Обзорная экскурсия по Бахрушинскому приюту

Въездная аллея в приют

Общий вид на Бахрушинский приют

Опередившие время…Так можно сказать о великих русских благотворителях, принадлежавших к купеческой династии Бахру́шиных. Они опеределили и свое время, и наше. 120 лет назад в Москве открылся уникальный не только в России, но и в Европе, Городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных. Построен он на средства почетных граждан Москвы Александра и Василия Бахрушиных и передан в дар Московскому городскому управлению. Старший брат Петр к тому времени уже умер, но память о любимом брате с почтением сохранялась в названии созданного учреждения.тУстав приюта по воле учредителей был утвержден Государем Императором Николаем II.

Торжественное освящение и открытие состоялось 8 декабря, или 25 ноября по старому стилю, 1901 года в присутствии Городского головы, учредителей приюта с их семьями и гласных Городской думы. О том, почему этот приют и сегодня можно назвать образцовым, мы расскажем в нашей Виртуальной экскурсии по Бахру́шинскому приюту, на которую мы рады вас пригласить.

Опередившие время…Так можно сказать о великих русских благотворителях, принадлежавших к купеческой династии Бахру́шиных. Они опеределили и свое время, и наше.

120 лет назад в Москве открылся уникальный не только в России, но и в Европе, Городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных.

 

Подробнее...

Основатели рода Бахрушиных и потомки

Династия Бахрушиных известна в Москве своим кожевенным производством с начала 19 века. Будучи успешными предпринимателями, они щедро жертвовали на помощь нуждающимся и на строительство больниц, училищ, богаделен и приютов, театров и музеев, храмов и монастырей.

Династия Бахрушиных известна в Москве своим кожевенным производством с начала 19 века.

Будучи успешными предпринимателями, они щедро жертвовали на помощь нуждающимся и на строительство больниц, училищ, богаделен и приютов, театров и музеев, храмов и монастырей.

Подробнее...

Благотворительность Бахрушиных

До 1917 года Бахрушины пожертвовали Москве более 5,5 миллионов рублей, сумму, на полмиллиона превышающую стоимость всей недвижимости предприятий. Их мысль была прогрессивна во всем – в производстве, искусстве, педагогике, здравоохранении. В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества -  сиротства.

Детская смертность в городе достигала 45%, половина из детей умирала в возрасте до одного года. Рост детской преступности в стране в два раза превышал показатель по взрослому населению. При чтении ежедневных газет того времени, скажем «Московский листок» или «Московские ведомости», и правда становится больно за судьбу детей.

Сиротство в начале XX века

В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества -  сиротства. Детская смертность в городе достигала 45%, половина из детей умирала в возрасте до одного года. Рост детской преступности в стране в два раза превышал показатель по взрослому населению.

При чтении ежедневных газет того времени, скажем «Московский листок» или «Московские ведомости», и правда становится больно за судьбу детей.

 

 

 

 

 

 

В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества -  сиротства.

Подробнее...

Перов В. Г. Дети-сироты на кладбище 1864
Домики для проживания детей

Детский Бахрушинский городок

Бахрушины задумали создать для сирот такой детский городок, куда могли бы поступать 4-6-летние малыши, жить и учиться там до 18-летнего возраста.

Для них предусматривались религиозное, нравственное и физическое воспитание и практическое ремесленное образование, а также всесторонняя поддержка после выпуска ребят, чтобы они могли существовать честным и самостоятельным трудом.

Бахрушины задумали создать для сирот такой детский городок, куда могли бы поступать 4-6-летние малыши, жить и учиться там до 18-летнего возраста.

Подробнее...

Смотреть

План приюта

Вопреки привычной казенной системе приютов, Бахрушины устроили помещения в виде отдельных домиков на 20­-25 человек. Благодаря аэросъемке нам сегодня хорошо виден план приюта. Всего было выстроено 6 домиков, которые располагались вокруг церкви.  Два из них 50 лет назад были разрушены, на их месте справа от церкви стоит многоэтажный дом. На переднем плане приютского участка - трехэтажный корпус для квартир служащих, кухни и общего зала для детей, конторы и лазарета. По сторонам от него расположились баня, сторожка, погреба, сараи и другие служебные помещения. Напротивнего в 1908 году построено здание для начальной и ремесленной школ и мастерских.

Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля. По замыслу архитектора Ги́ппиуса, известного нам по Московскому зоопарку и Чайному дому на Мясницкой, более высокие здания располагались ближе к входу на территорию приюта, а более низкие - вокруг храма. Это повышало композиционную значимость храма, который возвышался над окружающими его постройками и устремлялся ввысь.Всего к концу 1903 года на строительство и содержание приюта благотворители потратили огромную сумму – более одного миллиона рублей.

Вопреки привычной казенной системе приютов, Бахрушины устроили помещения в виде отдельных домиков на 20­-25 человек. Благодаря аэросъемке нам сегодня хорошо виден план приюта.

Подробнее...

Троицкий храм при бывшем Бахрушинском приюте, 2022 год

Троицкий домовый храм

Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля. По замыслу архитектора Ги́ппиуса, известного нам по Московскому зоопарку и Чайному дому на Мясницкой, более высокие здания располагались ближе к входу на территорию приюта, а более низкие - вокруг храма. Это повышало композиционную значимость храма, который возвышался над окружающими его постройками и устремлялся ввысь. Всего к концу 1903 года на строительство и содержание приюта благотворители потратили огромную сумму – более одного миллиона рублей.

Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля.

Подробнее...

Смотреть

Вид на Лосиный остров

Расположился приют на 10 гектарах земли в живописной Соко́льничьей роще, между Алексеевской водокачкой и Ярославской железной дорогой. Сегодня это – прилегающий к центральной части Москвы Алексеевский район. Приют находился под управлением Совета и директора, которым стал Николай Васильевич Несмея́нов. Его сын Александр, будущий ученый и академик, вспоминал, что окрашивало в радужные краски жизнь в приюте? Давайте послушаем его очаровательные зарисовки.

Расположился приют на 10 гектарах земли в живописной Соко́льничьей роще, между Алексеевской водокачкой и Ярославской железной дорогой.

Подробнее...

Директор приюта Н.В, Несмеянов с воспитанниками

Воспоминания А.Н. Несмеянова

"Жизнь в чудесном парке, окруженном обширным Сокольничьим парком, смыкавшимся с Лосиноостро́вским лесом, Богоро́дским, Росто́киным, Оста́нкиным и далее Сви́бловым, Медве́дковым. Каждое из этих мест тоже было зеленым царством: то строгим бором, то вековой дубравой, то березовой рощицей, связанными водной артерией – Яузой, тогда чистой рекой, в которой мы любили купаться. И постепенное расширение территории – от папиного садика до всей площади приюта, затем до всех Сокольников, а затем летом, с помощью велосипеда, а зимой с помощью лыж – и до Медведкова и дальше. И игры – от пряток, мяча, лапты, бабок и городков до обширных сражений летом на рапирах (из орешника) по всем Сокольникам, зимой – в снежки, с постройкой крепостей из снега. На рождественские праздники – елка дома, елки у знакомых и, наконец, огромная елка со всякими затеями для воспитанников и всех ребят приютской территории".

Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям. Старались дать практическое применение сделанным вещам: из плетенок делали записные книжки, коробки, бонбоньерки, кольца для салфеток. Занятия проходили под руководством особой учительницы, имеющей звание "детской садовницы" Санкт-Петербургских Фрёбелевских курсов. 

Жизнь в чудесном парке, окруженном обширным Сокольничьим парком, смыкавшимся с Лосиноостро́вским лесом, Богоро́дским, Росто́киным, Оста́нкиным и далее Сви́бловым, Медве́дковым.

Каждое из этих мест тоже было зеленым царством: то строгим бором, то вековой дубравой, то березовой рощицей, связанными водной артерией – Яузой, тогда чистой рекой, в которой мы любили купаться.

Подробнее...

Смотреть

Главные ворота

Давайте пройдем теперь к главным воротам приюта. Перед нами - въездная липовая аллея возрастом более 120 лет.  Эти липы помнят и воспитанников приюта, и многочисленных служащих, педагогов, и семью Бахрушиных, и семью Несмеяновых, и представителей московской и царской власти. 

Давайте пройдем теперь к главным воротам приюта. 

Подробнее...

Великая княгиня Е.Ф. Романова

Великая княгиня Е.Ф. Романова

В 1916 году приют посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, где она подробно осматривала помещения и интересовалась работами детей. Сегодня нам известны имена первых 117 воспитанников приюта. Их юность и зрелость пришлись на две мировые войны. Судьбу ребят еще только предстоит проследить.

