Опередившие время…Так можно сказать о великих русских благотворителях, принадлежавших к купеческой династии Бахру́шиных. Они опеределили и свое время, и наше.
120 лет назад в Москве открылся уникальный не только в России, но и в Европе, Городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных.
Построен он на средства почетных граждан Москвы Александра и Василия Бахрушиных и передан в дар Московскому городскому управлению.
Старший брат Петр к тому времени уже умер, но память о любимом брате с почтением сохранялась в названии созданного учреждения.
Устав приюта по воле учредителей был утвержден Государем Императором Николаем II.
Торжественное освящение и открытие состоялось 8 декабря, или 25 ноября по старому стилю, 1901 года в присутствии Городского головы, учредителей приюта с их семьями и гласных Городской думы.
О том, почему этот приют и сегодня можно назвать образцовым, мы расскажем в нашей Виртуальной экскурсии по Бахру́шинскому приюту, на которую мы рады вас пригласить.
Опередившие время…Так можно сказать о великих русских благотворителях, принадлежавших к купеческой династии Бахру́шиных. Они опеределили и свое время, и наше.
120 лет назад в Москве открылся уникальный не только в России, но и в Европе, Городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных.
Династия Бахрушиных известна в Москве своим кожевенным производством с начала 19 века.
Будучи успешными предпринимателями, они щедро жертвовали на помощь нуждающимся и на строительство больниц, училищ, богаделен и приютов, театров и музеев, храмов и монастырей.
Династия Бахрушиных известна в Москве своим кожевенным производством с начала 19 века.
Будучи успешными предпринимателями, они щедро жертвовали на помощь нуждающимся и на строительство больниц, училищ, богаделен и приютов, театров и музеев, храмов и монастырей.
До 1917 года Бахрушины пожертвовали Москве более 5,5 миллионов рублей, сумму, на полмиллиона превышающую стоимость всей недвижимости предприятий.
Их мысль была прогрессивна во всем – в производстве, искусстве, педагогике, здравоохранении. В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества - сиротства.
Детская смертность в городе достигала 45%, половина из детей умирала в возрасте до одного года.
Рост детской преступности в стране в два раза превышал показатель по взрослому населению.
При чтении ежедневных газет того времени, скажем «Московский листок» или «Московские ведомости», и правда становится больно за судьбу детей.
В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества - сиротства.
Детская смертность в городе достигала 45%, половина из детей умирала в возрасте до одного года.
Рост детской преступности в стране в два раза превышал показатель по взрослому населению.
При чтении ежедневных газет того времени, скажем «Московский листок» или «Московские ведомости»,и правда становится больно за судьбу детей.
В 1895 году Бахрушины серьезно взялись за решение самой болезненной проблемы российского общества - сиротства.
Бахрушины задумали создать для сирот такой детский городок, куда могли бы поступать 4-6-летние малыши, жить и учиться там до 18-летнего возраста.
Для них предусматривались религиозное, нравственное и физическое воспитание и практическое ремесленное образование, а также всесторонняя поддержка после выпуска ребят, чтобы они могли существовать честным и самостоятельным трудом.
Бахрушины задумали создать для сирот такой детский городок, куда могли бы поступать 4-6-летние малыши, жить и учиться там до 18-летнего возраста.
Вопреки привычной казенной системе приютов, Бахрушины устроили помещения в виде отдельных домиков на 20-25 человек. Благодаря аэросъемке нам сегодня хорошо виден план приюта.
Всего было выстроено 6 домиков, которые располагались вокруг церкви. Два из них 50 лет назад были разрушены, на их месте справа от церкви стоит многоэтажный дом.
На переднем плане приютского участка - трехэтажный корпус для квартир служащих, кухни и общего зала для детей, конторы и лазарета. По сторонам от него расположились баня, сторожка, погреба, сараи и другие служебные помещения. Напротивнего в 1908 году построено здание для начальной и ремесленной школ и мастерских.
Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля.
