Религия и культура народов, живших на территории республики за сотни лет до удмуртов: во что верили, за что боролись и каким видели своё будущее
(Текст и аудио: Никита Терентьев)
Разговор об исламе в Удмуртии мы решили включить в экскурсию по Центральной мечети Ижевска. Этому есть несколько причин: во-первых, сама мечеть относительно молода – её историю ещё предстоит писать нашим потомкам. Во-вторых, вряд ли получится полностью погрузиться в культуру мусульман нынешней республики без ключевых знаний о её прошлом.
Действительных экспертов по этой теме немного, и тем приятнее, что один из них поделился своими знаниями по истории ислама в Удмуртии. Ильмир-хазрат Касимов – краевед и имам одной из старейших в республике мечетей в деревне Кестым. Об этом мусульманском храме мы обязательно ещё поговорим, а пока – предлагаем обратиться к Центральной мечети Ижевска.
Главный мусульманский храм республики заложили в 2003 году. Работы вели благодаря пожертвованиям: десятки тысяч мусульман из Удмуртии, Татарстана и других регионов России собрали на строительство больше 40 миллионов рублей.
Рассказывают о случаях, когда женщины приносили в качестве пожертвования свои кольца и серьги, а мужчины завещали квартиры и дома. В 2016 году здесь прошел первый официальный намаз. Его совершил верховный муфтий России Талгат Таджуддин.
Главный мусульманский храм республики заложили в 2003 году. Работы вели благодаря пожертвованиям.
При мечети работают несколько учебных групп. Юным верующим рассказывают об общих правилах религии, включая Пять столпов ислама. Это обязательные предписания и ритуалы, священные для каждого последователя учения пророка Мухаммеда.
Разговоры о религии и культуре мусульман проходят не только в воскресной школе Центральной мечети Ижевска. Практически каждую неделю сюда приходят с экскурсиями самые обычные ученики светских школ. Это связано не только с наличием в программе основ религиозных культур и светской этики, но и со значимостью ислама в жизни многонациональной Удмуртской Республики.
При мечети работают несколько учебных групп. Юным верующим рассказывают об общих правилах религии, включая Пять столпов ислама. Это обязательные предписания и ритуалы, священные для каждого последователя учения пророка Мухаммеда.
Какова же роль ислама в жизни многонациональной Удмуртии? Пожалуй, настало время обратиться к истории мусульман на территории нынешней республики. Скажем сразу: религия, зародившаяся на Аравийском полуострове почти полторы тысячи лет назад, пришла на эту землю задолго до удмуртов, но обо всём по порядку.
На севере современной Удмуртии мусульмане жили ещё в первой половине XIV века. Доказательство тому – Гординский камень. Это женское надгробие с надписью на булгарском языке арабскими буквами. Сейчас реликвия хранится в Национальном музее Удмуртской Республики.
Не удивляйтесь булгарским надписям: Волжская Булгария находилась совсем неподалёку – в Среднем Поволжье и бассейне Камы. Страна, провозгласившая ислам государственной религией, охотно торговала с местными жителями. Археологи до сих пор находят булгарские бусы, которые обменивали на здешнюю пушнину.
Какова же роль ислама в жизни многонациональной Удмуртии? Пожалуй, настало время обратиться к истории мусульман на территории нынешней республики. Скажем сразу: религия, зародившаяся на Аравийском полуострове почти полторы тысячи лет назад, пришла на эту землю задолго до удмуртов, но обо всём по порядку.
Находят на этих землях и древние городища, причем довольно большие. Вспомнить хотя бы археологический памятник IX века «Иднакар». Он располагается в нескольких километрах от города Глазова. Специалисты обнаружили здесь жилища, укрепления и прочие древние сооружения.
Археологи заключили: некогда здесь был крупный ремесленные центр. На высоком уровне находилось производство керамики, кузнечное и косторезное ремёсла. Из костей вырезали, к примеру, гребешки. Городище торговало с соседними районами. Неизвестно только одно: были ли подобные поселения полностью булгарскими – или нет? Возможно, булгары трудились там лишь как ремесленники.
Так или иначе, по словам Ильмир-хазрата, современные удмурты не являются прямыми потомками средневековых поселенцев. В один момент те деревни и сёла просто-напросто опустели – без войн и конфликтов. В одночасье люди встали и ушли. По каким причинам – неясно.
