Эпоха музыки и танца: история в лицах и постановках
(Текст Анна Соловьёва, Никита Терентьев; аудио Никита Терентьев)
В Удмуртии – на родине композитора Петра Чайковского – культура обрела поистине важнейшее значение в жизни людей.
Здесь вы не увидите музеев с закоснелыми экспозициями, не встретите равнодушия в глазах экскурсоводов, а желание погрузиться в историю республики обернётся для вас множеством интересных фактов, глубокой почвой старинных мотивов и, конечно, единством современности и прошлого.
Одним из ключевых мест вашего путешествия по Удмуртии культурной, вне сомнений, станет театр оперы и балета в Ижевске. В самом центре региональной столицы вас ждёт переплетение музыкальных традиций и жанровых экспериментов – и всё это в стенах, ставших летописью событий и судеб.
Богатство любого театра измеряется не количеством мест в зрительском зале, площадью сцены и техническими возможностями. Нет, это тоже важные показатели, но они перекрываются артистами и репертуаром.
Как бы то ни было, большинство имён, встреченных в любом тексте, улетучиваются из памяти спустя несколько мгновений. Таков наш мозг: бережливо хранит место для самого интересного, просеивая каждое услышанное или прочитанное слово.
Именно поэтому наша главная цель – не дать вам утонуть в десятках имён выдающихся артистов театра оперы и балета, а оставить в памяти манящую картинку, которая надолго сохранит основные вехи становления театра и его современности.
То же касается и дат: если вы не историк, чрезмерное упоминание дат либо оставит вас равнодушным к ним, либо вовсе оттолкнёт. Вашу заинтересованность мы ставим во главу угла, поэтому немедленно переходим к экскурсии!
Богатство любого театра измеряется не количеством мест в зрительском зале, площадью сцены и техническими возможностями. Нет, это тоже важные показатели, но они перекрываются артистами и репертуаром. Как бы то ни было, большинство имён, встреченных в любом тексте, улетучиваются из памяти спустя несколько мгновений.
И начнём мы с 1931 года. Ижевск уже оправился от революционных событий: здесь появились первые пионерские отряды, построили несколько институтов, музыкальных училищ, новых жилых районов; совсем скоро город станет столицей Удмуртской АССР. В это же время открывается Удмуртский драматический театр.
Здесь несколько лет с должной отдачей служит оперная труппа, но развитие театра вынуждает власти начать структурные преобразования. В итоге труппу расформировывают, и спустя несколько десятков лет, под конец 1950-х годов, на ижевской земле возникает новое место культурного притяжения – Музыкально-драматический театр – предтеча современного театра оперы и балета.
Как пишут историки, новое название и структура театра, по мнению советских чиновников, должны были укрепить исполнительскую базу уже имеющихся в репертуаре музыкальных спектаклей, а также стать стимулом для композиторов Удмуртии. Миссию последних видели в создании грандиозных постановок совершенно разных жанров.
На тот момент композиторов в республике было трое: Николай Греховодов, Герман Корепанов и Геннадий Корепанов-Камский. Они действительно интересовались театром и стремились писать для него.
Так, например, Николай Греховодов уже был автором музыки к нескольким спектаклям, а Геннадий Корепанов-Камский только что окончил Московскую консерваторию как вокалист и одним из первых был зачислен в труппу реорганизованного театра. Что касается Германа Корепанова, он по сей день остаётся знаковой фигурой в культурной жизни Удмуртии. Именно этот композитор стал автором первой национальной оперы «Наталь» в начале 60-х.
Как пишут историки, новое название и структура театра, по мнению советских чиновников, должны были укрепить исполнительскую базу уже имеющихся в репертуаре музыкальных спектаклей, а также стать стимулом для композиторов Удмуртии. Миссию последних видели в создании грандиозных постановок совершенно разных жанров.
Поначалу казалось, что намеченный путь станет магистральным для нового театра. Первый сезон: в совершенно новом качестве проходит драма «Старый Мултан». Больше всего ижевчан трогают и восхищают актёрская игра, развернутые хоровые сцены и, конечно, мощное звучание оркестра.
Следующий сезон театр открыл премьерой первой удмуртской оперетты — это была «Любушка» уже знакомого нам Геннадия Корепанова-Камского, а также первой национальной оперой «Наталь».