По замыслу архитектора Ги́ппиуса, известного нам по Московскому зоопарку и Чайному дому на Мясницкой, более высокие здания располагались ближе к входу на территорию приюта, а более низкие - вокруг храма. Это повышало композиционную значимость храма, который возвышался над окружающими его постройками и устремлялся ввысь.Всего к концу 1903 года на строительство и содержание приюта благотворители потратили огромную сумму – более одного миллиона рублей.
Вопреки привычной казенной системе приютов, Бахрушины устроили помещения в виде отдельных домиков на 20-25 человек. Благодаря аэросъемке нам сегодня хорошо виден план приюта.
Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля.
По замыслу архитектора Ги́ппиуса, известного нам по Московскому зоопарку и Чайному дому на Мясницкой, более высокие здания располагались ближе к входу на территорию приюта, а более низкие - вокруг храма. Это повышало композиционную значимость храма, который возвышался над окружающими его постройками и устремлялся ввысь.Всего к концу 1903 года на строительство и содержание приюта благотворители потратили огромную сумму – более одного миллиона рублей.
Сердцем всего комплекса стал храм Живоначальной Троицы – одноглавый четырёхстолпный храм, расположенный на пересечении двух липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля.
Расположился приют на 10 гектарах земли в живописной Соко́льничьей роще, между Алексеевской водокачкой и Ярославской железной дорогой.
Сегодня это – прилегающий к центральной части Москвы Алексеевский район.
Приют находился под управлением Совета и директора, которым стал Николай Васильевич Несмея́нов. Его сын Александр, будущий ученый и академик, вспоминал, что окрашивало в радужные краски жизнь в приюте? Давайте послушаем его очаровательные зарисовки.
Расположился приют на 10 гектарах земли в живописной Соко́льничьей роще, между Алексеевской водокачкой и Ярославской железной дорогой.
Жизнь в чудесном парке, окруженном обширным Сокольничьим парком, смыкавшимся с Лосиноостро́вским лесом, Богоро́дским, Росто́киным, Оста́нкиным и далее Сви́бловым, Медве́дковым.
Каждое из этих мест тоже было зеленым царством: то строгим бором, то вековой дубравой, то березовой рощицей, связанными водной артерией – Яузой, тогда чистой рекой, в которой мы любили купаться.
И постепенное расширение территории – от папиного садика до всей площади приюта, затем до всех Сокольников, а затем летом, с помощью велосипеда, а зимой с помощью лыж – и до Медведкова и дальше.
И игры – от пряток, мяча, лапты, бабок и городков до обширных сражений летом на рапирах (из орешника) по всем Сокольникам, зимой – в снежки, с постройкой крепостей из снега.
На рождественские праздники – елка дома, елки у знакомых и, наконец, огромная елка со всякими затеями для воспитанников и всех ребят приютской территории.
Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям. Старались дать практическое применение сделанным вещам: из плетенок делали записные книжки, коробки, бонбоньерки, кольца для салфеток. Занятия проходили под руководством особой учительницы, имеющей звание "детской садовницы" Санкт-Петербургских Фрёбелевских курсов.
Жизнь в чудесном парке, окруженном обширным Сокольничьим парком, смыкавшимся с Лосиноостро́вским лесом, Богоро́дским, Росто́киным, Оста́нкиным и далее Сви́бловым, Медве́дковым.
Каждое из этих мест тоже было зеленым царством: то строгим бором, то вековой дубравой, то березовой рощицей, связанными водной артерией – Яузой, тогда чистой рекой, в которой мы любили купаться.
Давайте пройдем теперь к главным воротам приюта. Перед нами - въездная липовая аллея возрастом более 120 лет. Эти липы помнят и воспитанников приюта, и многочисленных служащих, педагогов, и семью Бахрушиных, и семью Несмеяновых, и представителей московской и царской власти.
Давайте пройдем теперь к главным воротам приюта.
В 1916 году приют посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, где она подробно осматривала помещения и интересовалась работами детей.
Сегодня нам известны имена первых 117 воспитанников приюта. Их юность и зрелость пришлись на две мировые войны. Судьбу ребят еще только предстоит проследить.