Находят на этих землях и древние городища, причем довольно большие. Вспомнить хотя бы археологический памятник IX века «Иднакар». Он располагается в нескольких километрах от города Глазова. Специалисты обнаружили здесь жилища, укрепления и прочие древние сооружения.
Нынешние удмурты делятся на северных и южных. Последние находились в подчинении Казанского ханства и были язычниками, но под сильным влиянием ислама. Об этом говорят, например, их татаро-мусульманские фамилии и имена. А вот северные удмурты пришли на территорию современной республики примерно в XVII веке – и придерживались исключительно традиционных верований.
Однако давайте сразу проговорим одну деталь, к которой в будущем постараемся не возвращаться: ислам на здешних территориях до образования республики почти полностью сформировался благодаря татарам. До сих пор, пусть здесь и много других мусульманских народов, об исламе судят по татарам.
Нынешние удмурты делятся на северных и южных. Последние находились в подчинении Казанского ханства и были язычниками, но под сильным влиянием ислама. Об этом говорят, например, их татаро-мусульманские фамилии и имена. А вот северные удмурты пришли на территорию современной республики примерно в XVII веке – и придерживались исключительно традиционных верований.
Середина XVIII века – время одной из самых серьёзных волн христианизации народов России. Методы у правительства были разными: от уступок и льгот для принявших православие до гонений на тех, кто решил не отступать от религии предков. Одно из первых упоминаний мечети в Удмуртии относится как раз к тем годам. И обязаны мы этим упоминанием вятскому епископу.
Он отправил письмо в Святейший синод, где перечислил незаконно построенные мечети в Вятской губернии, в том числе в деревнях Кестым и Починки. Причём существовали они, судя по написанному, «с давних пор». Мы не знаем, какой ответ пришел на послание епископа, но что известно наверняка: в те годы мусульманские храмы в татарских деревнях разрушались до основания.
Мечети представляли собой простые деревянные домики с башней. А служить там мог, как вы помните, приезжий мулла или простой крестьянин, считавшийся наиболее грамотным. Уже тогда существовали книги, написанные и на татарском, и на арабском языках.
Середина XVIII века – время одной из самых серьёзных волн христианизации народов России. Методы у правительства были разными: от уступок и льгот для принявших православие до гонений на тех, кто решил не отступать от религии предков. Одно из первых упоминаний мечети в Удмуртии относится как раз к тем годам.
Неясно, чем в итоге закончилась история с мечетями в Починках и в Кестыме. Однако сохранилось несколько легенд о попытках насильно крестить кестымских татар.
Согласно первой легенде, узнав о приближении крестителей, татары покинули деревню и несколько недель жили в лесу, не разводя там даже маленького костра. Православные миссионеры пришли на место и увидели, что деревня пуста – крестить некого.
Вторая легенда с той же завязкой: татары узнают о приближении крестителей, но в этот раз не бегут в леса, а обращаются за помощью к удмуртскому богатырю. За такую услугу он попросил у татар пуд золота и, получив деньги, отправился встречать незваных гостей. Богатырь спрятался под мостом на единственной дороге от Казани. Дождавшись крестителей, удмуртский защитник вышел из укрытия и прогнал их.
Неясно, чем в итоге закончилась история с мечетями в Починках и в Кестыме. Однако сохранилось несколько легенд о попытках насильно крестить кестымских татар.
Согласно первой легенде, узнав о приближении крестителей, татары покинули деревню и несколько недель жили в лесу, не разводя там даже маленького костра. Православные миссионеры пришли на место и увидели, что деревня пуста – крестить некого.
Всё изменилось при Екатерине II, когда вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий…». По сути, он запрещал православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. Спустя несколько лет в Уфе появилась первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание.
На государственном уровне начали прорабатывать механизмы строительства мечетей, появляются метрики мусульман. Это книги, в которых записывали данные о рождении, бракосочетании и смерти. Исповедующие ислам народы почувствовали себя формально равноправными христианам.
Многие законы на местах либо трактуют по-своему, либо вовсе умышленно не замечают, однако, с указом о веротерпимости такого не произошло. Никаких татарских погромов со времен Екатерины Великой не случалось. Все сохранившиеся «тайные» мечети узаконили, а в строительстве новых помогали светские власти.
