Казенный дом командиров Ижевского завода. История и современность места, где определяли будущее Ижевска
(Текст и аудио: Никита Терентьев)
Генеральский дом может показаться типичной для XIX столетия постройкой, давно проигравшей бой с ветхостью. Но местные знают – здесь средоточие истории и современности республиканской столицы, овеянное легендами и неизвестностью. В этих комнатах нашлось место любви и мистике, искусству и трагедиям, науке и политике. Пока гости веселились на балах, хозяева дома вершили судьбы людей и определяли будущее Ижевского завода и поселения при нём.
Генеральский – название неофициальное, но давно прижившееся. В документах же почти двухсотлетнее здание именуют Домом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов. Большинство управляющих заводом были генералами, отсюда и народное прозвание.
Генеральский – название неофициальное, но давно прижившееся. В документах же почти двухсотлетнее здание именуют Домом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов. Большинство управляющих заводом были генералами, отсюда и народное прозвание.
Во время строительства Генеральского дома Ижевский завод уже был известен как оружейная кузница России – наряду с предприятиями в Туле и под Петербургом. Правда, здешнее производство имело важное преимущество перед ними: оно располагалось в глубоком тылу страны. Это ещё сыграет важную роль в противостоянии Советского Союза и Германии, но пока на пороге другая война – Крымская.
Во время строительства Генеральского дома Ижевский завод уже был известен как оружейная кузница России.
До свержения Николая II и Октябрьской революции в Генеральском доме успели пожить около 10 командиров Ижевского завода. Все они переезжали с жёнами и детьми, проводили дорогие банкеты, устраивали музыкальные вечера и балы, а также принимали важных гостей.
До свержения Николая II и Октябрьской революции в Генеральском доме успели пожить около 10 командиров Ижевского завода. Все они переезжали с жёнами и детьми, проводили дорогие банкеты, устраивали музыкальные вечера и балы, а также принимали важных гостей.
Генеральских семей в доме со времён его постройки пожило немало, но одна совершенно точно выделяется на фоне остальных: мы говорим о супругах Якове Попове и Вере Богдановской. Уверяем, Богдановская – самая нетипичная генеральша из всех, о которых вы когда-либо слышали.
Родилась Вера Евстафьевна в семье столичного хирурга, а когда ей исполнилось 11, папа отдал девочку в одну из петербургских школ. Там она учит немецкий и французский языки, после чего поступает на Высшие женские курсы. Если не вдаваться в особенности российской системы образования, это вузы для женщин, открытые по настоянию крупнейших учёных того времени. Именно там Вера увлекается химией и решает посвятить свою жизнь науке.
Генеральских семей в доме со времён его постройки пожило немало, но одна совершенно точно выделяется на фоне остальных: мы говорим о супругах Якове Попове и Вере Богдановской. Уверяем, Богдановская – самая нетипичная генеральша из всех, о которых вы когда-либо слышали.
Добившись успеха в научной жизни, Вера переключается на личную. Её избранником становится дворянин Яков Попов, которого за год до свадьбы назначили начальником Ижевского завода. Как и все остальные командиры до него, Яков Козьмич переезжает в Генеральский дом. Ему 51 год, Вере – 28, но такая разница их не смущает. Яков и Вера счастливы.
В доме девушка обустраивает химическую лабораторию, время от времени помогает супругу на заводе, вливается в жизнь посёлка, но долго этой бытовой идиллии продлиться не суждено. Однажды во время научного эксперимента в руках у Богдановской взрывается стеклянная трубка с ядовитым веществом. Брызги и осколки стекла разлетаются по комнате, в том числе попадая в девушку. Всего через несколько часов она скончается.
Добившись успеха в научной жизни, Вера переключается на личную. Её избранником становится дворянин Яков Попов, которого за год до свадьбы назначили начальником Ижевского завода. Как и все остальные командиры до него, Яков Козьмич переезжает в Генеральский дом.
Во время Гражданской войны Генеральский дом переходит от красных к белым и наоборот, но оба лагеря используют здание для размещения карательных структур. По словам местных краеведов, в подвалах усадьбы устраивали арестные помещения.
Во время Гражданской войны Генеральский дом переходит от красных к белым и наоборот, но оба лагеря используют здание для размещения карательных структур. По словам местных краеведов, в подвалах усадьбы устраивали арестные помещения.
В советские годы Дом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов занимали клуб коммунистов, школа и станция скорой помощи, и только в 2012 году здание официально стало пристанищем Музея истории Ижевска.
Основными целями музея столичная администрация назвала патриотическое воспитание и формирование городских исторических традиций. Пункт о сохранении истории Ижевска в постановлении тоже, разумеется, есть.
