Сарапульский радиозавод

Как развивалось, чем живёт и на что претендует отечественное радиостроение? Все ответы в Музее трудовой славы Сарапульского радиозавода

(Текст и аудио: Никита Терентьев)

Из Берлина с любовью

1880 год, Берлин. Столица Германской империи – крупный промышленный город с населением 800 000 человек. Через несколько лет здесь начнут строить метро, центральные улочки полны многоэтажными жилыми домами, кругом музеи, театры, частные лавки. Нас же интересует мастерская по производству телеграфных аппаратов.

Её основатель – инженер и промышленник Карл Лоренц. Ему чуть больше 30 лет, около 10 из которых он посвятил изобретению и продаже электротехники. О Лоренце и могла бы пойти речь в этой экскурсии, ведь именно с него начинается история Сарапульского радиозавода, однако, сам изобретатель об этом так никогда и не узнает. Поэтому мы плавно переходим к его соотечественнику – промышленнику Роберту Гельду.

Мастерская переходит в собственность Гельда после смерти Карла Лоренца. Роберт решает не переименовывать компанию, а техническим директором назначает брата её основателя. Под руководством Гельда детище Карла Лоренца вскоре становится крупным поставщиком телеграфного и сигнального оборудования для железных дорог, а несколько позже займётся телефонной связью и производством пишущих машинок.

1880 год, Берлин. Столица Германской империи – крупный промышленный город с населением 800 000 человек. Через несколько лет здесь начнут строить метро, центральные улочки полны многоэтажными жилыми домами, кругом музеи, театры, частные лавки. Нас же интересует мастерская по производству телеграфных аппаратов.

Подробнее...

Берлин, конец XIX века
Связисты Российской империи/forum.guns.ru

Новая столица – новый владелец

Предприятие растёт и географически: к началу XX века компания «К. Лоренц» открывает несколько филиалов в других городах, причем не только в Германии, но и за рубежом. Отсюда берёт своё начало судьба Телеграфно-телефонного и сигнально-строительного завода в Санкт-Петербурге. Официальная дата его основания – 1900 год.  

Предприятие растёт и географически: к началу XX века компания «К. Лоренц» открывает несколько филиалов в других городах, причем не только в Германии, но и за рубежом. Отсюда берёт своё начало судьба Телеграфно-телефонного и сигнально-строительного завода в Санкт-Петербурге. Официальная дата его основания – 1900 год.

Подробнее...

Долой телеграф!

В годы Первой мировой войны на заводе выпускают средства связи для армии, ремонтируют разбитые на фронте телефонно-телеграфные аппараты, а от гражданских заказов полностью отказываются. Уже к 1917-му «К. Лоренц» преобразуют в Петроградский электротехнический завод Военно-инженерного ведомства. 

В феврале следующего года всё более очевидны неудачи русской армии. Немцы устремляют взор на Петроград, поэтому завод срочно эвакуируют в Москву. Там он получит название Первый государственный электротехнический завод.

А теперь перенесёмся на несколько лет вперёд – в первые годы становления Советского Союза. На заводе завершают производство телеграфов и военно-полевых телефонов, а на смену им приходят различные электротехнические изделия. Это влечёт и очередную смену названия: на этот раз завод числится в документах как «Мосэлектрик».

Здесь выпускают простейшие радиоприёмники, названные детекторными. Они работают за счёт энергии самого радиосигнала. Позже заводчане начнут массовое производство одноламповых и двухламповых приемников. Они позволяют принимать сигнал дальних станций, а близкие и мощные с помощью этого приемника можно слушать через громкоговоритель.

В годы Первой мировой войны на заводе выпускают средства связи для армии, ремонтируют разбитые на фронте телефонно-телеграфные аппараты, а от гражданских заказов полностью отказываются. Уже к 1917-му «К. Лоренц» преобразуют в Петроградский электротехнический завод Военно-инженерного ведомства. 

Подробнее...

РПЛ-2, 1929 года изготовления
В погоне за слушателем

1930-е. Вслед за техническим прогрессом продукция завода становится сложнее. Так, например, лучший радиоприёмник в стране – ЭЧС-3 – выпускает именно «Мосэлектрик». Техника не уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам, но лучшее зачастую и стоит недёшево, поэтому на заводе начинают производить сетевой радиоприемник СИ-235. 