В 1916 году приют посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова.

Подробнее...

Карточка Л.Н. Шиканова на портале Минобороны

Воспитанник Л. Н. Шиканов

Например, на портале Минобороны были найдены сведения о Льве Никано́ровиче Шика́нове. Он 1895 года рождения, из семьи купцов, круглый сирота, в приют поступил в феврале 1902 года. Во время войны служил сержантом в батальоне противовоздушной обороны Москвы.

Например, на портале Минобороны были найдены сведения о Льве Никано́ровиче Шика́нове.

Подробнее...

Смотреть

Административный корпус

Семьи педагогов и служащих приюта проживали здесь же, в административном корпусе. Их жизнь становилась неотделимой от жизни приюта, дети из полных семей заводили дружбу с воспитанниками приюта, вместе играли и трудились в мастерских.

В нижнем этаже корпуса помещалась кухня. Отсюда пища разбиралась по домикам, поскольку собирать детей в общей столовой оказалась менее удобным. Для приготовления чая в каждом домике имелся свой куб для кипячения воды.

 

Семьи педагогов и служащих приюта проживали здесь же, в административном корпусе. Их жизнь становилась неотделимой от жизни приюта, дети из полных семей заводили дружбу с воспитанниками приюта, вместе играли и трудились в мастерских.

Подробнее...

Кухня приюта

Кухня приюта

При постоянной физической работе и играх на воздухе подраставшим мальчикам требовалось усиленное питание, в рационе присутствовали мясо, жареный картофель, форшмак, гречневая каша с салом (или же с молоком), сосиски, котлеты, в постные дни - кисель, каши, винегрет, капуста, грибы. Совет приюта отмечал, что дети едят постное очень охотно, и что постная пища не отражается плохо на их здоровье, поэтому посты соблюдались.

При постоянной физической работе и играх на воздухе подраставшим мальчикам требовалось усиленное питание.

Подробнее...

Смотреть

Баня и прачечная

В этом же здании находился лазарет, при необходимости дети направлялись в больницы   Владимирскую, Сокольническую, Морозовскую, Бахрушинскую или глазную Алексеевскую. Тем не менее отдаленность приюта от городской пыли и духоты, свежий воздух рощи и обилие воздуха и света в помещениях способствовали тому, что количество заболеваний среди детей было невелико.

За административным корпусом, левее, находилась баня и прачечная. Баня топилась еженедельно. Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья. Одежда для воспитанников отчасти шилась дома кастеляншей и швеей с помощью самих воспитанников, отчасти отдавалась для шитья на сторону. Такая организация питания и обеспечение одеждой, конечно, противоречила принципу приближения к жизни семьи, но была удобной с точки зрения ведения хозяйства.

В этом же здании находился лазарет, при необходимости дети направлялись в больницы   Владимирскую, Сокольническую, Морозовскую, Бахрушинскую или глазную Алексеевскую. Тем не менее отдаленность приюта от городской пыли и духоты, свежий воздух рощи и обилие воздуха и света в помещениях способствовали тому, что количество заболеваний среди детей было невелико.

Подробнее...

Пошив и ремонт одежды воспитанниками

Пошив одежды

Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья. Одежда для воспитанников отчасти шилась дома кастеляншей и швеей с помощью самих воспитанников, отчасти отдавалась для шитья на сторону. Такая организация питания и обеспечение одеждой, конечно, противоречила принципу приближения к жизни семьи, но была удобной с точки зрения ведения хозяйства.

Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья.

Подробнее...

Смотреть

Центральная аллея

Сейчас мы с вами попали на центральную аллею. Перед нами – домовый храм, 1-й и 2-й домики. По уставу в приюте содержалось не менее 100 мальчиков, которые именовались стипендиатами братьев Бахрушиных. В каждом домике жили мальчики двух-трех ближайших возрастов. Совет приюта считал, что так старшие смогут учиться терпению и привыкнут к заботе о других. А младшие смогут перенимать их знания и опыт, которые иначе им бы пришлось получать искусственно. Учитывалось влияние тех или иных товарищей на ребят.

Сейчас мы с вами попали на центральную аллею. Перед нами – домо́вый храм, 1-й и 2-й домики. По уставу в приюте содержалось не менее 100 мальчиков, которые именовались стипендиатами братьев Бахрушиных.