В 1916 году приют посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова.
Например, на портале Минобороны были найдены сведения о Льве Никано́ровиче Шика́нове.
Он 1895 года рождения, из семьи купцов, круглый сирота, в приют поступил в феврале 1902 года. Во время войны служил сержантом в батальоне противовоздушной обороны Москвы.
Например, на портале Минобороны были найдены сведения о Льве Никано́ровиче Шика́нове.
Семьи педагогов и служащих приюта проживали здесь же, в административном корпусе. Их жизнь становилась неотделимой от жизни приюта, дети из полных семей заводили дружбу с воспитанниками приюта, вместе играли и трудились в мастерских.
В нижнем этаже корпуса помещалась кухня. Отсюда пища разбиралась по домикам, поскольку собирать детей в общей столовой оказалась менее удобным. Для приготовления чая в каждом домике имелся свой куб для кипячения воды.
Семьи педагогов и служащих приюта проживали здесь же, в административном корпусе. Их жизнь становилась неотделимой от жизни приюта, дети из полных семей заводили дружбу с воспитанниками приюта, вместе играли и трудились в мастерских.
При постоянной физической работе и играх на воздухе подраставшим мальчикам требовалось усиленное питание, в рационе присутствовали мясо, жареный картофель, форшмак, гречневая каша с салом (или же с молоком), сосиски, котлеты, в постные дни - кисель, каши, винегрет, капуста, грибы. Совет приюта отмечал, что дети едят постное очень охотно, и что постная пища не отражается плохо на их здоровье, поэтому посты соблюдались.
При постоянной физической работе и играх на воздухе подраставшим мальчикам требовалось усиленное питание.
В этом же здании находился лазарет, при необходимости дети направлялись в больницы Владимирскую, Сокольническую, Морозовскую, Бахрушинскую или глазную Алексеевскую. Тем не менее отдаленность приюта от городской пыли и духоты, свежий воздух рощи и обилие воздуха и света в помещениях способствовали тому, что количество заболеваний среди детей было невелико.
За административным корпусом, левее, находилась баня и прачечная. Баня топилась еженедельно. Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья. Одежда для воспитанников отчасти шилась дома кастеляншей и швеей с помощью самих воспитанников, отчасти отдавалась для шитья на сторону. Такая организация питания и обеспечение одеждой, конечно, противоречила принципу приближения к жизни семьи, но была удобной с точки зрения ведения хозяйства.
В этом же здании находился лазарет, при необходимости дети направлялись в больницы Владимирскую, Сокольническую, Морозовскую, Бахрушинскую или глазную Алексеевскую. Тем не менее отдаленность приюта от городской пыли и духоты, свежий воздух рощи и обилие воздуха и света в помещениях способствовали тому, что количество заболеваний среди детей было невелико.
Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья. Одежда для воспитанников отчасти шилась дома кастеляншей и швеей с помощью самих воспитанников, отчасти отдавалась для шитья на сторону. Такая организация питания и обеспечение одеждой, конечно, противоречила принципу приближения к жизни семьи, но была удобной с точки зрения ведения хозяйства.
Централизованно для всего приюта было и приготовление одежды, ее чистка и стирка белья.
Сейчас мы с вами попали на центральную аллею. Перед нами – домовый храм, 1-й и 2-й домики. По уставу в приюте содержалось не менее 100 мальчиков, которые именовались стипендиатами братьев Бахрушиных. В каждом домике жили мальчики двух-трех ближайших возрастов. Совет приюта считал, что так старшие смогут учиться терпению и привыкнут к заботе о других. А младшие смогут перенимать их знания и опыт, которые иначе им бы пришлось получать искусственно. Учитывалось влияние тех или иных товарищей на ребят.
Сейчас мы с вами попали на центральную аллею. Перед нами – домо́вый храм, 1-й и 2-й домики. По уставу в приюте содержалось не менее 100 мальчиков, которые именовались стипендиатами братьев Бахрушиных.