В советские годы Дом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов занимали клуб коммунистов, школа и станция скорой помощи, и только в 2012 году здание официально стало пристанищем Музея истории Ижевска.
Сейчас в качестве постоянной экспозиции на втором этаже музея находятся работы удмуртских авторов. Удивительно, но между старинной лепниной, сохранившимися полуколоннами, арочными дверными проёмами и картинами, написанными нашими современниками, не возникает отталкивающего контраста. Наоборот – эти сочетания влекут, удивляют и восхищают.
Сейчас в качестве постоянной экспозиции на втором этаже музея находятся работы удмуртских авторов. Удивительно, но между старинной лепниной, сохранившимися полуколоннами, арочными дверными проёмами и картинами, написанными нашими современниками, не возникает отталкивающего контраста. Наоборот – эти сочетания влекут, удивляют и восхищают.
Анфим Ханыков, чья работа стала одной из основ музейной экспозиции, – человек донельзя интересный. Он родился в Ижевске и, пока все мечтали стать космонавтами, Анфим грезил будущим свободного художника. Правда, тогда он сам мало понимал, что конкретно имеет в виду.
После школы молодой человек поступает в педагогический колледж искусств, а сразу по окончании вливается в художественную жизнь города. Правда, жизнь эта пока довольно скудна. В начале 00-х Ижевск не мог похвастаться открытыми для актуального искусства пространствами, поэтому местные творцы объединяются и берут всё в свои руки.
Анфим Ханыков, чья работа стала одной из основ музейной экспозиции, – человек донельзя интересный. Он родился в Ижевске и, пока все мечтали стать космонавтами, Анфим грезил будущим свободного художника. Правда, тогда он сам мало понимал, что конкретно имеет в виду.
Многие провинциальные живописцы стремились в федеральную столицу, но Анфим достаточно рано понял, что его вотчина – это Ижевск. Он был одним из тех, кто создал творческую среду города, и оставлять её позади в неизвестности автор не захотел.
Дальнейший путь Ханыкова лежал через эксперименты: были и акционизм, и граффити, а ещё знакомство с буддизмом в путешествии по Индии. Как бы парадоксально это не прозвучало, всё это выводит художника к традиционной деревянной скульптуре.
Многие провинциальные живописцы стремились в федеральную столицу, но Анфим достаточно рано понял, что его вотчина – это Ижевск. Он был одним из тех, кто создал творческую среду города, и оставлять её позади в неизвестности автор не захотел.
Евгения Мальцева – российская художница, которая, как и Ханыков, родилась в Ижевске и вдохновлялась историями Генеральского дома. Хозяевам усадьбы она посвятила серию работ, встречающих гостей музея на втором этаже. Это портреты реальных командиров завода, написанные в мрачной, на первый взгляд, манере.
Евгения Мальцева – российская художница, которая, как и Ханыков, родилась в Ижевске и вдохновлялась историями Генеральского дома. Хозяевам усадьбы она посвятила серию работ, встречающих гостей музея на втором этаже. Это портреты реальных командиров завода, написанные в мрачной, на первый взгляд, манере.
Коллега по творческому цеху рассказал Евгении, что новому музею требуются портреты генералов, а когда прозвучали необходимые размеры работ, цепь событий начала замыкаться. Оказалось, в гараже её отца хранились именно такие деревянные щиты. «Я поняла, что это судьба», – говорит Евгения.
На стенах парадного зала висят портреты пяти генералов. Евгения выбрала тех, чьи имена надолго вписаны в историю России, например Яков Попов, о котором мы говорили ранее. Работая над этим проектом, девушка старалась передать впечатление о личностях командиров, при этом никакого намерения придать мрачности не было.
Коллега по творческому цеху рассказал Евгении, что новому музею требуются портреты генералов, а когда прозвучали необходимые размеры работ, цепь событий начала замыкаться. Оказалось, в гараже её отца хранились именно такие деревянные щиты. «Я поняла, что это судьба», – говорит Евгения.
Изображение Веры Богдановской, представленное в экспозиции музея вместе с генералами, появилось позже остальных. Это автопортрет Евгении Мальцевой в образе прогрессивной генеральши. Художница отчасти отождествляет себя с просвещённой Богдановской, которая стала одной из первых женщин-учёных в России и своим примером доказала, что миссия женщин не ограничивается варкой борщей и обслуживанием семьи.
Изображение Веры Богдановской, представленное в экспозиции музея вместе с генералами, появилось позже остальных. Это автопортрет Евгении Мальцевой в образе прогрессивной генеральши. Художница отчасти отождествляет себя с просвещённой Богдановской, которая стала одной из первых женщин-учёных в России и своим примером доказала, что миссия женщин не ограничивается варкой борщей и обслуживанием семьи.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.