Новый радиоприёмник оформили в ящике с динамическим громкоговорителем. На нём были гнёзда для проигрывателя грампластинок. Благодаря своей простоте и относительно невысокой стоимости приёмник быстро завоевал популярность у советских граждан. При этом его цена составляла 250 рублей. Для сравнения: проезд в метро в те годы был равен примерно 30 копейкам.

Мы намеренно не углубляемся в технические характеристики продукции завода. Наверняка среди читателей есть радиолюбители, и без нас хорошо ориентирующиеся в этой теме. Тех же, кому интересны история завода, его вклад в деле радиофикации городов и деревень, большое количество терминов и цифр может отвлечь от сути.

1930-е. Вслед за техническим прогрессом продукция завода становится сложнее. Так, например, лучший радиоприёмник в стране – ЭЧС-3 – выпускает именно «Мосэлектрик». Техника не уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам, но лучшее зачастую и стоит недёшево, поэтому на заводе начинают производить сетевой радиоприемник СИ-235. 

Подробнее...

Пятилетку – в два с половиной года!

Наступает время первой пятилетки – плана развития народного хозяйства СССР. Предприятиям поступают задачи, выполнить которые нужно за те самые пять лет. Такой подход власти объясняют желанием как можно скорее превратить аграрную страну в индустриальную. Многие предприятия – как и отдельные рабочие на них – стараются перевыполнить план. Одним из таких передовиков становится и наш завод, сумевший добиться поставленных государством целей всего за два года и три месяца.

Наступает время первой пятилетки – плана развития народного хозяйства СССР. Предприятиям поступают задачи, выполнить которые нужно за те самые пять лет. Многие предприятия – как и отдельные рабочие на них – стараются перевыполнить план. Одним из таких передовиков становится и наш завод, сумевший добиться поставленных государством целей всего за два года и три месяца.

Подробнее...

И над Северным полюсом

Другая важная разработка того времени – специальные авиационные радиостанции. Их называют РРД, или радио-рекорд дальности. Одни из таких устанавливают на самолетах Валерия Чкалова и Михаила Громова – лётчиков, сумевших первыми в истории пролететь из Москвы в США через Северный полюс без посадок.

Особые заказы поступают на завод и от первых лиц государства. Для автомобилей советских политиков разработывают первые отечественные приемники «АИ-656». Такое странное и, возможно, нелогичное название объясняется всё же вполне логичной расшифровкой: «Автомобильный, индивидуальный, 6-контурный, 5-ламповый, 1936 года выпуска».

Как вы могли понять, прилагательное «первый» будет встречаться в истории завода ещё много раз. Так, например, Московский радиозавод им. Г. К. Орджоникидзе первым в стране наладил серийный  выпуск единственной на то время советской танковой радиостанции «Шакал». Для связи пехоты и артиллерии здесь же выпускали радиостанции «Лев».

Другая важная разработка того времени – специальные авиационные радиостанции. Их называют РРД, или радио-рекорд дальности. Одни из таких устанавливают на самолетах Валерия Чкалова и Михаила Громова – лётчиков, сумевших первыми в истории пролететь из Москвы в США через Северный полюс без посадок.

Подробнее...

Михаил Громов/ТАСС
Руководство Московского завода, 1932 год/srzudm.ru

Совершенно секретно

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны на заводе по заказу Правительства СССР создают радионавигационный полукомпас. Он помогает сажать самолёты в условиях полного отсутствия видимости.

Примерно в это же время вместо собственного наименования предприятие получает номер – 203. Такие номера присваивали всем оборонным заводам страны для сохранения секретности. Система действовала до середины 1960-х. Так, например, под № 1 в документах значился Ракетно-космический центр «Прогресс», под № 74 – Ижевский оружейный завод, а № 235 носил завод в Воткинске.

Эвакуация

С началом Великой Отечественной войны завод № 203 срочно эвакуируют из Москвы подальше в тыл. Это объясняется постоянными бомбардировками со стороны военно-воздушных сил Германии, а также стремительным продвижением врага к столице Советского Союза. Впоследствии, как мы знаем, немцев удастся остановить, но тогда руководство нашей страны не могло рисковать важнейшими московскими предприятиями.