Тем не менее, самые первые шаги по реорганизации труппы обнаружили печальную истину: собственными силами республика не обойдется. Театру немедленно требовались профессиональные певцы, артисты балета и оркестранты.
Поначалу казалось, что намеченный путь станет магистральным для нового театра. Первый сезон: в совершенно новом качестве проходит драма «Старый Мултан». Больше всего ижевчан трогают и восхищают актёрская игра, развернутые хоровые сцены и, конечно, мощное звучание оркестра.
К счастью для театра, власти принимают решение перевести в Удмуртию артистов из Музыкального театра Карелии. Солисты приехали из Петрозаводска в Ижевск в самом конце 50-х. Вместе с ними сюда прибыли артисты балета и оркестра. Более того: театр стал богаче на одного дирижера и одного режиссера.
Новые артисты были молоды и мечтали делать то, что у них получалось лучше всего — играть оперетту. Тем более, ижевчане уже и сами двинулись в этом направлении, поставив на открытие театра музыкальную комедию «Мечтатели».
Всего за несколько месяцев в репертуаре театра появилось несколько классических оперетт, а также произведения популярных советских авторов. Среди них «Свадьба в Малиновке» и «Белая акация».
К счастью для театра, власти принимают решение перевести в Удмуртию артистов из Музыкального театра Карелии. Солисты приехали из Петрозаводска в Ижевск в самом конце 50-х. Вместе с ними сюда прибыли артисты балета и оркестра. Более того: театр стал богаче на одного дирижера и одного режиссера.
Каждый новый спектакль местные жители ждали с нетерпением, а после просмотра шли в кассу и покупали билеты снова. Культурный Ижевск буквально пропитывается влюбленностью в оперетту!
Если вдруг вы далеки от театра, оперетта представляет собой более «лёгкий» жанр, по сравнению с той же оперой. Сюжет часто имеет ироническую подоплёку, романтический флёр, а иногда отражает жестокую сатиру на государство или общественные порядки. Если вам нравятся диалоги и танцы – за этим тоже спешите на оперетту.
Но вернёмся к театру. Все новые спектакли остались в репертуаре и после того, как большинство из карельских артистов разъехались по стране в поисках своего творческого счастья: их, как и многих тогда и сейчас, манила советская столица. Но за два года их работы в Ижевске стало совершенно ясно: оперетта в Удмуртском музыкально-драматическом — всерьез и надолго!
Каждый новый спектакль местные жители ждали с нетерпением, а после просмотра шли в кассу и покупали билеты снова. Культурный Ижевск буквально пропитывается влюбленностью в оперетту!
Не случайно отсчет своих спектаклей театр начал именно с «Мечтателей». Есть в этом названии порыв в будущее и стремление как можно быстрее набрать высоту. В 60-е в театре мечтали о многом. Но удивительно не это – труппа сумела воплотить в жизнь даже самые, казалось бы, фантастические проекты.
Не все сразу. Путь к некоторым из них занял более четверти века. Так, например, уже с самых первых сезонов на художественных советах начали говорить о необходимости в репертуаре произведений Петра Чайковского. Однако с Петром Ильичом пришлось подождать.
Но некоторые мечты обрели реальность достаточно быстро. И речь, в первую очередь, идёт о национальном репертуаре. Несмотря на увлечение опереттой, театр четко осознавал свою миссию в развитии национальной музыкальной культуры. И именно 60-е становятся золотым веком для удмуртских музыкальных спектаклей.
Не случайно отсчет своих спектаклей театр начал именно с «Мечтателей». Есть в этом названии порыв в будущее и стремление как можно быстрее набрать высоту. В 60-е в театре мечтали о многом. Не все сразу.
Первой в нашем списке прозвучит опера «Наталь» Германа Корепанова. Она родилась в сотворчестве композитора и театра, а масштаб постановки резонировал на всю страну. На премьеру приехал знаменитый советский композитор Арам Хачатурян, после чего назвал Корепанова «удмуртским Глинкой».
К сожалению, после оперы «Наталь» Герман Корепанов почти на два десятилетия отошел от театра. Как бы то ни было, театр продолжал радовать своих гостей. Здесь состоялась премьера первого национального балета «Италмас» в 1961 году, затем последовали музыкальная комедия «Когда поют соловьи», балет «Легенда о любви» и многие другие спектакли.