Всё изменилось при Екатерине II, когда вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий…». По сути, он запрещал православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. Спустя несколько лет в Уфе появилась первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание.
За несколько лет до начавшейся политики веротерпимости на территории нынешней Удмуртии построили железоделательные заводы – в Ижевске и Воткинске. Эти предприятия занимались переработкой руды, потому что существующие на Урале заводы уже не справлялись. Подробнее о становлении обоих городов можно прочесть в наших отдельных экскурсиях, но сейчас заострим внимание на важном для нас факте: работать на эти заводы отправляли приписных крестьян, в том числе из ближайших деревень.
За несколько лет до политики веротерпимости на территории нынешней Удмуртии построили железоделательные заводы – в Ижевске и Воткинске. Эти предприятия занимались переработкой руды, потому что существующие на Урале заводы уже не справлялись.
Подробнее о становлении обоих городов можно прочесть в наших отдельных экскурсиях, но сейчас заострим внимание на важном для нас факте: работать на эти заводы отправляли приписных крестьян, в том числе из ближайших деревень.
В мусульманской общине, называемой умма или махалля, мечеть играет пусть и важную, но не решающую роль. Организовать молельный дом можно даже в жилом здании, но если есть возможность построить храм – этой возможностью обязательно воспользуются.
В начале XIX века татары Ижевска начали подавать прошение о строительстве мечети. И просящих услышали, пусть и с почти полувековым опозданием. Тем не менее, первую мечеть в нынешней республиканской столице построили полностью за счёт государства. Власти направляли деньги на разработку проекта, составление смет и заключение договоров.
И вот в 1846 году возникает первая ижевская мечеть – деревянная, но на каменном фундаменте. Построили мечеть по образцовому проекту, который утвердил лично император Николай I. Высота здания составила около 14 метров, ширина – порядка 20.
И, казалось бы, религиозная победа! Но вместить всех прихожан такая мечеть не могла. Тогда татары снова обращаются к властям, и снова процесс согласования растягивается на десятилетия. Вторая Ижевская соборная мечеть появляется за год до Октябрьской революции – в той самой татарской слободе, о которой мы говорили ранее.
В мусульманской общине, называемой умма или махалля, мечеть играет пусть и важную, но не решающую роль. Организовать молельный дом можно даже в жилом здании, но если есть возможность построить храм – этой возможностью обязательно воспользуются.
Даже сейчас по всему миру вспыхивают религиозные конфликты. Они касаются людей, верующих в разных богов или Бога, но порой затрагивают даже отдельные течение одной и той же конфессии. Так как же ижевские мусульмане уживались с другими крестьянами – православными русскими, православными удмуртами и удмуртами-язычниками?
Ильмир-хазрат предлагает нам представить завод, на котором трудятся люди разных национальностей и вероисповеданий. Единственный конфликт, который может возникнуть между мусульманами и представителями иных верований, связан с пятничным намазом. По пятницам исповедующие ислам рабочие просили выходной. Во всем же остальном к татарам вопросов не возникало: они были трудолюбивыми, не пили и не курили, а ещё были чистоплотными и предприимчивыми.
С приходом татар в Ижевске появились сады: мусульмане сажали у своих домов яблони, вишни и цветники. Они обустраивали рабочий посёлок, преображали его, тем самым – умышленно или нет – завоёвывая уважение среди соседей и властей.
Даже сейчас по всему миру вспыхивают религиозные конфликты. Они касаются людей, верующих в разных богов или Бога, но порой затрагивают даже отдельные течение одной и той же конфессии. Так как же ижевские мусульмане уживались с другими крестьянами – православными русскими, православными удмуртами и удмуртами-язычниками?
На воткинском заводе ситуация примерно та же. Сюда отправляют работать приписных крестьян из татарских деревень, которые открывают для себя молельный дом. В нём нельзя проводить пятничный намаз, а местный имам ведёт метрики от имени духовенства ижевской мечети.
Но вскоре здесь появляется собственная большая община. Верующие – по примеру своих ижевских единоверцев – собираются строить деревянную мечеть, но неожиданно для всех возникает таинственный спонсор. По легенде, он даёт деньги на строительство каменного храма.
