Генеральский дом

Казенный дом командиров Ижевского завода. История и современность места, где определяли будущее Ижевска

(Текст и аудио: Никита Терентьев)

Фото: izhlife.ru

Здесь вершились судьбы

Генеральский дом может показаться типичной для XIX столетия постройкой, давно проигравшей бой с ветхостью. Но местные знают – здесь средоточие истории и современности республиканской столицы, овеянное легендами и неизвестностью. В этих комнатах нашлось место любви и мистике, искусству и трагедиям, науке и политике. Пока гости веселились на балах, хозяева дома вершили судьбы людей и определяли будущее Ижевского завода и поселения при нём.

Смотреть

При чём здесь генералы?

Генеральский – название неофициальное, но давно прижившееся. В документах же почти двухсотлетнее здание именуют Домом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов. Большинство управляющих заводом были генералами, отсюда и народное прозвание.

Генеральский – название неофициальное, но давно прижившееся. В документах же почти двухсотлетнее здание именуют Домом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов. Большинство управляющих заводом были генералами, отсюда и народное прозвание.

Подробнее...

На хорошем счету

Во время строительства Генеральского дома Ижевский завод уже был известен как оружейная кузница России – наряду с предприятиями в Туле и под Петербургом. Правда, здешнее производство имело важное преимущество перед ними: оно располагалось в глубоком тылу страны. Это ещё сыграет важную роль в противостоянии Советского Союза и Германии, но пока на пороге другая война – Крымская.

Во время строительства Генеральского дома Ижевский завод уже был известен как оружейная кузница России.

Подробнее...

Фрагмент панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя»
Семейный архив командира Василия Новикова

Символ гостеприимства

До свержения Николая II и Октябрьской революции в Генеральском доме успели пожить около 10 командиров Ижевского завода. Все они переезжали с жёнами и детьми, проводили дорогие банкеты, устраивали музыкальные вечера и балы, а также принимали важных гостей.

До свержения Николая II и Октябрьской революции в Генеральском доме успели пожить около 10 командиров Ижевского завода. Все они переезжали с жёнами и детьми, проводили дорогие банкеты, устраивали музыкальные вечера и балы, а также принимали важных гостей.

Подробнее...

Химия и равенство

Генеральских семей в доме со времён его постройки пожило немало, но одна совершенно точно выделяется на фоне остальных: мы говорим о супругах Якове Попове и Вере Богдановской. Уверяем, Богдановская – самая нетипичная генеральша из всех, о которых вы когда-либо слышали.

Родилась Вера Евстафьевна в семье столичного хирурга, а когда ей исполнилось 11, папа отдал девочку в одну из петербургских школ. Там она учит немецкий и французский языки, после чего поступает на Высшие женские курсы. Если не вдаваться в особенности российской системы образования, это вузы для женщин, открытые по настоянию крупнейших учёных того времени. Именно там Вера увлекается химией и решает посвятить свою жизнь науке.

Генеральских семей в доме со времён его постройки пожило немало, но одна совершенно точно выделяется на фоне остальных: мы говорим о супругах Якове Попове и Вере Богдановской. Уверяем, Богдановская – самая нетипичная генеральша из всех, о которых вы когда-либо слышали.

Подробнее...

Фотография Веры Богдановской, восстановленная с помощью ИИ
Оборвавшаяся идиллия

Добившись успеха в научной жизни, Вера переключается на личную. Её избранником становится дворянин Яков Попов, которого за год до свадьбы назначили начальником Ижевского завода. Как и все остальные командиры до него, Яков Козьмич переезжает в Генеральский дом. Ему 51 год, Вере – 28, но такая разница их не смущает. Яков и Вера счастливы.

В доме девушка обустраивает химическую лабораторию, время от времени помогает супругу на заводе, вливается в жизнь посёлка, но долго этой бытовой идиллии продлиться не суждено. Однажды во время научного эксперимента в руках у Богдановской взрывается стеклянная трубка с ядовитым веществом. Брызги и осколки стекла разлетаются по комнате, в том числе попадая в девушку. Всего через несколько часов она скончается.

Добившись успеха в научной жизни, Вера переключается на личную. Её избранником становится дворянин Яков Попов, которого за год до свадьбы назначили начальником Ижевского завода. Как и все остальные командиры до него, Яков Козьмич переезжает в Генеральский дом.

Подробнее...

Фотография Якова Попова
Фото: архив Музея Ижевска

Дань мистикам

Во время Гражданской войны Генеральский дом переходит от красных к белым и наоборот, но оба лагеря используют здание для размещения карательных структур. По словам местных краеведов, в подвалах усадьбы устраивали арестные помещения.

Во время Гражданской войны Генеральский дом переходит от красных к белым и наоборот, но оба лагеря используют здание для размещения карательных структур. По словам местных краеведов, в подвалах усадьбы устраивали арестные помещения.

Подробнее...

Возвращение в будущее

В советские годы Дом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов занимали клуб коммунистов, школа и станция скорой помощи, и только в 2012 году здание официально стало пристанищем Музея истории Ижевска.  

Основными целями музея столичная администрация назвала патриотическое воспитание и формирование городских исторических традиций. Пункт о сохранении истории Ижевска в постановлении тоже, разумеется, есть.

В советские годы Дом командиров Ижевских оружейного и сталеделательного заводов занимали клуб коммунистов, школа и станция скорой помощи, и только в 2012 году здание официально стало пристанищем Музея истории Ижевска.