Первой в нашем списке прозвучит опера «Наталь» Германа Корепанова. Она родилась в сотворчестве композитора и театра, а масштаб постановки резонировал на всю страну. На премьеру пришёл знаменитый советский композитор Арам Хачатурян, после чего назвал автора «удмуртским Глинкой».
Ещё одно важное завоевание театра в те годы — формирование сильной профессиональной труппы для тех самых оперетт, о которых мы говорили ранее. Такой репертуар пользовался огромной популярностью, а спрос, как известно, рождает предложение.
При этом зрителей начинают привлекать не только новые названия на афишах, но и отдельные артисты. Тогда руководство театра принимает важное решение: собрать со всей республики талантливых молодых людей и направить их в лучшее учебное заведение, где готовят артистов музыкальной комедии. Это было музыкальное училище при Ленинградской консерватории.
К началу 70-х в Ижевск возвращается целая группа хорошо обученных актеров, которым на целое десятилетие предстоит стать ядром творческого коллектива. Некоторые из них стали большими артистами – голоса других оказались менее заметны. Но все студийцы остались в истории театра поколением, которое сказало свое слово. Им подражали, на них равнялись, у них учились и учатся по сей день.
Ещё одно важное завоевание театра в те годы — формирование сильной профессиональной труппы для тех самых оперетт, о которых мы говорили ранее. Такой репертуар пользовался огромной популярностью, а спрос, как известно, рождает предложение.
И, наконец, еще одна важная веха в истории театра 60-х – это балет! Подступились к нему с постановки одноактного балета «Вальпургиева ночь», но за несколько лет репертуар насчитывал уже несколько больших спектаклей.
Среди них «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Доктор Айболит» и два национальных балета: «Легенда о любви» и «Героическая симфония». Мечты начала десятилетия привели к тому, что к 70-м театр обрел свое лицо, своих зрителей и чёткие планы на будущее.
Самое значительное событие 70-х для театра – обретение самостоятельности. До этого под одной крышей существуют два совсем разных театра, было понятно уже к концу первого сезона. Но должно было пройти 15 лет, прежде чем это нашло законодательное подтверждение.
Актеров оперетты и удмуртской драмы разделили и образовали два театра: Музыкальный театр Удмуртской АССР и Удмуртский драматический театр. Впрочем, даже после этого еще больше десяти лет театрам пришлось делить одну сцену — на улице Горького.
Самое значительное событие 70-х для театра – обретение самостоятельности.
Одна сцена на две труппы… Такое положение, несомненно, приводит к вынужденному сплочению, но порою мешает росту и развитию. К счастью, спустя четверть века после основания, в 1984 году, Музыкальный театр наконец обретает собственный дом на Центральной площади Ижевска.
Сотрудники перевезли декорации, реквизит и костюмы, а артисты начали играть свои прежние спектакли — всё те же оперетты и музыкальные комедии, которые просто обожала ижевская публика. Многие думали — вот он, секрет успеха на веки вечные. Но оказалось, что все не так просто…
Перемены начались уже на второй сезон, когда к руководству пришла новая творческая команда, включая режиссёра, дирижёра и балетмейстера. Возможно, они и не были командой единомышленников в полном смысле этого слова, но в главном сходились на все сто процентов: на новой сцене должны идти большие оперные и балетные спектакли.
Одна сцена на две труппы… Такое положение, несомненно, приводит к вынужденному сплочению, но порою мешает росту и развитию. К счастью, спустя четверть века после основания, в 1984 году, Музыкальный театр наконец обретает собственный дом на Центральной площади Ижевска.
Воплотить новую мечту в реальность удалось в самые кратчайшие сроки. Второй сезон на новой сцене завершился большим балетным спектаклем «Сотворение мира», третий – прошел под знаменем «Евгения Онегина», «Жизели» и «Сказки о богатыре Эйдаре», а четвёртый сезон удивлял зрителей «Лебединым озером».
Главной движущей силой всех этих грандиозных перемен стал Леонтий Вольф. За те неполные пять лет, что он занимал пост главного дирижера, Вольф сумел полностью переформатировать театр. Кстати, тогда он был самым молодым главным дирижером Советского Союза. Но важно другое: его творческое бесстрашие при совершенно трезвом расчете.
А еще у Вольфа было колоссальное умение находить нужных в конкретное время людей. При нём театр стал точкой притяжения самых талантливых артистов. Вольф заражал труппу своей энергией и музыкальной верой.