Подробнее...

Смотреть

1-й и 2-й домики для детей

Мальчикам много читали, используя теневые картины и Волшебный фонарь (предшественник диапроектора). Педагоги и воспитатели ставили с детьми самые разные спектакли, например «На пороге к делу» Островского и Соловьева, «Неприятель» (из событий 1812 года), «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба» Гоголя, миниатюры Чехова и водевили, «Аленький цветочек» Аксакова, живые картины и басни.

В 1908 году был организован балалаечный оркестр: старшим мальчикам было предложено выбрать из своей среды дирижера и собираться для игры в школьном зале Этот опыт предоставления детям самостоятельности имел полный успех: дети очень ценили свои вечерние собрания, сами смотрели, чтобы не нарушался порядок в помещениях, с большой бережливостью относились к инструментам и сделали большие успехи в музыке.

Для развлечения воспитанников устраивались вечеринки с приглашением гостей, родных и знакомых на масленицу, Пасху, Рождество, в день празднования Бородинской битвы и в день выпускного экзамена. Иногда вечеринки проводились и в отдельных домиках, причем дети по своему выбору приглашали к себе гостей из других домиков и, как хозяева, заботились о том, как занять и угостить друзей. Залы приюта украшались гирляндами, электрическими огнями, транспарантами, светящимися плакатами и разными рисунками. Подготовку к мероприятию дети устраивали сами.

Мальчикам много читали, используя теневые картины и Волшебный фонарь (предшественник диапроектора). Педагоги и воспитатели ставили с детьми самые разные спектакли, например «На пороге к делу» Островского и Соловьева, «Неприятель» (из событий 1812 года), «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба» Гоголя, миниатюры Чехова и водевили, «Аленький цветочек» Аксакова, живые картины и басни.

Подробнее...

Зал для дневного пребывания детей

Занятия с детьми

Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям. Старались дать практическое применение сделанным вещам: из плетенок делали записные книжки, коробки, бонбоньерки, кольца для салфеток. Занятия проходили под руководством особой учительницы, имеющей звание "детской садовницы" Санкт-Петербургских Фрёбелевских курсов. 

Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям.

Подробнее...

Учебный класс в школе приюта

Школа при приюте

Начальная школа была открыта в 1903 году. А с осени 1910 года было решено открыть при школе подготовительное отделение, или детский сад.  Распорядок дня детей включал не менее трех прогулок. В начальной школе, помимо изучения наук, ученики 4 класса занимались ручной работой в столярной мастерской. Они учились пилить, строгать, сфуговывать доски, делать связи, склеивать.

Начальная школа была открыта в 1903 году. А с осени 1910 года было решено открыть при школе подготовительное отделение, или детский сад.

Подробнее...

Смотреть

Ремесленный корпус

Вернемся назад и подойдем поближе к ремесленному корпусу. Советом приюта было решено объединить здесь  классы начальной и ремесленной школы, разделив их рекреационным залом. Считалось, что при так помещение школ будет служить духовным центром, объединяющим жизнь приюта, что позволит эффективнее решать воспитательные задачи. 

Главным ремеслом было избрано электротехническое, а потом еще было добавлено декоративно-художественное. В возрасте около 12 лет дети приступали к работе в мастерских. Начиналась она с чугунных плиток, затем мальчики учились делать кронциркули, слесарные циркули, нарезку ботов, плоскогубцы, французские ключи, труборезы; обучались обращению с токарными, сверлильными и строгальными станками, приемам кузнечного ремесла, чугунного и медного литья, пчеловодству; ребята постарше делали электрические демонстрационные приборы, рабочие динамо-машины, занимались проводкой электрического освещения.  Изделия шли также на продажу для приобретения новых материалов и приборов.

Вернемся назад и подойдем поближе к ремесленному корпусу. Советом приюта было решено объединить здесь  классы начальной и ремесленной школы, разделив их рекреационным залом. Считалось, что при так помещение школ будет служить духовным центром, объединяющим жизнь приюта, что позволит эффективнее решать воспитательные задачи. 

 

Подробнее...

План 1 этажа ремесленного корпуса

План ремесленного корпуса

Удачным опытом было открытие живописной мастерской – дети брались на практику по росписи церкви в Дорогоми́лове многолетним деловым партнером художником Иваном Пашко́вым, который участвовал в росписи приютского храма.