В итоге городом для эвакуации завода становится Сарапул Удмуртской АССР. Эшелоны с оборудованием сопровождают истребители, чтобы предотвратить бомбардировки немцев. Или хотя бы сократить их количество. Но движение замедляют не только бомбёжки. По одноколейной железной дороге в обе стороны спешат другие эшелоны. Одни везут людей, технику и боеприпасы на фронт, другие – увозят раненных в обратном направлении.

Их нужно пропускать, нередко пережидая часами и даже днями. Вместо планируемых двух-трёх суток в пути эшелон радиозавода идёт восемь. Ранним утром 21 октября 1941 года он прибывает на сарапульскую железнодорожную станцию.

Спустя несколько месяцев выходит приказ наркома электропромышленности: «Установить местонахождение Государственного Союзного ордена Ленина завода № 203 им. Г. К. Орджоникидзе в городе Сарапуле». Так начинается новый этап истории радиозавода. И вряд ли Карл Лоренц предполагал, какие грандиозные события ждут его компанию в будущем.

С началом Великой Отечественной войны завод № 203 срочно эвакуируют из Москвы подальше в тыл. Это объясняется постоянными бомбардировками со стороны военно-воздушных сил Германии, а также стремительным продвижением врага к столице Советского Союза.

Подробнее...

Эвакуация одного из советских заводов на Урал, 1942 год/ria.ru
Сарапул не готов

Маленький провинциальный Сарапул совершенно не готов к такому количеству эвакуированных. Ведь – помимо радиозавода – сюда отправили Харьковскую обувную фабрику и машиностроительный завод из Баку. Население города увеличивается почти в два раза, и всё это буквально за несколько первых месяцев войны.

Ветераны вспоминают, как прибыл один из первых эшелонов: «Из вагонов высыпал народ, но некоторые тут же, поёживаясь, вернулись обратно в теплушки. С разгрузкой дело пошло споро, а перевозка стала проблемой. Станки тяжёлые, лошади не везут, машин нет». Тогда один из механиков предложил перетаскивать станки на металлических листах.

«И вот люди, как бурлаки, – продолжают описывать происходившее очевидцы, – волокут станки по улицам, да ещё в гору и не один квартал. Так, один за другим, затащили станки в павильоны Колхозного рынка».

Маленький провинциальный Сарапул совершенно не готов к такому количеству эвакуированных. Ведь – помимо радиозавода – сюда отправили Харьковскую обувную фабрику и машиностроительный завод из Баку. Население города увеличивается почти в два раза, и всё это буквально за несколько первых месяцев войны.

Подробнее...

Сарапул, начало XX века
Смотреть

Времени на раскачку нет

В Сарапуле не могут устроить весь завод в одном месте. К тому времени лучшие городские здания уже переоборудовали под госпитали, поэтому власти предлагают поделить завод на корпуса. Механические цеха отправляют в летние павильоны Колхозного рынка, а остальные – размещают в столярной мастерской городского отдела торговли промышленными товарами, производственных мастерских наркомата соцобеспечения, на центральной площади и ещё нескольких улицах.

Три бригады день и ночь разгружают заводское оборудование, после чего развозят его по разным концам города и устанавливают. И в это время, как назло, температура воздуха порой опускается до 40 градусов мороза. Близится суровая зима 1941 года. И неясно, на чьей стороне Генерал Мороз с карикатур французских газет бытности Наполеона.

В тяжелейших условиях военной эвакуации заводчане трудятся на производстве радиоаппаратуры для Красной Армии. Первую продукцию выдают уже в декабре. Спустя несколько месяцев начинается массовый выпуск оборудования для фронта. Это танковые радиостанции и полукомпасы для самолётов. Только здесь на всю страну производят навигационную радиоаппаратуру для транспортной и дальнебомбардировочной авиации.

В Сарапуле не могут устроить весь завод в одном месте. К тому времени лучшие городские здания уже переоборудовали под госпитали, поэтому власти предлагают поделить завод на корпуса. Механические цеха отправляют в летние павильоны Колхозного рынка, а остальные – размещают в столярной мастерской городского отдела торговли промышленными товарами, производственных мастерских наркомата соцобеспечения, на центральной площади и ещё нескольких улицах.

