Религия и культура народов, живших на территории республики за сотни лет до удмуртов: во что верили, за что боролись и каким видели своё будущее
(Текст и аудио: Никита Терентьев)
Разговор об исламе в Удмуртии мы решили включить в экскурсию по Центральной мечети Ижевска, и этому есть несколько причин.
Во-первых, сама мечеть относительно молода – и потому только начинает копить религиозный, культурный и исторический опыт, о котором предстоит писать нашим потомкам. Во-вторых, вряд ли получится полностью погрузиться в культуру мусульман республики без ключевых знаний о её прошлом.
Разговор об исламе в Удмуртии мы решили включить в экскурсию по Центральной мечети Ижевска, и этому есть несколько причин.
Ныне один из главных мусульманских храмов республики заложили в 2003 году. Работы вели на пожертвования: десятки тысяч мусульман из Удмуртии, Татарстана и других регионов России собрали на строительство больше 40 миллионов рублей.
Ныне один из главных мусульманских храмов республики заложили в 2003 году. Работы вели на пожертвования.
При мечети работают несколько учебных групп. Юным верующим рассказывают об общих правилах религии, включая Пять столпов ислама. Это обязательные предписания и ритуалы, священные для каждого последователя учения пророка Мухаммеда.
Но мы отвлеклись. Разговоры о религии и культуре мусульман проходят не только в воскресной школе Центральной мечети Ижевска. Практически каждую неделю сюда приходят с экскурсиями самые обычные ученики светских школ. Это связано не только с наличием в программе основ религиозных культур и светской этики, но и со значимостью ислама в жизни многонациональной Удмуртской Республики.
При мечети работают несколько учебных групп. Юным верующим рассказывают об общих правилах религии, включая Пять столпов ислама. Это обязательные предписания и ритуалы, священные для каждого последователя учения пророка Мухаммеда.
Какова же роль ислама в жизни многонациональной Удмуртии? Пожалуй, настало время обратиться к истории мусульман на территории нынешней республики. Скажем сразу: религия, зародившаяся на Аравийском полуострове почти полторы тысячи лет назад, пришла на эту землю задолго до удмуртов, но обо всём по порядку.
Какова же роль ислама в жизни многонациональной Удмуртии? Пожалуй, настало время обратиться к истории мусульман на территории нынешней республики. Скажем сразу: религия, зародившаяся на Аравийском полуострове почти полторы тысячи лет назад, пришла на эту землю задолго до удмуртов, но обо всём по порядку.
Находят на этих землях и древние городища, причем довольно большие. Вспомнить хотя бы археологический памятник IX века «Иднакар». Он располагается в нескольких километрах от города Глазова. Специалисты обнаружили здесь жилища, укрепления и прочие древние сооружения.
Археологи заключили: некогда здесь был крупный ремесленные центр. На высоком уровне находились производство керамики, кузнечное и косторезное ремёсла. Из костей вырезали, к примеру, гребешки. Городище торговало с соседними районами. Неизвестно только одно: были ли подобные поселения полностью булгарскими – или нет. Возможно, булгары трудились там лишь как ремесленники.
Находят на этих землях и древние городища, причем довольно большие. Вспомнить хотя бы археологический памятник IX века «Иднакар». Он располагается в нескольких километрах от города Глазова. Специалисты обнаружили здесь жилища, укрепления и прочие древние сооружения.
Удмуртов принято делить на северных и южных. Последние находились в подчинении Казанского ханства и были язычниками, но под сильным влиянием ислама. Об этом говорят, например, их татаро-мусульманские фамилии и имена. А вот северные удмурты пришли на территорию современной республики примерно в XVII веке – и придерживались исключительно традиционных верований.
Удмуртов принято делить на северных и южных. Последние находились в подчинении Казанского ханства и были язычниками, но под сильным влиянием ислама. Об этом говорят, например, их татаро-мусульманские фамилии и имена. А вот северные удмурты пришли на территорию современной республики примерно в XVII веке – и придерживались исключительно традиционных верований.
Середина XVIII века – время одной из самых серьёзных волн христианизации народов России. Методы у правительства были разными: от уступок и льгот для принявших православие до гонений на тех, кто решил не отступать от религии предков. Одно из первых упоминаний мечети в Удмуртии относится как раз к тем годам.