Воплотить новую мечту в реальность удалось в самые кратчайшие сроки. Второй сезон на новой сцене завершился большим балетным спектаклем «Сотворение мира», третий – прошел под знаменем «Евгения Онегина», «Жизели» и «Сказки о богатыре Эйдаре», а четвёртый сезон удивлял зрителей «Лебединым озером».
Спустя несколько лет после распада Советского Союза театр получает статус оперного. Руководство понимало: «легкий» жанр необходим жителям Удмуртии в кризисную эпоху, но вернуться к бесконечным опереттам 80-х – означает сдать уже завоеванные позиции, откатиться назад. И хотя в народе ходила злая шутка про «театр одной оперы и одного балета», скептикам пришлось утихнуть достаточно быстро.
В 90-е на сцене театра ставят «Севильского цирюльника», «Русалку» и первую в Ижевске оперу на языке оригинала «Флория Тоска» (эта опера – долгожитель, она до сих пор в репертуаре!). Театр обретает новых режиссёров и дирижёров, сменяются артисты, но одно остаётся неизменным – стремление расти и развиваться.
И не переживайте за оперетты: над ними продолжают работать мастера жанра, молодые солисты охотно экспериментируют и становятся настоящими универсалами.
Десятилетие напряженной работы и постепенного обретения уверенности в собственных силах заканчивается «Пиковой дамой». Это был рывок, который дался театру огромным напряжением всех сил. Но он действительно вывел коллектив на новый уровень. Всего через два года после премьеры предложение участвовать в ижевской «Пиковой даме» приняла певица Елена Образцова. Это означало, что театр окончательно утвердил себя на оперной карте России.
Спустя несколько лет после распада Советского Союза театр получает статус оперного. Руководство понимало: «легкий» жанр необходим жителям Удмуртии в кризисную эпоху, но вернуться к бесконечным опереттам 80-х – означает сдать уже завоеванные позиции, откатиться назад.
Начало века для театра началось очень ярко. Он притягивает новых людей — артистов, постановщиков, зрителей и спонсоров. Первым в Ижевск приехал известный московский балетмейстер Борис Мягков.
Своей главной целью он видел повышение профессионализма коллектива, попытку сделать балетную труппу конкурентоспособной на российском и международном рынке. А поскольку самым большим спросом пользуются балеты Петра Чайковского, Мягков сразу же поставил свою, достаточно необычную версию «Щелкунчика».
Позже Мягков «переоткрыл» для жителей и гостей Ижевска «Лебединое озеро». Старая постановка просуществовала в репертуаре почти полтора десятилетия, поэтому порядком обветшала и отчасти наскучила. Через месяц после премьеры «Лебединого озера» балетная труппа уже выступала на фестивале в Москве, а спустя полгода артисты отправились Китай.
Вторая половина 00-х стала для театра временем утверждения репертуара и экспериментов. Так, например, здесь поставили спектакль «Камо грядеши» – единственный в истории Ижевска опыт актуализации классики. Или возьмём оперу «Риголетто», которая исполнялась перед зрителями, находившимися прямо на сцене.
Начало века для театра началось очень ярко. Он притягивает новых людей — артистов, постановщиков, зрителей и спонсоров. Первым в Ижевск приехал известный московский балетмейстер Борис Мягков.
Около 10 лет назад здание театра закрыли на реконструкцию. Артисты выступали с выездными спектаклями перед жителями городов и районов республики, но такую нелёгкую долю театр пережил с честью, полностью сохранив самую большую свою ценность — коллектив.
Более того: труппа пополнилась выпускниками консерваторий, которые достойно показали себя на открытии обновлённого здания.
Реконструкция превратила памятник конца советского периода в современный стильный оперный дом. Открытие ознаменовалось новой постановкой балета «Лебединое озеро», после чего театру присвоили имя композитора Петра Чайковского.
Наверняка вы обратите внимание на галерею изящных фигур на фасаде театра. Каждая из них состоит из целой группы музыкальных инструментов: народных, джазовых, классических и так далее. На центральной части здания расположен символ музыки – лира, она представлена вместе с внушительными органными трубами.
По соседству располагается ансамбль народных инструментов – баян, балалайка и гусли. Современную музыку олицетворяет джаз-бэнд, в сопровождении саксофона, барабанов, гитары и труб. Всего на здании театра расположено одиннадцать скульптурных групп.