Подробнее...

Международное признание

На заводе выпускают танковые радиостанции «Тапир» и «Тур» для легендарных Т-34, отправляют на фронт радиопередатчики «Орёл», радиополукомпасы «Чайка» и многие другие средства связи. Несколько лет беспрерывной работы во благо общей Победы приносят заводу высокую оценку во Всесоюзном социалистическом соревновании. Кроме того, Сарапул четыре месяца удерживает Красное знамя Государственного комитета обороны.

После войны – наряду со специальной аппаратурой – завод начинает выпускать широковещательную продукцию.  Это, например, радиоприемники «Урал-46» и «Москвич». В середине 50-х несколько сарапульских радиол представляют на выставке в Милане. Здесь завод получает благодарность от жюри, и во многом благодаря такой громкой международной оценке советские радиотовары начинают пользоваться спросом за рубежом.

Впрочем, уже спустя три года после миланской выставки завод разрабатывает и запускает в производство первую в нашей стране радиолу с ультракоротким диапазоном радиоволн «Комета». Это чудо техники зарабатывает Золотую медаль на международной выставке в Брюсселе.

На заводе выпускают танковые радиостанции «Тапир» и «Тур» для легендарных Т-34, отправляют на фронт радиопередатчики «Орёл», радиополукомпасы «Чайка» и многие другие средства связи. Несколько лет беспрерывной работы во благо общей Победы приносят заводу высокую оценку во Всесоюзном социалистическом соревновании. 

Подробнее...

Ламповый радиоприемник "Москвич"
Карманный «Космос»

Мир открывает для себя эру приемников на транзисторах. Для завода в Сарапуле первый эксперимент в этом направлении – приёмник «Космос». Кстати, именно его подарили на свадьбу космонавтам Андрияну Николаеву и Валентине Терешковой. За разработку и освоение «Космоса» в производстве завод награждают дипломом ВДНХ.

«Космос на мировом рынке», – под таким заголовком выходит статья в газете «Советская Россия» за 17 июля 1965 года. Вот небольшая вырезка оттуда:

– На промышленной выставке в Праге большую популярность завоевал транзисторный радиоприемник «Космос», созданный на Сарапульском радиозаводе. Внешнеторговые организации Чехословакии и ГДР сделали запрос на 130 тысяч штук! 

Большие партии этих приемников отправляют в Польшу, Болгарию, Югославию, Грецию, Австрию и ещё почти 40 стран. А в Великобританию приемник «Космос» поставляют как «Юра», в честь советского космонавта Юрия Гагарина. 

Мир открывает для себя эру приемников на транзисторах. Для завода в Сарапуле первый эксперимент в этом направлении – приёмник «Космос». Кстати, именно его подарили на свадьбу космонавтам Андрияну Николаеву и Валентине Терешковой. За разработку и освоение «Космоса» в производстве завод награждают дипломом ВДНХ.

Подробнее...

«Космос-М» на фоне приемника «Ленинград-002»
Смотреть

Новая эпоха – новые вызовы

Спустя почти 10 лет новая эпоха – на этот раз автомобильной радиоаппаратуры. Сарапульский завод выпускает – и снова первый в СССР – переносной транзисторный радиоприемник «Урал-Авто». Позже его улучшат, и на рынок выйдут «Урал-Авто-2», «Урал-301», «Урал-302», «Урал-303»…

К середине 70-х здесь полностью отказываются от выпуска ламповых радиол, им на смену приходят транзисторные. Начало этого пути ознаменует «Урал-113». На всякий случай напомним, что радиола – это устройство, в котором сумели объединить радиоприемник и проигрыватель. На Сарапульском радиозаводе последняя радиола сошла с конвейера в 1985 году.

В это же время завод занимается разработкой морских аварийных радиостанций «Шлюп». Одна из таких получает Золотую медаль на выставке в Брюсселе. Морские радиостанции аварийного типа практически всегда окрашивали в оранжевый или ярко-желтый цвет. Так их легче заметить на поверхности воды в случае кораблекрушения. Так же ярко красили поисково-спасательные радиостанции летчиков.