И обязаны мы этим упоминанием вятскому епископу. Он отправил письмо в Святейший синод, где перечислил незаконно построенные мечети в Вятской губернии, в том числе в деревнях Кестым и Починки. И существовали они, если верить епископу, «с давних пор».
Середина XVIII века – время одной из самых серьёзных волн христианизации народов России. Методы у правительства были разными: от уступок и льгот для принявших православие до гонений на тех, кто решил не отступать от религии предков. Одно из первых упоминаний мечети в Удмуртии относится как раз к тем годам.
Неясно, чем закончилась история с мечетями в Починках и Кестыме, однако сохранилось несколько легенд о попытках насильно крестить кестымских татар.
Неясно, чем закончилась история с мечетями в Починках и Кестыме, однако сохранилось несколько легенд о попытках насильно крестить кестымских татар.
Всё изменилось при Екатерине II, когда вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий…». По сути, он запрещал православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. Спустя несколько лет в Уфе появилась первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание.
На государственном уровне начали прорабатывать механизмы строительства мечетей, появляются метрики мусульман. Это книги, в которых записывали данные о рождении, бракосочетании и смерти. Исповедующие ислам народы почувствовали себя хотя бы формально равноправными христианам.
Всё изменилось при Екатерине II, когда вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий…». По сути, он запрещал православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. Спустя несколько лет в Уфе появилась первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание.
За несколько лет до начавшейся политики веротерпимости на территории нынешней Удмуртии построили железоделательные заводы – в Ижевске и Воткинске. Предприятия занимались переработкой руды, потому что существующие на Урале заводы уже не справлялись.
В мусульманской общине, называемой умма или махалля, мечеть играет важную, но не решающую роль. Организовать молельный дом можно даже в жилом здании, но если есть возможность построить храм – этой возможностью обязательно воспользуются.
В начале XIX века татары Ижевска начали подавать прошение о строительстве мечети. И просящих услышали, пусть и с почти полувековым опозданием. Тем не менее, первую мечеть в нынешней республиканской столице построили полностью за счёт государства. Власти направляли деньги на разработку проекта, составление смет и заключение договоров.
В мусульманской общине, называемой умма или махалля, мечеть играет важную, но не решающую роль. Организовать молельный дом можно даже в жилом здании, но если есть возможность построить храм – этой возможностью обязательно воспользуются.
Раз за разом по всему миру вспыхивают религиозные конфликты. Они касаются людей, верующих в разных богов или Бога, но порой затрагивают даже отдельные течение одной и той же конфессии. Так как же ижевские мусульмане уживались с другими крестьянами – православными русскими, православными удмуртами и удмуртами-язычниками?
Раз за разом по всему миру вспыхивают религиозные конфликты. Они касаются людей, верующих в разных богов или Бога, но порой затрагивают даже отдельные течение одной и той же конфессии. Так как же ижевские мусульмане уживались с другими крестьянами – православными русскими, православными удмуртами и удмуртами-язычниками?
На воткинском заводе ситуация примерно такая же. Из татарских деревень сюда отправляют работать приписных крестьян, которые открывают молельный дом. В нём нельзя проводить пятничный намаз, а местный имам ведёт метрики от имени духовенства ижевской мечети.
Но вскоре здесь появляется собственная большая община. По примеру своих ижевских единоверцев, местные собираются строить деревянную мечеть, но неожиданно для всех возникает таинственный спонсор. По легенде, он даёт деньги на строительство каменного храма.
На воткинском заводе ситуация примерно такая же. Из татарских деревень сюда отправляют работать приписных крестьян, которые открывают молельный дом. В нём нельзя проводить пятничный намаз, а местный имам ведёт метрики от имени духовенства ижевской мечети.
К полному становлению советской власти в Удмуртии действовало около 35 мечетей. И поначалу большевики практически не трогали мусульманские храмы, однако в 1929 году всё меняется – против имамов разворачивают репрессии. И с этого момента по всей республике начинают закрывать мечети.
К полному становлению советской власти в Удмуртии действовало около 35 мечетей. И поначалу большевики практически не трогали мусульманские храмы, однако в 1929 году всё меняется – против имамов разворачивают репрессии. И с этого момента по всей республике начинают закрывать мечети.
Может показаться, что политика по отношению к мусульманам была менее жёсткой, чем к православным. Но это правда лишь отчасти. Малой части. Единственное отличие кроется в храмах: если христианские церкви через пропаганду довольно успешно представляли хранилищами драгоценностей, цитаделями роскоши и домами попов с агитационных плакатов, то мечети такие сравнения обходили стороной.