Мальчикам много читали, используя теневые картины и Волшебный фонарь (предшественник диапроектора). Педагоги и воспитатели ставили с детьми самые разные спектакли, например «На пороге к делу» Островского и Соловьева, «Неприятель» (из событий 1812 года), «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба» Гоголя, миниатюры Чехова и водевили, «Аленький цветочек» Аксакова, живые картины и басни.
В 1908 году был организован балалаечный оркестр: старшим мальчикам было предложено выбрать из своей среды дирижера и собираться для игры в школьном зале Этот опыт предоставления детям самостоятельности имел полный успех: дети очень ценили свои вечерние собрания, сами смотрели, чтобы не нарушался порядок в помещениях, с большой бережливостью относились к инструментам и сделали большие успехи в музыке.
Для развлечения воспитанников устраивались вечеринки с приглашением гостей, родных и знакомых на масленицу, Пасху, Рождество, в день празднования Бородинской битвы и в день выпускного экзамена. Иногда вечеринки проводились и в отдельных домиках, причем дети по своему выбору приглашали к себе гостей из других домиков и, как хозяева, заботились о том, как занять и угостить друзей. Залы приюта украшались гирляндами, электрическими огнями, транспарантами, светящимися плакатами и разными рисунками. Подготовку к мероприятию дети устраивали сами.
Мальчикам много читали, используя теневые картины и Волшебный фонарь (предшественник диапроектора). Педагоги и воспитатели ставили с детьми самые разные спектакли, например «На пороге к делу» Островского и Соловьева, «Неприятель» (из событий 1812 года), «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба» Гоголя, миниатюры Чехова и водевили, «Аленький цветочек» Аксакова, живые картины и басни.
Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям. Старались дать практическое применение сделанным вещам: из плетенок делали записные книжки, коробки, бонбоньерки, кольца для салфеток. Занятия проходили под руководством особой учительницы, имеющей звание "детской садовницы" Санкт-Петербургских Фрёбелевских курсов.
Дети дошкольного возраста обыкновенно помещались в одном домике. Они занимались беседами, рисованием, пением, ручными работами, лепкой из глины, работами из лыка, плетением из бечевки, гимнастикой, обучались грамоте, письму и счету, что служило бы подготовкой к будущим школьным занятиям.
Начальная школа была открыта в 1903 году. А с осени 1910 года было решено открыть при школе подготовительное отделение, или детский сад. Распорядок дня детей включал не менее трех прогулок. В начальной школе, помимо изучения наук, ученики 4 класса занимались ручной работой в столярной мастерской. Они учились пилить, строгать, сфуговывать доски, делать связи, склеивать.
Начальная школа была открыта в 1903 году. А с осени 1910 года было решено открыть при школе подготовительное отделение, или детский сад.
Вернемся назад и подойдем поближе к ремесленному корпусу. Советом приюта было решено объединить здесь классы начальной и ремесленной школы, разделив их рекреационным залом. Считалось, что при так помещение школ будет служить духовным центром, объединяющим жизнь приюта, что позволит эффективнее решать воспитательные задачи.
Главным ремеслом было избрано электротехническое, а потом еще было добавлено декоративно-художественное. В возрасте около 12 лет дети приступали к работе в мастерских. Начиналась она с чугунных плиток, затем мальчики учились делать кронциркули, слесарные циркули, нарезку ботов, плоскогубцы, французские ключи, труборезы; обучались обращению с токарными, сверлильными и строгальными станками, приемам кузнечного ремесла, чугунного и медного литья, пчеловодству; ребята постарше делали электрические демонстрационные приборы, рабочие динамо-машины, занимались проводкой электрического освещения. Изделия шли также на продажу для приобретения новых материалов и приборов.
Вернемся назад и подойдем поближе к ремесленному корпусу. Советом приюта было решено объединить здесь классы начальной и ремесленной школы, разделив их рекреационным залом. Считалось, что при так помещение школ будет служить духовным центром, объединяющим жизнь приюта, что позволит эффективнее решать воспитательные задачи.
Удачным опытом было открытие живописной мастерской – дети брались на практику по росписи церкви в Дорогоми́лове многолетним деловым партнером художником Иваном Пашко́вым, который участвовал в росписи приютского храма.