Уже существовавший проект строительства меняют практически на ходу, и в 1901 году в Воткинске открывается своя мечеть – самостоятельный приход, отдельный от Ижевска. В начале XX века строительство мечетей носило массовый характер по всей России: от Москвы до Иркутска. Например, в 1905-м мечеть появляется в Астрахани, в 1906-м – в Твери, спустя два года – во Владикавказе, а в 1909-м – в Симферополе. Список можно продолжать ещё долго.
Интересно, что в 1917 году, уже после большевистской революции, в Удмуртии появляется ещё одна мечеть – в деревне Кестым.
На воткинском заводе ситуация примерно та же. Сюда отправляют работать приписных крестьян из татарских деревень, которые открывают для себя молельный дом. В нём нельзя проводить пятничный намаз, а местный имам ведёт метрики от имени духовенства ижевской мечети.
К полному становлению советской власти в Удмуртии действовало около 35 мечетей. И поначалу большевики практически не трогали мусульманские храмы, однако в 1929 году всё меняется – против имамов разворачиваются репрессии. И с этого момента по всей республике начинают закрывать мечети. Одну мечеть в Ижевске власти просто закрыли, а вторую разрешили перенести под предлогом строительства на прежнем месте нового завода.
В итоге мечеть разбирают и переносят на территорию татарского кладбища на окраине Ижевска. И те рабочие мусульмане, что обустроили для себя настоящую цветущую слободу, потихоньку переселяются с обжитых улиц ближе к мечети. Именно те годы можно считать началом появления Татарбазара – микрорайона Ижевска, ныне одного из самых больших частных секторов города.
К полному становлению советской власти в Удмуртии действовало около 35 мечетей. И поначалу большевики практически не трогали мусульманские храмы, однако в 1929 году всё меняется – против имамов разворачиваются репрессии. И с этого момента по всей республике начинают закрывать мечети. Одну мечеть в Ижевске власти просто закрыли, а вторую разрешили перенести под предлогом строительства на прежнем месте нового завода.
Может показаться, что политика по отношению к мусульманам была менее жёсткой, чем к православным. Но это правда лишь отчасти. Малой части. Единственное отличие кроется в храмах: если христианские церкви через пропаганду довольно успешно представляли хранилищами драгоценностей, цитаделями роскоши и домами попов с агитационных плакатов, то мечети такие сравнения обходили стороной.
Людей убеждали, что для сохранения советского государства и построения коммунизма необходимы деньги, которые можно получить, продав церковное золото. А что забирать в мечети? Кувшины для омовения, коврики для намаза и настенные часы? Именно поэтому мусульман в СССР было так сложно настроить против собственного храма.
Может показаться, что политика по отношению к мусульманам была менее жёсткой, чем к православным. Но это правда лишь отчасти. Малой части. Единственное отличие кроется в храмах: если христианские церкви через пропаганду довольно успешно представляли хранилищами драгоценностей, цитаделями роскоши и домами попов с агитационных плакатов, то мечети такие сравнения обходили стороной.
Можно ли, зная о существовавших фактически в подполье мусульманских общинах, говорить о возрождении ислама после распада Советского Союза? Пожалуй, нет. Отстраивались мечети, уммы в полный голос могли заявить о своём существовании, но это не возрождение – скорее, обновление; новый кирпичик в становлении и постоянном развитии ислама.
Наверное, главным уроном со стороны большевиков оказалась ликвидация грамотности среди татар. Из-за невозможности найти книги на арабском языке, люди по памяти переписывали молитвы, используя кириллицу. Да, верующие продолжали отмечать мусульманские праздники в деревнях, держать пост в священный месяц, но, к сожалению, многие стали забывать молитвы на татарском и арабском языках.
Можно ли, зная о существовавших фактически в подполье мусульманских общинах, говорить о возрождении ислама после распада Советского Союза? Пожалуй, нет. Отстраивались мечети, уммы в полный голос могли заявить о своём существовании, но это не возрождение – скорее, обновление.
Что же представляет собой ислам в Удмуртии сейчас? Мы обещали не повторяться, но всё же рискнём пойти против собственных слов в угоду пониманию: в большинстве своём местные мусульмане – это татары. Так было раньше, так остаётся и по сей день.
Конечно, никакой статистики по количеству исповедующих ислам ни в Удмуртии, ни в целом по России нет. Мы можем рассуждать лишь о численности традиционно мусульманских народов, которые к началу этого века составляли 15-20 миллионов человек. В основном «этнические мусульмане» живут в Ингушетии, Чечне, Дагестане и, разумеется, Татарстане – республике-соседке Удмуртии.