В 1911 году состоялся первый выпуск, ребята сдавали экзамен профессиональным инженерам, представителям городской и ремесленной Управ. При выпуске ребята обеспечивались одеждой, постельными принадлежностями и денежной суммой на первое время. 

Они устраивались на работу в трамвайные и железнодорожные мастерские, чугунно-литейный завод, в частную контору Са́кса по установке медицинских приборов, на механический завод Ле́сснера в Петербурге, фабрику физических приборов Тры́ндина, Тульский оружейный завод, в общество электрического освещения Керчи, фортепианную мастерскую, а также поступали на учебу в учительские семинарии.

Удачным опытом было открытие живописной мастерской – дети брались на практику по росписи церкви в Дорогоми́лове многолетним деловым партнером художником Иваном Пашко́вым, который участвовал в росписи приютского храма.

Подробнее...

Смотреть

Чего хочется каждому мальчишке?

«Чего хочется каждому мальчишке?» – задаются вопросом почти все родители. А если их больше 150? Конечно, простора, движения, игр, освоения пространства, исследований, преодоления трудностей, созидательного труда, ответственности за что-то и за кого-то. Братья Бахрушины хорошо знали и понимали это, поэтому воплощали в жизнь самые лучшие идея воспитания. Их дело продолжили сын и внук Александра Алексеевича – Владимир Александрович, гласный Городской думы, и Сергей Владимирович Бахрушин, известный историк и ученый.

Чудная природная обстановка, благотворно влияющая на ребенка, обширный приютский парк давал детям полнейший простор, а учителям - возможность заниматься с ними в педагогических целях.

«Чего хочется каждому мальчишке?» – задаются вопросом почти все родители. А если их больше 150? Конечно, простора, движения, игр, освоения пространства, исследований, преодоления трудностей, созидательного труда, ответственности за что-то и за кого-то.

Подробнее...

Сенокос в приюте

Уборка сена

Зимой на территории приюта устраивался каток. Хорошее влияние на детей имело увлечение  птицеводством и животноводством: приютская усадьба покрылась десятками голубятен и курятников, дети сами хлопотали над их устройством, перестали бесцельно ходить по саду, меньше шалили. Когда наступал сенокос, дети принимали деятельное участие в сушке и уборке сена. Из физических занятий и игр летнего времени можно отметить гимнастику, качели, крокет, городки.

Зимой на территории приюта устраивался каток.

Хорошее влияние на детей имело увлечение  птицеводством и животноводством.

Подробнее...

Работа детей в саду

Работа в саду

В 1904 году появилась мысль устроить при каждом домике свой садик с фруктовыми деревьями.Разбивка этих садиков, обсадка их кустами, снятие дерна, перекопка почвы, производились самими детьми под руководством садовника и занимало у них достаточно времени и внимания.

С наибольшей любовью и интересом дети занимались всякого рода постройками: зимой около каждого домика возникали снежные домики или крепости, летом детские площадки и уголки садов уставлены были всевозможными шалашами, устроенными из мочал, досок, палок и прутьев.

 

В 1904 году появилась мысль устроить при каждом домике свой садик с фруктовыми деревьями.Разбивка этих садиков, обсадка их кустами, снятие дерна, перекопка почвы, производились самими детьми под руководством садовника и занимало у них достаточно времени и внимания.

Подробнее...

Лазарет в Ремесленном корпусе

Лазарет при приюте

Некоторое разнообразие в жизнь приюта вносил открытий в ремесленном корпусе в 1914 году лазарет для раненых воинов. Воспитанники очень охотно посещали лазарет, разнообразя общением и свою жизнь, и жизнь раненых. Мастерские также включались в помощь фронту.

Некоторое разнообразие в жизнь приюта вносил открытий в ремесленном корпусе в 1914 году лазарет для раненых воинов.

Подробнее...

Троице-Сергиева лавра, начало XX века

Поездки детей

Летом для мальчиков устраивались прогулки в рощу и в поле, на масленице - катания на розвальнях. Дети посещали Вербный базар, Кремль, ездили на экскурсии в Новый Иерусалим, Звенигород, Косино, Ивановское, Николо-Берлюко́вскую пустынь, Сен́ежское озеро, Троице-Сергиеву лавру, причем часть пути, от Хотькова и обратно, дети проделывали пешком.