В 1911 году состоялся первый выпуск, ребята сдавали экзамен профессиональным инженерам, представителям городской и ремесленной Управ. При выпуске ребята обеспечивались одеждой, постельными принадлежностями и денежной суммой на первое время.
Они устраивались на работу в трамвайные и железнодорожные мастерские, чугунно-литейный завод, в частную контору Са́кса по установке медицинских приборов, на механический завод Ле́сснера в Петербурге, фабрику физических приборов Тры́ндина, Тульский оружейный завод, в общество электрического освещения Керчи, фортепианную мастерскую, а также поступали на учебу в учительские семинарии.
Удачным опытом было открытие живописной мастерской – дети брались на практику по росписи церкви в Дорогоми́лове многолетним деловым партнером художником Иваном Пашко́вым, который участвовал в росписи приютского храма.
«Чего хочется каждому мальчишке?» – задаются вопросом почти все родители. А если их больше 150? Конечно, простора, движения, игр, освоения пространства, исследований, преодоления трудностей, созидательного труда, ответственности за что-то и за кого-то. Братья Бахрушины хорошо знали и понимали это, поэтому воплощали в жизнь самые лучшие идея воспитания. Их дело продолжили сын и внук Александра Алексеевича – Владимир Александрович, гласный Городской думы, и Сергей Владимирович Бахрушин, известный историк и ученый.
Чудная природная обстановка, благотворно влияющая на ребенка, обширный приютский парк давал детям полнейший простор, а учителям - возможность заниматься с ними в педагогических целях.
«Чего хочется каждому мальчишке?» – задаются вопросом почти все родители. А если их больше 150? Конечно, простора, движения, игр, освоения пространства, исследований, преодоления трудностей, созидательного труда, ответственности за что-то и за кого-то.
Зимой на территории приюта устраивался каток. Хорошее влияние на детей имело увлечение птицеводством и животноводством: приютская усадьба покрылась десятками голубятен и курятников, дети сами хлопотали над их устройством, перестали бесцельно ходить по саду, меньше шалили. Когда наступал сенокос, дети принимали деятельное участие в сушке и уборке сена. Из физических занятий и игр летнего времени можно отметить гимнастику, качели, крокет, городки.
Зимой на территории приюта устраивался каток.
Хорошее влияние на детей имело увлечение птицеводством и животноводством.
В 1904 году появилась мысль устроить при каждом домике свой садик с фруктовыми деревьями.Разбивка этих садиков, обсадка их кустами, снятие дерна, перекопка почвы, производились самими детьми под руководством садовника и занимало у них достаточно времени и внимания.
С наибольшей любовью и интересом дети занимались всякого рода постройками: зимой около каждого домика возникали снежные домики или крепости, летом детские площадки и уголки садов уставлены были всевозможными шалашами, устроенными из мочал, досок, палок и прутьев.
В 1904 году появилась мысль устроить при каждом домике свой садик с фруктовыми деревьями.Разбивка этих садиков, обсадка их кустами, снятие дерна, перекопка почвы, производились самими детьми под руководством садовника и занимало у них достаточно времени и внимания.
Некоторое разнообразие в жизнь приюта вносил открытий в ремесленном корпусе в 1914 году лазарет для раненых воинов. Воспитанники очень охотно посещали лазарет, разнообразя общением и свою жизнь, и жизнь раненых. Мастерские также включались в помощь фронту.
Некоторое разнообразие в жизнь приюта вносил открытий в ремесленном корпусе в 1914 году лазарет для раненых воинов.
Летом для мальчиков устраивались прогулки в рощу и в поле, на масленице - катания на розвальнях. Дети посещали Вербный базар, Кремль, ездили на экскурсии в Новый Иерусалим, Звенигород, Косино, Ивановское, Николо-Берлюко́вскую пустынь, Сен́ежское озеро, Троице-Сергиеву лавру, причем часть пути, от Хотькова и обратно, дети проделывали пешком.