Может показаться, что политика по отношению к мусульманам была менее жёсткой, чем к православным. Но это правда лишь отчасти. Малой части. Единственное отличие кроется в храмах: если христианские церкви через пропаганду довольно успешно представляли хранилищами драгоценностей, цитаделями роскоши и домами попов с агитационных плакатов, то мечети такие сравнения обходили стороной.
Можно ли, зная о существовавших фактически в подполье мусульманских общинах, говорить о возрождении ислама после распада Советского Союза? Пожалуй, нет. Отстраивались мечети, уммы в полный голос могли заявить о своём существовании, но это не возрождение – скорее, обновление; новый кирпичик в становлении и постоянном развитии ислама.
Главным же уроном со стороны большевиков оказалась ликвидация грамотности среди татар. Из-за невозможности найти книги на арабском языке, люди по памяти переписывали молитвы, используя кириллицу. Да, верующие продолжали отмечать мусульманские праздники в деревнях, держать пост в священный месяц, но, к сожалению, многие стали забывать молитвы на татарском и арабском языках.
Можно ли, зная о существовавших фактически в подполье мусульманских общинах, говорить о возрождении ислама после распада Советского Союза? Пожалуй, нет. Отстраивались мечети, уммы в полный голос могли заявить о своём существовании, но это не возрождение – скорее, обновление.
Что есть ислам в Удмуртии сейчас? Мы обещали не повторяться, но всё же рискнём пойти против собственных слов в угоду общему пониманию: в большинстве своём местные мусульмане – это татары. Так было раньше, так остаётся и по сей день.
Что есть ислам в Удмуртии сейчас? Мы обещали не повторяться, но всё же рискнём пойти против собственных слов в угоду общему пониманию: в большинстве своём местные мусульмане – это татары. Так было раньше, так остаётся и по сей день.
Основная миссия удмуртских мечетей – религиозно-просветительская. Причём две эти функции могут шагать рука об руку, а могут существовать и по отдельности. Почти во всех храмах есть воскресные школы по изучению ислама и татарского языка – и доступны они не только прихожанам.
Возможно, у вас возник вопрос: зачем вообще в Удмуртии изучают татарский, если службы проходят на арабском? Во-первых, большинство местных имамов – татары. Во-вторых, на татарском читаются проповеди и проходят неформальные беседы. В городах ситуация немного иная: здесь проповеди начали читать ещё и на русском. Это делается для мусульман, приехавших из других регионов нашей страны и зарубежья. Русский в этом случае служит интернациональным языком.
Основная миссия удмуртских мечетей – религиозно-просветительская. Причём две эти функции могут шагать рука об руку, а могут существовать и по отдельности. Почти во всех храмах есть воскресные школы по изучению ислама и татарского языка – и доступны они не только прихожанам.
Мечети в Удмуртии становятся средоточием национального и религиозного объединения. И Центральная мечеть здесь не исключение, а лишь подтверждение общего правила. Но есть у мусульманских храмов – говоря чиновничьим языком – и более узкая специализация. Речь идёт об интеграции студентов-иностранцев.
Если граждане из постсоветских стран относительно хорошо разбираются в наших традициях, культуре и нередко законодательстве, то молодым людям из государств Ближнего Востока и Африки всё это в новинку.
Мечети в Удмуртии становятся средоточием национального и религиозного объединения. И Центральная мечеть здесь не исключение, а лишь подтверждение общего правила. Но есть у мусульманских храмов – говоря чиновничьим языком – и более узкая специализация. Речь идёт об интеграции студентов-иностранцев.
Исламские общины Удмуртии растут и процветают. Те же слова применимы к местным мечетям. Количество прихожан множится, и мы не удивимся, если в ближайшие несколько лет нас пригласят писать о новом мусульманском храме Ижевска.
Мусульманин вы или нет, советуем прийти в Центральную мечеть республиканской столицы. Мы не скупились на слова, но там вам расскажут гораздо больше и об исламе, и об истории мусульман Удмуртии. И не забудьте передать имаму привет от творческого объединения «Парсуна»!
Исламские общины Удмуртии растут и процветают. Те же слова применимы к местным мечетям. Количество прихожан множится, и мы не удивимся, если в ближайшие несколько лет нас пригласят писать о новом мусульманском храме Ижевска.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.