Летом для мальчиков устраивались прогулки в рощу и в поле, на масленице - катания на розвальнях.

Подробнее...

Смотреть

2-й домик для детей

Совершались летом также естественно-исторические экскурсии, дети учились засушивать растения, составлять коллекции. Полный успех имел опыт предоставления  детям самостоятельности в заведывании библиотекой. Был также создан детский клуб, где проводились свободные вечерние собрания. Целью их было, с одной стороны, занять воспитанников, а с другой — дать им умение найти себе дело и во время домашнего досуга.

Совершались летом также естественно-исторические экскурсии, дети учились засушивать растения, составлять коллекции.

Подробнее...

Смотреть

Вход в храм

Во время занятий воспитательницы с детьми учили молитвы. До открытия храма посещавший приют священник из Бахрушинской больницы вел с мальчиками беседы на евангельские темы. 

По праздникам, со времени освящения храма в 1903 году, дети посещали церковные службы.

Священники и воспитатели устраивали с детьми чтения с теневыми картинами, проводили спевки церковного хора, в котором участвовало от 30 до 50 воспитанников.

На Святках обыкновенно устраивалась рождественская елка с раздачей подарков. Кроме того, в каждом домике проводили отдельные елки, которые дети украшали своими изделиями, и на которые они приглашали гостей по своему выбору из других домиков. На Пасху дети собирались на праздничные вечера, пели, играли, танцевали вместе со взрослыми.

Во время занятий воспитательницы с детьми учили молитвы. До открытия храма посещавший приют священник из Бахрушинской больницы вел с мальчиками беседы на евангельские темы. 

По праздникам, со времени освящения храма в 1903 году, дети посещали церковные службы.

 

Подробнее...

Смотреть

Внутреннее убранство храма

Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а боковые приделы – во имя святых покровителей усопших родителей Бахрушиных – преподобного Алекси́я, человека Божия, и мучеников Адриа́на и Наталии.

Торжественное освящение храма состоялось 31 мая, или 18 мая по старому стилю, 1903 года. 

Чин освящения возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявле́нский), прославленный в 1992 году в лике святых как священномученик.

Постройка храма с церковной утварью, колокольней, иконописью авторства Федора Андреевича Соколо́ва, иконостасами позолоченной художественно-резной работы обошлась Бахрушиным около 100 000 рублей.

Храм был расписан в 1911 году художниками мастерской Пашкова на основе композиций Васнецо́ва и Не́стерова, уникальные фрески дошли и до наших дней.

Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а боковые приделы – во имя святых покровителей усопших родителей Бахрушиных – преподобного Алекси́я, человека Божия, и мучеников Адриа́на и Наталии.

Подробнее...

Физические игры на улице

"Плоды" Бахрушинского приюта

Просуществовал Бахрушинский приют всего 17 лет. За время своего существования приют воспитал более 150 русских мальчишек, сделав их полноценными членами общества, получивших духовное и школьное образование, достойную профессию и трудоустройство.

В 1920-х годах Нарком просвещения Луначарский заступался за приют, чтобы создать на его базе Всероссийский образцовый институт по воспитанию детей в трудной жизненной ситуации. 

Предполагалось, что Бахрушинский институт «должен явиться самым совершенным типом учебно-воспитательного заведения, мощным двигателем великого, имеющего государственную важность, дела борьбы с преступностью; здесь будут производиться в широком масштабе научно-педагогические исследования и открытия в области воспитания дефективных детей, сюда будут стекаться представители указанной области педагогики; институт будет рассадником инструкторов мастерских, а также и педагогов, учителей-воспитателей, а учебные мастерские будут производить оборудование для мастерских других детских домов». К сожалению, этим намерениям не удалось осуществиться.

Просуществовал Бахрушинский приют всего 17 лет. За время своего существования приют воспитал более 150 русских мальчишек, сделав их полноценными членами общества, получивших духовное и школьное образование, достойную профессию и трудоустройство.

Подробнее...

Смотреть

Приют после 1917 года

В 2007 году Бахрушинский приют признан объектом культурного наследия Москвы, однако и по сей день он разрушается на глазах. Вид зданий, служивших нравственному возрастанию детей, воспитанию в них чувств доброты, любви и созидания, сегодня напротив располагает к бродяжничеству и беспризорности. В наши дни восстанавливается и приобретает первоначальный благолепный вид лишь приютский храм.

Стихотворение

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.