Что же представляет собой ислам в Удмуртии сейчас? Мы обещали не повторяться, но всё же рискнём пойти против собственных слов в угоду пониманию: в большинстве своём местные мусульмане – это татары. Так было раньше, так остаётся и по сей день.
Конечно, никакой статистики по количеству исповедующих ислам ни в Удмуртии, ни в целом по России нет. Мы можем рассуждать лишь о численности традиционно мусульманских народов, которые к началу этого века составляли 15-20 миллионов человек. В основном «этнические мусульмане» живут в Ингушетии, Чечне, Дагестане и, разумеется, Татарстане – республике-соседке Удмуртии.
Основная миссия современных мечетей в Удмуртии – религиозно-просветительская. Причём две эти функции могут шагать рука об руку, а могут существовать и по отдельности. Почти во всех храмах есть воскресные школы по изучению ислама, но курсы татарского языка доступны не только верующим прихожанам.
Возможно, у вас возник вопрос: а зачем вообще нужен татарский, если службы на арабском? Во-первых, большинство местных имамов – татары. Во-вторых, на татарском читаются проповеди и проходят неформальные беседы. В городах ситуация немного иная: здесь проповеди начали читать ещё и на русском. Это делается для мусульман, приехавших из других регионов России и зарубежья. Русский в этом случае служит интернациональным языком.
Позволим себе добавить немного теории. В исламе есть два основных направления – суннизм и шиизм. Минуя религиозные толкования, отметим, что последователей первой ветви гораздо больше, чем последователей второй. Это справедливо как для мира в целом, так и для России в частности. Однако даже среди суннитов есть небольшие расхождения. Например, у татар и чеченцев разные мазхабы – то есть богословские школы. Проводя топорную аналогию, сравним это с делением протестантов на лютеран и, например, кальвинистов.
У верующих отдельных мазхабов могут быть разные движения в намазе, существовать разногласия во второстепенных вопросах учения, но всё же нет таких противоречий, которые помешали бы проводить совместные обряды. Именно поэтому любой приехавший в Удмуртию суннит запросто посещает здешние мечети и слушает проповеди имамов-татар.
Основная миссия современных мечетей в Удмуртии – религиозно-просветительская. Причём две эти функции могут шагать рука об руку, а могут существовать и по отдельности. Почти во всех храмах есть воскресные школы по изучению ислама, но курсы татарского языка доступны не только верующим прихожанам.
Как вы уже поняли, мечети в Удмуртии становятся центрами национального и религиозного объединения. И Центральная мечеть здесь не исключение, а лишь подтверждение общего правила. Но есть у мусульманских храмов – говоря чиновничьим языком – и более узкая специализация. Речь идёт об интеграции студентов-иностранцев.
Если граждане из постсоветских стран относительно хорошо разбираются в наших традициях, культуре и нередко законодательстве, то молодым людям из государств Ближнего Востока и Африки всё это в новинку. Друзья-мусульмане, найденные в удмуртских вузах или колледжах, непременно зовут иностранцев в мечеть. Имамы и прихожане помогают им освоиться здесь, стать своим в обществе и преодолеть языковые барьеры.
Как шутит Ильмир-хазрат, одним из наиболее объединяющих факторов сегодня можно считать плов. И доля правды в этой шутке велика: татарские блюда давно отошли на второй план в столовых мечетей – там готовят плов, и все очень довольны!
Как вы уже поняли, мечети в Удмуртии становятся центрами национального и религиозного объединения. И Центральная мечеть здесь не исключение, а лишь подтверждение общего правила. Но есть у мусульманских храмов – говоря чиновничьим языком – и более узкая специализация. Речь идёт об интеграции студентов-иностранцев.
Исламские общины Удмуртии растут и процветают. Такие же эпитеты применимы к местным мечетям. Количество прихожан растёт, и мы не удивимся, если в ближайшие несколько лет нас пригласят писать о новом мусульманском храме Ижевска.
Мусульманин вы или нет, с уверенностью рекомендуем вам посетить Центральную мечеть республиканской столицы. Мы не скупились на слова, но там вам расскажут гораздо больше и об исламе, и об истории мусульман Удмуртии. И не забудьте передать имаму привет от творческого объединения «Парсуна»!
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.