Спустя почти 10 лет новая эпоха – на этот раз автомобильной радиоаппаратуры. Сарапульский завод выпускает – и снова первый в СССР – переносной транзисторный радиоприемник «Урал-Авто». Позже его улучшат, и на рынок выйдут «Урал-Авто-2», «Урал-301», «Урал-302», «Урал-303»… 

Подробнее...

Конструкторское бюро

Но вернёмся назад, в послевоенный Советский Союз. Окончательно убедившись в значимости радиоаппаратуры в военной отрасли, власти создают на заводе специальное конструкторское бюро. Его основная задача – разработка танковых радиостанций, а также их массовый выпуск. Первый успех – Р-113 «Гранат». 

Эта мобильная бортовая танковая радиостанция способна обеспечить круглосуточную двустороннюю связь не только с такой же техникой, но и с любыми другими радиостанциями в общем диапазоне частот. 

При этом собирают «Гранат» в совершенно новом цехе, построенном специально под эти цели. И такая отдача возымела заслуженный успех: на испытаниях радиостанция показала тысячечасовую безотказную работу. Это в два с половиной раза дольше, чем её прошлые аналоги. В середине 60-х сарапульчане выпустят 8 000 танковых радиостанций, но вскоре отойдут от дел, отдав всю техническую документацию своим коллегам на Рязанский радиозавод.

Но вернёмся назад, в послевоенный Советский Союз. Окончательно убедившись в значимости радиоаппаратуры в военной отрасли, власти создают на заводе специальное конструкторское бюро. Его основная задача – разработка танковых радиостанций, а также их массовый выпуск. Первый успех – Р-113 «Гранат». 

Подробнее...

"Магнолия" на службе Вооружённых сил ПМР/mopmr.org

Легенда радиосвязи

А теперь поговорим о легендарной радиостанции «Магнолия», которую выпускали здесь без малого 30 лет. Её разработкой занимался Воронежский НИИ, а после государственных испытаний радиостанции все документы и образцы для освоения в производстве направили в Сарапул.

На первых порах под шифром Р-123 выходит 76 комплектов новой радиостанции. Однако сборочный цех расширяется, количество заводчан растёт, как и их квалификация, и спустя несколько лет вместо нескольких десятков радиостанций выпуск умножается до 10 000!

Как мы и говорили, серийный выпуск «Магнолий» продлится около 30 лет, а кое-где её используют до сих пор. Радиостанцию размещали в бронемашинах, и она могла работать при температурах от -50 ℃ до +50 ℃. Дальность связи между «Магнолиями» достигала почти 15 километров. А если выключить двигатель и механизм шумоподавления, то и всех 20 километров. Позволим себе сравнить «Магнолию» с автоматом Калашникова в сфере радиосвязи.

А теперь поговорим о легендарной радиостанции «Магнолия», которую выпускали здесь без малого 30 лет. Её разработкой занимался Воронежский НИИ, а после государственных испытаний радиостанции все документы и образцы для освоения в производстве направили в Сарапул.

Подробнее...

На службе КГБ

Вот уже более полувека заводские конструкторы разрабатывают и коротковолновые радиостанции для работы в полевых условиях. Названия «Шмель», «Стриж», «Лунь» и, например, «Северок-К» хорошо знают в войсках специального назначения и разведке.

А началась история этого направления в середине 50-х, когда заводу поручают наладить серийный выпуск коротковолновой радиостанции «Орёл». Спустя несколько лет первая партия была готов, получив индекс Р-350. Причем здесь производят сразу несколько модификаций этой станции.

В 1959 году конструкторское бюро берётся за разработку новой радиолинии под названием «Шмель», куда входят корреспондентские и центровые станции. На эту работу уходит около пяти лет. Радиостанция послужит советским разведчикам, спецназу и КГБ. Вероятно, это самый популярный радиоприемник времен Холодной войны не только в нашей стране, но и за границей, например в Польше, ГДР и Чехословакии.

Вот уже более полувека заводские конструкторы разрабатывают и коротковолновые радиостанции для работы в полевых условиях. Названия «Шмель», «Стриж», «Лунь» и, например, «Северок-К» хорошо знают в войсках специального назначения и разведке.

