1877) и поняла, что это - настоящий учебник по этнографии Вятской, Оренбургской и Казанской губерний. 

Рассказала ей об этом альбоме заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, первооткрыватель темы этнографических зарисовок Карла Гуна в прикамском краеведении Ольга Владимировна Пудакова. За этой находкой последовало издание настоящего фолианта под названием «Карл Гун и Елабуга. 1862–1863».

По словам сотрудников музея, "в 1862 году, по приглашению главы города Елабуги Ивана Ивановича Стахеева обновить росписи иконостаса Покровской церкви, молодые выпускники Академии художеств Карл Гун и Василий Верещагин, получившие большие золотые медали, дававшие им право на продолжение оплачиваемого обучения за границей, приезжают в Елабугу, по всей видимости, с целью заработать денег перед предстоящей длительной поездкой. Вдобавок Гун занимается этнографическими зарисовками и выполняет их свыше 130".

Перед нами - один из них. Несравненно оригинальнее и красивее по сравнению с мужскими костюмы женщин-вотячек. Их сарафаны общиты по подолу и рукавам красной лентой; передник весь расшитый разноцветными узорами. На шею надеваются монисто из серебряных монет, на голову - айшон, нечто вроде русского кокошника, только гораздо выше его. Спереди и сзади айшон унизывается сплошь серебряными монетами и обшивается шелковыми лентами и кистями. Но не следует заключать из этого, что вотячки богаты, - далеко нет. Иногда весь денежный капитал семьи и заключается в тех монетах, что бренчат на айшоне или ожерельи хозяйки. Монеты эти составляют фамильную заветную святыню, и как ни беден вотяк, он ни за что не согласится растратить их. 

Однажды директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко увидела в фондах Русского музея уникальные рисунки жанрового, бытового, архитектурного и костюмного характера российского и латышского художника Карла Фёдоровича Гуна (1831-1877) и поняла, что это - настоящий учебник по этнографии Вятской, Оренбургской и Казанской губерний. 

Подробнее...

Карл Гун. Женщины-вотячки. Источник: goskatalog.ru
Черты одежды

Пестрота и синий цвет вошли в обычай вследствие влияния русского населения, особенно мастеровых Ижевского заводы, с которыми вотяки постоянно взаимодействовали.

Любимые цвета женщин красный и малиновый, а также голубой.

Женщины носят панталоны и длинные рубахи с прямыми воротами из пестрого и белого холста.  

Каждая пара женской одежды северных удмуртов имела свой вариант вышитого нагрудника (удм. кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шёлком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

Женщины и девушки в будни ходят в остроносых, вотских лаптях, а праздничные дни одевают ботинки. 

На голове у девушки - платок как и у русских, подвязанный под подбородок,  и в таком наряде девушка не отличается от русской, тем более, что из-под платка видна сплетенная коса, к концу которой пришивается шелковая лента.

В праздничные дни, чтобы придать своему наряду большую красоту и вотскую моду, девушка платок завязывает на затылок, а узел покрывается треугольным концом платка, ниспадающим на спину. 

Так завязываются татарские девушки и русские в некоторых местностях.

При таком способе на груди должно быть непременно нагрудное ожерелье из серебряных монет, нанизанных на холст. 

Пестрота и синий цвет вошли в обычай вследствие влияния русского населения, особенно мастеровых Ижевского заводы, с которыми вотяки постоянно взаимодействовали. Любимые цвета женщин красный и малиновый, а также голубой. Женщины носят панталоны и длинные рубахи с прямыми воротами из пестрого и белого холста.  

Подробнее...

Нагрудник женский. Начало XX в. Источник: Национальный музей Удмуртской республики
Женщина-вотячка

В семейном и общественном быту вотяков сохранились некоторые любопытные особенности. 

Женщина занимает в семье довольно самостоятельное положение и является фактически хозяином дома.

Девушка до замужества также пользуется большой свободой.