Летом для мальчиков устраивались прогулки в рощу и в поле, на масленице - катания на розвальнях.
Совершались летом также естественно-исторические экскурсии, дети учились засушивать растения, составлять коллекции. Полный успех имел опыт предоставления детям самостоятельности в заведывании библиотекой. Был также создан детский клуб, где проводились свободные вечерние собрания. Целью их было, с одной стороны, занять воспитанников, а с другой — дать им умение найти себе дело и во время домашнего досуга.
Совершались летом также естественно-исторические экскурсии, дети учились засушивать растения, составлять коллекции.
Во время занятий воспитательницы с детьми учили молитвы. До открытия храма посещавший приют священник из Бахрушинской больницы вел с мальчиками беседы на евангельские темы.
По праздникам, со времени освящения храма в 1903 году, дети посещали церковные службы.
Священники и воспитатели устраивали с детьми чтения с теневыми картинами, проводили спевки церковного хора, в котором участвовало от 30 до 50 воспитанников.
На Святках обыкновенно устраивалась рождественская елка с раздачей подарков. Кроме того, в каждом домике проводили отдельные елки, которые дети украшали своими изделиями, и на которые они приглашали гостей по своему выбору из других домиков. На Пасху дети собирались на праздничные вечера, пели, играли, танцевали вместе со взрослыми.
Во время занятий воспитательницы с детьми учили молитвы. До открытия храма посещавший приют священник из Бахрушинской больницы вел с мальчиками беседы на евангельские темы.
По праздникам, со времени освящения храма в 1903 году, дети посещали церковные службы.
Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а боковые приделы – во имя святых покровителей усопших родителей Бахрушиных – преподобного Алекси́я, человека Божия, и мучеников Адриа́на и Наталии.
Торжественное освящение храма состоялось 31 мая, или 18 мая по старому стилю, 1903 года.
Чин освящения возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявле́нский), прославленный в 1992 году в лике святых как священномученик.
Постройка храма с церковной утварью, колокольней, иконописью авторства Федора Андреевича Соколо́ва, иконостасами позолоченной художественно-резной работы обошлась Бахрушиным около 100 000 рублей.
Храм был расписан в 1911 году художниками мастерской Пашкова на основе композиций Васнецо́ва и Не́стерова, уникальные фрески дошли и до наших дней.
Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а боковые приделы – во имя святых покровителей усопших родителей Бахрушиных – преподобного Алекси́я, человека Божия, и мучеников Адриа́на и Наталии.
Просуществовал Бахрушинский приют всего 17 лет. За время своего существования приют воспитал более 150 русских мальчишек, сделав их полноценными членами общества, получивших духовное и школьное образование, достойную профессию и трудоустройство.
В 1920-х годах Нарком просвещения Луначарский заступался за приют, чтобы создать на его базе Всероссийский образцовый институт по воспитанию детей в трудной жизненной ситуации.
Предполагалось, что Бахрушинский институт «должен явиться самым совершенным типом учебно-воспитательного заведения, мощным двигателем великого, имеющего государственную важность, дела борьбы с преступностью; здесь будут производиться в широком масштабе научно-педагогические исследования и открытия в области воспитания дефективных детей, сюда будут стекаться представители указанной области педагогики; институт будет рассадником инструкторов мастерских, а также и педагогов, учителей-воспитателей, а учебные мастерские будут производить оборудование для мастерских других детских домов». К сожалению, этим намерениям не удалось осуществиться.
Просуществовал Бахрушинский приют всего 17 лет. За время своего существования приют воспитал более 150 русских мальчишек, сделав их полноценными членами общества, получивших духовное и школьное образование, достойную профессию и трудоустройство.
В 2007 году Бахрушинский приют признан объектом культурного наследия Москвы, однако и по сей день он разрушается на глазах. Вид зданий, служивших нравственному возрастанию детей, воспитанию в них чувств доброты, любви и созидания, сегодня напротив располагает к бродяжничеству и беспризорности. В наши дни восстанавливается и приобретает первоначальный благолепный вид лишь приютский храм.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.