Первоначально – помимо музыкальных ансамблей – на фасаде театра располагались четыре фонаря с античными масками. Они и отражали игровую составляющую театра. Но после падения одной из фигур руководство решило снять фонари.
Около 10 лет назад здание театра закрыли на реконструкцию. Артисты выступали с выездными спектаклями перед жителями городов и районов республики, но такую нелёгкую долю театр пережил с честью, полностью сохранив самую большую свою ценность — коллектив.
Кстати, интересный факт: изначально здание театра хотели построить фасадом к Дому правительства, но ижевские специалисты единым фронтом выступили против такого решения московских проектировщиков. Но в чём провинились последние?
Да ни в чём, если честно: просто так было принято в архитектуре советского времени – строить театры напротив главных административных зданий. Но такая задумка буквально бы «замкнула» Центральную площадь. В итоге пришли к компромиссу: здание возвели достаточно близко к Дому правительства, но всё же не напротив.
Изначально здание театра хотели построить фасадом к Дому правительства, но ижевские специалисты единым фронтом выступили против такого решения московских проектировщиков.
В минувшем десятилетии театр отважно повышает репертуарную планку. В заголовках газетных рецензий всё чаще звучат эпитеты «масштабный», «грандиозный», «потрясающий». С полным правом это относится к операм «Аида», «Турандот», «Скзание о граде Китеже и деве Февронии», а также балетам «Дон Кихот», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Корсар» и многим другим.
В Ижевск всё чаще приезжают звезды не только российской, но и европейской оперной сцены. Солисты театра, в свою очередь, получают признание далеко за пределами республики.
Но главное достижение 2010-х кроется не в положительных оценках критиков, публикациях СМИ и отзывах в соцсетях. Да, приятные слова греют душу любого артиста, но важнее другое – в театре снова аншлаги. Люди приходят за прямым общением, эмоциями и живым звуком.
В минувшем десятилетии театр отважно повышает репертуарную планку. В заголовках газетных рецензий всё чаще звучат эпитеты «масштабный», «грандиозный», «потрясающий». С полным правом это относится к операм «Аида», «Турандот», а также балетам «Дон Кихот», «Баядерка», «Корсар» и многим другим.
Создание любой постановки в театре оперы и балета зависит не только от мастерства дирижёров, режиссёров или артистов. За впечатляющими результатами на сцене стоят профессионалы закулисья.
Художественный цех – одно из самых больших помещений театра. По размеру его можно сравнить со школьным спортзалом: высоченные потолки и огромные площади. Кроме объемных декораций, здесь создают «одежду» сцены: из ткани, «горячего клея», фольги и подручных материалов получаются настоящие шедевры.
Здесь же мы найдём костюмерный цех, где шьют самые разные костюмы и для оперных певцов, и для артистов балета. Эскизы нужных туфель и сапог создает художник, а мастера цеха воплощают их в реальность. Сначала делают колодки, затем дошивают остальное.
Множество важнейших мелочей можно найти в бутафорском цехе – десятки банок из-под шампуня, искусственные цветы и даже палочки для суши могут пригодиться! Из последних, например, однажды делали головной убор для девы Февронии. А из пенопласта удалось создать макет храма, который будто раскалывается при падении.
Создание любой постановки в театре оперы и балета зависит не только от мастерства дирижёров, режиссёров или артистов. За впечатляющими результатами на сцене стоят профессионалы закулисья.
Художественный цех – одно из самых больших помещений театра. По размеру его можно сравнить со школьным спортзалом: высоченные потолки и огромные площади. Кроме объемных декораций, здесь создают «одежду» сцены: из ткани, «горячего клея», фольги и подручных материалов получаются настоящие шедевры.
Театр оперы и балета Удмуртской Республики имени Петра Чайковского – это огромный, все время меняющийся мир. Его история и современность складываются из множества составляющих, но одно на протяжении десятилетий остаётся неизменным: понимающая и благодарная публика.
Артисты получают престижные премии, труппа гастролирует по стране и за её пределами. Коллектив обрёл большой опыт исполнения и постановки масштабных спектаклей и сложнейших партий мирового репертуара. Багодаря этому последние несколько лет труппа театра растёт, а его сцена влёчет к себе молодых и талантливых режиссёров. Уверены, так будет и дальше.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.