Выходя замуж, она получает от отца имущество (скот, некоторые машины, например, швейную), которое - как и весь приплод и доход от него - остается до смерти в ее полном распоряжении, муж не имеет право претендовать на него.

Среди вотяков сильно развиты коллективизм и взаимопомощь и почти совершенно отсутствует нищенство.

Вотяки, как известно, живут большими семьями, около 5 женщин при одной свекрови, каждая из таких женщин кормит своих детей отдельно.

Также не помогают качать чужих детей  и присматривать за ними в случае, когда выходят во двор или находятся где-нибудь. 

 

В семейном и общественном быту вотяков сохранились некоторые любопытные особенности. Женщина занимает в семье довольно самостоятельное положение и является фактически хозяином дома. Девушка до замужества также пользуется большой свободой.

Подробнее...

Гладких Алексей Владимирович. Фотография. Молодая женщина-удмуртка в праздничной одежде.
Крезь — удмуртский национальный струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий гусли. Источник: Дом дружбы народов УР

Язык народа - дух народа

Удмурты имеют богатейшие перлы народного творчества. Песни пелись в старину при торжественных случаях: во время весенних игрищ, на свадьбах и так они переходили из гурта в гурт, из села в село. Но создавались они в уединении и служили для выражения непосредственного чувства. Мать напевала их, укачивая ребенка, молодая девушка пела, ожидая своего суженого, старуха - прядя свою пряжу, охотник - гоняясь за дичью, парень - возвращаясь с поля. Большой интерес представляют сказания о вотяцких и финляндских богатырях, известный богатырь - Янтамыр, Айно - имя из финской "Калевалы". Среди сказок известны "Медвежонок-богатырь", "Палец и зуб", "Бесстрашный дворянин", "Вумурты".

Также у вотяков бытовали своеобразные "вечера загадок". Собираются на эти вечера старики и молодежь. Сохранялись еще деревни, где главный знаток загадок - дряхлая старуха, иногда помещающаяся на печке. Загадки начинал загадывать самый старший, а потом вовлекались молодые. При придумывании в основу берут образ или наиболее характерное качество предмета. Обязанности слушателя - по отдельному признаку найти предмет и закрепить представление о нем в памяти. Порой вотяцкое поэтическое мышление идет по своим, лишь ему присущим путям, и понять его может тот, кто знает быт, верования и мифологию вотяков.

Давайте вместе поотгадываем:

"Посреди избы - корыто с маслом" (солнце на полу),

"В бездонной золотой бочке полно мяса" (палец в перстне),

"Рука золотая, браслет деревянный" (лучи солнца, проходяшие сквозь окно),

"Рубит, рубит - щепок нет" (Петух клюет корм),

"Сани идут, рогожа лежит" (Вода подо льдом и лед на воде),

"Выше дороги, ниже лесу" (Трава),

"На елке черная головешка" (Ворон),

"В печи пляшет медведь" (Метет помело),

"Летом в шубе, а зимой нагой" (Лиственное дерево).

Удмурты имеют богатейшие перлы народного творчества. Песни пелись в старину при торжественных случаях: во время весенних игрищ, на свадьбах и так они переходили из гурта в гурт, из села в село. Но создавались они в уединении и служили для выражения непосредственного чувства. Мать напевала их, укачивая ребенка, молодая девушка пела, ожидая своего суженого, старуха - прядя свою пряжу, охотник - гоняясь за дичью, парень - возвращаясь с поля. Большой интерес представляют сказания о вотяцких и финляндских богатырях, известный богатырь - Янтамыр, Айно - имя из финской "Калевалы". Среди сказок известны "Медвежонок-богатырь", "Палец и зуб", "Бесстрашный дворянин", "Вумурты".

Подробнее...

Фестиваль ГуетерFEST в Лудорвае, 2022 год. Источник: Музей-заповедник Лудорвай

Празднества и пиршества

Рождение вотяка, женитьба парня и выдача девушки замуж, смерть вотяка и его похороны - эти наиболее важные моменты в жизни человека обставлялись и проводились с пышной обрядовостью. Празднествам и пиршествам отводилось большое место. Устраивались они осенью, когда заканчивались работы по заготовке продуктов питания, освобождались рабочие руки и предавались развлечениям.