Подробнее...

Рудольф Абель, советский разведчик времён Холодной войны
Связь в горах

Не менее важная веха в истории завода связна с выпуском радиостанции «Северок-К». Её разработка начинается в середине 80-х. Названная в честь легендарной радиостанции «Север», сконструированной в блокадном Ленинграде, новая техника должна работать в особых условиях – горах Афганистана.

Как покажет время, география использования радиостанции «Северок-К» окажется гораздо шире. Помимо Афганистана, её будут использовать в Боснии, Чечне и других горячих точках. Инженеры-конструкторы Сарапульского радиозавода провели серьезные научные исследования по вопросам прохождения радиоволн в горах. Испытания макетов проводили в Грузии, Армении и Таджикистане.

Подразделения специального назначения в новой радиостанции увидели множестро преимуществ: от малых габаритов и веса – всего 1, 5 килограмма – до простоты в использовании. Впечатлял блок закрытия речи, нарезавший ее на мелкие кусочки и хаотично перемешивающий: без такого же блока у получателя расшифровать сообщение было невозможно.

В 90-е производство радиостанции практически прекратили – не было спроса и денег, но события в Чечне вновь заставили вернуться к испытанной радиостанции. Позже на предприятии выпускают «Северок-КМП» с прыгающими в случайном порядке частотами.

Не менее важная веха в истории завода связна с выпуском радиостанции «Северок-К». Её разработка начинается в середине 80-х. Названная в честь легендарной радиостанции «Север», сконструированной в блокадном Ленинграде, новая техника должна работать в особых условиях – горах Афганистана.

Подробнее...

Владимир Ломтев, старший лейтенант ограниченного контингента Советских войск в Афганистане
Смотреть

Техника для банков и армии

В 90-е, чтобы остаться на плаву, Сарапульский завод также займётся созданием банковской техники. Это счётчики банкнот и монет «Урал-1», «Урал-2» и далее по списку. Пользовались ли они спросом? Безусловно. Правда, долго это направление на заводе не просуществовало – появляются у заводчан задачи важнее, задачи государственные и военные.

Ну а мы плавно приходим к веку нынешнему. В 2005 году завод осваивает новое для себя направление – производство командно-штабных машин на подвижных платформах КамАЗа. Последние, в свою очередь, помещают на шасси бронеавтомобиля. В этих машинх устанавливают сразу несколько различных радиостанций.

Заводчанам для разработки этих машины пришлось учитывать буквально всё: свои конструкторские, технологические и кадровые ресурсы, а также возможности поставщиков. С этим, к счастью разобрались. Сумели также освоить и новые технологии, например научились создавать трехмерные модели. В итоге созданную спецтехнику показали президенту России Владимиру Путин. Он остался доволен.

В 90-е, чтобы остаться на плаву, Сарапульский завод также займётся созданием банковской техники. Это счётчики банкнот и монет «Урал-1», «Урал-2» и далее по списку. Пользовались ли они спросом? Безусловно. Правда, долго это направление на заводе не просуществовало – появляются у заводчан задачи важнее, задачи государственные и военные.

Подробнее...

Вне конкуренции

Сегодня Сарапульский радиозавод известен как разработчик и изготовитель высококачественной радиоаппаратуры спецназначения. Аналогов у созданных здесь изделий нет во всей России. Заводчане осваивают и развивают сложнейшие интеллектуальные комплектующие для беспилотников, выпускают комплексы связи «Арбалет»  и «Акведук». Одна из самых современных разработок завода – мобильный распределенный в пространстве узел связи на бронированной транспортной базе автомобиля «Тигр-М». 

Впрочем, подробнее о прошлом, настоящем и будущем предприятия вам расскажут в Музее трудовой славы Сарапульского радиозавода. Да, из-за закрытого типа самой компании сюда трудно попасть , но не невозможно! Это одно из немногих мест в стране, где вы сможете узнать практически всё об отечественном радиостроении.

Сегодня Сарапульский радиозавод известен как разработчик и изготовитель высококачественной радиоаппаратуры спецназначения.

Подробнее...

Фото: srzudm.ru

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.