Подробнее...

Фото: архив Музея Ижевска
Смотреть

Один за всех

Сейчас в качестве постоянной экспозиции на втором этаже музея находятся работы удмуртских авторов. Удивительно, но между старинной лепниной, сохранившимися полуколоннами, арочными дверными проёмами и картинами, написанными нашими современниками, не возникает отталкивающего контраста. Наоборот – эти сочетания влекут, удивляют и восхищают.

Сейчас в качестве постоянной экспозиции на втором этаже музея находятся работы удмуртских авторов. Удивительно, но между старинной лепниной, сохранившимися полуколоннами, арочными дверными проёмами и картинами, написанными нашими современниками, не возникает отталкивающего контраста. Наоборот – эти сочетания влекут, удивляют и восхищают.

Подробнее...

Легенда ижевского андеграунда

Анфим Ханыков, чья работа стала одной из основ музейной экспозиции, – человек донельзя интересный. Он родился в Ижевске и, пока все мечтали стать космонавтами, Анфим грезил будущим свободного художника. Правда, тогда он сам мало понимал, что конкретно имеет в виду.

После школы молодой человек поступает в педагогический колледж искусств, а сразу по окончании вливается в художественную жизнь города. Правда, жизнь эта пока довольно скудна. В начале 00-х Ижевск не мог похвастаться открытыми для актуального искусства пространствами, поэтому местные творцы объединяются и берут всё в свои руки.

Анфим Ханыков, чья работа стала одной из основ музейной экспозиции, – человек донельзя интересный. Он родился в Ижевске и, пока все мечтали стать космонавтами, Анфим грезил будущим свободного художника. Правда, тогда он сам мало понимал, что конкретно имеет в виду.

Подробнее...

Фото: ТВорческая Дача
Свободный художник

Многие провинциальные живописцы стремились в федеральную столицу, но Анфим достаточно рано понял, что его вотчина – это Ижевск. Он был одним из тех, кто создал творческую среду города, и оставлять её позади в неизвестности автор не захотел.

Дальнейший путь Ханыкова лежал через эксперименты: были и акционизм, и граффити, а ещё знакомство с буддизмом в путешествии по Индии. Как бы парадоксально это не прозвучало, всё это выводит художника к традиционной деревянной скульптуре.

Многие провинциальные живописцы стремились в федеральную столицу, но Анфим достаточно рано понял, что его вотчина – это Ижевск. Он был одним из тех, кто создал творческую среду города, и оставлять её позади в неизвестности автор не захотел.

Подробнее...

Фото: личный архив Анфима Ханыкова
Фото: Константин Дьячков

Я так вижу

Евгения Мальцева – российская художница, которая, как и Ханыков, родилась в Ижевске и вдохновлялась историями Генеральского дома. Хозяевам усадьбы она посвятила серию работ, встречающих гостей музея на втором этаже. Это портреты реальных командиров завода, написанные в мрачной, на первый взгляд, манере.

Евгения Мальцева – российская художница, которая, как и Ханыков, родилась в Ижевске и вдохновлялась историями Генеральского дома. Хозяевам усадьбы она посвятила серию работ, встречающих гостей музея на втором этаже. Это портреты реальных командиров завода, написанные в мрачной, на первый взгляд, манере.

Подробнее...

Реальность и полнота жизни

Коллега по творческому цеху рассказал Евгении, что новому музею требуются портреты генералов, а когда прозвучали необходимые размеры работ, цепь событий начала замыкаться. Оказалось, в гараже её отца хранились именно такие деревянные щиты. «Я поняла, что это судьба», – говорит Евгения.

На стенах парадного зала висят портреты пяти генералов. Евгения выбрала тех, чьи имена надолго вписаны в историю России, например Яков Попов, о котором мы говорили ранее. Работая над этим проектом, девушка старалась передать впечатление о личностях командиров, при этом никакого намерения придать мрачности не было.

Коллега по творческому цеху рассказал Евгении, что новому музею требуются портреты генералов, а когда прозвучали необходимые размеры работ, цепь событий начала замыкаться. Оказалось, в гараже её отца хранились именно такие деревянные щиты. «Я поняла, что это судьба», – говорит Евгения.

Подробнее...

Фото: личный архив Евгении Мальцевой
Смотреть

Чёрная Мадонна

Изображение Веры Богдановской, представленное в экспозиции музея вместе с генералами, появилось позже остальных. Это автопортрет Евгении Мальцевой в образе прогрессивной генеральши. Художница отчасти отождествляет себя с просвещённой Богдановской, которая стала одной из первых женщин-учёных в России и своим примером доказала, что миссия женщин не ограничивается варкой борщей и обслуживанием семьи.

Изображение Веры Богдановской, представленное в экспозиции музея вместе с генералами, появилось позже остальных. Это автопортрет Евгении Мальцевой в образе прогрессивной генеральши. Художница отчасти отождествляет себя с просвещённой Богдановской, которая стала одной из первых женщин-учёных в России и своим примером доказала, что миссия женщин не ограничивается варкой борщей и обслуживанием семьи.

Подробнее...

Орёл умер – да здравствует орёл!

В экспозиции музея также нашла отражение легенда о золотом ижевском орле. Если вы её не слышали, мы с радостью расскажем.

В экспозиции музея также нашла отражение легенда о золотом ижевском орле. Если вы её не слышали, мы с радостью расскажем.

Подробнее...

Фото: архив «КП» в Ижевске

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.