По нескольку недель длились свадебные пиршества. Яркие красочные наряды девушек и невесты готовились задолго. С пением песен вышивались рубашки, головные уборы, широкие полотенца.

Жемчуга и кораллы, цветные раковины, какими-то путями пришедшие к вотякам с берегов Индийского моря, сверкающими узорами нашивались на нагрудных украшениях. 

Гусляры натягивали новые струны и придумывали новые песни, чтобы восхвалить того, кто родился, приветствовать и веселить тех, кто женился и вышел замуж, пожелать светлой и счастливой жизни  в потустороннем мире тем, кто умер.

Все это можно увидеть сегодня на международном фестивале деревенской культуры «ГуртФест», который ежегодно проходит в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай» и знакомит гостей с культурой и бытом, национальными подворьями с традиционной кухней и предметами декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в Удмуртии. Своими выступлениями гостей радуют финно-угорские коллективы, исполняющие эстонское, финское, удмуртское, марийское, бесермянское, мордовское и татарское пение и игру на музыкальных инструментах. 

Рождение вотяка, женитьба парня и выдача девушки замуж, смерть вотяка и его похороны - эти наиболее важные моменты в жизни человека обставлялись и проводились с пышной обрядовостью. Празднествам и пиршествам отводилось большое место. Устраивались они осенью, когда заканчивались работы по заготовке продуктов питания, освобождались рабочие руки и предавались развлечениям.

Подробнее...

Смотреть

Продолжение традиций

Сегодня Национальный музей Удмурсткой республики продолжает дело своих основоположников.

Здание Арсенала, в котором располагается Музей, построено, как и другие заводские постройки города Ижевска, в первой четверти 19 века по проекту выдающегося уральского архитектора Семёна Емельяновича Дудина – первого архитектора Ижевска. Почти полтора века здание несло свою службу в соответствии с замыслом архитектора – в Арсенале хранилось оружие, размещались вспомогательные производства оружейного завода.

Так уж совпало, что решение об открытии Музея совпало с созданием удмуртской автономии в 1920 году. В 1970 г. часть здания была передана под фонды Удмуртского краеведческого музея, ныне Национального музея Удмуртской Республики, а в 1986 г. все корпуса перешли музею.Однако музей открыл свои двери первым посетителям только спустя восемь лет, после завершения комплексной реставрации.В 1995 году последнее творение Семёна Дудина было взято под государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.

Трудами современных краеведов, историков, музееведов, работников культуры выпущены такие издания, как "Русская система обучения ремеслам. Истоки и традиции", "Деревенская усадьба удмуртов: современные домостроительные и планировочные решения", "Солод в традиционной кухне финно-угорских народов: истоки и параллели // Вкус Европы: антропологическое исследование культуры питания", "Современная удмуртская культура", "Удмуртская одежда", "Монеты. Клады. Коллекции. Памятники нумизматики: история и современность. Набор открыток", "Жить, разгадывая тайны".

Совместно с Удмуртским государственным университетом проводятся этнографические экспедиции по сбору этнографических предметов. Реализуется международный выставочный проект Национального музея о финском арендаторе Ижевского оружейного завода «Гуго Стандертшёльд. Парадоксы судьбы».

Проводятся тематические выставки, например  «Мне бы в космос полететь», " А давай поженимся", "Азбуку учат на всю избу кричат" и акции "Арсенал победы", "Ночь музеев", просветительская программа для детей "Арсенальное лето".

 

 

 

Я ни разу не видел моря...

В завершение экскурсии давайте послушаем песню на стихи поэта Кузебая Герда, вобравшие в себя основные черты жизненного уклада прекрасного и самобытного удмуртского народа.

 

Подробнее...

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.