История домового (ныне приходского) храма при Московском городском сиротском приюте имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных
История этого старинного московского храма берет начало в 1895 году, когда известные купцы и меценаты выразили намерение создать уникальное как для России, так и для Европы социальное учреждение – Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных.
В конце 1901 года в Москве состоялось торжество освящения и открытия Бахрушинского приюта для мальчиков-сирот, а через полтора года, в мае 1903 года, ко всеобщей радости, освятили великолепный приютский храм во имя Живоначальной Троицы.
История этого старинного московского храма берет начало в 1895 году, когда известные купцы и меценаты выразили намерение создать уникальное как для России, так и для Европы социальное учреждение – Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных.
В рассказе о Троицком храме, ставшем впоследствии приходским, удивительным образом переплетаются история русской благотворительности, судьба воспитанников приюта, особенности московской архитектуры на рубеже веков, знаковые черты творчества Васнецова, Нестерова и династии Пашковых, подробности семейной жизни рода Несмеяновых-Рудницких и жизни московского духовенства, трагический период поругания и закрытия церквей.
Страницы московской газетной хроники сохранили до наших дней описание торжественного и памятного события рождения новой святыни.
Чин освящения храма совершил Высокопреосвященнейший Владимир Богоявленский, митрополит Московский и Коломенский, в 1992 году причисленный к лику святых священномучеников, в сослужении местного благочинного протоиерея Андрея Полотебнова и еще трех священников, при пении митрополичьего хора Чудова монастыря.
В общем торжестве участвовали учредители приюта с семьями, представители власти, воспитанники со служебным персоналом и много молящихся. После Литургии Высокопреосвященнейший Владимир в сопровождении попечителя приюта Василия Алексеевича Бахрушина посетил помещения, занимаемые детьми, и преподал им архипастырское благословение. Торжество закончилось праздничной трапезой.
Страницы московской газетной хроники сохранили до наших дней описание торжественного и памятного события рождения новой святыни.
Одноглавый четырехстолпный храм расположился в самом планировочном центре приютского комплекса, на пересечении двух взаимно перпендикулярных липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля. Автор проекта храма – Карл Карлович Гиппиус (1864–1936), семейный архитектор Бахрушиных.
Храм имеет пирамидальную объемную композицию, с подвышенной подкупольной частью. С западной стороны к основному объему примыкают притвор и фланкирующие его столпообразная колокольня, первоначально увенчанная шатром и маленькой луковичной главкой, а также лестничная башня, ведущая на хоры и тоже завершенная главкой на пирамидальном основании.
Одноглавый четырехстолпный храм расположился в самом планировочном центре приютского комплекса, на пересечении двух взаимно перпендикулярных липовых аллей, составляющих основу планировки ансамбля. Автор проекта храма – Карл Карлович Гиппиус (1864–1936), семейный архитектор Бахрушиных.
Центр восточного фасада выделен крыльцом на массивных кубоватых опорах, также с шатровым завершением. Алтарная часть храма понижена по отношению к основному объему, ее центр отмечен полукруглой апсидой.
Под восточной частью храмового объема был устроен подвал для размещения печей калориферного отопления, перекрытый сводами системы «монье». Декоративное оформление фасадов храма выполнены в стилистике «московского узорочья» XVII века.
Центр восточного фасада выделен крыльцом на массивных кубоватых опорах, также с шатровым завершением. Алтарная часть храма понижена по отношению к основному объему, ее центр отмечен полукруглой апсидой.
Колокольня построена на западной стороне храма, составляет левый угол стены храма. На колокольне были подвешены восемь колоколов весом 241 пуд и два фунта — все вылиты на заводе братьев Самгиных и пожертвованы Бахрушиными в 1902 году.
Сохранилось достаточно подробное описание каждого колокола. Например, самый большой «Глас мой», назван так по отлитой сверху цитате из библейской Псалтири: «Вечер, заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18). Посредине колокола – объемные изображения Пресвятой Троицы, Знáмения Пресвятой Богородицы, Нерукотворного образа Спасителя и преподобного Алексия, человека Божия.
Колокольня построена на западной стороне храма, составляет левый угол стены храма. На колокольне были подвешены восемь колоколов весом 241 пуд и два фунта — все вылиты на заводе братьев Самгиных и пожертвованы Бахрушиными в 1902 году.
Храм трехпрестольный; центральный Алтарь освящен во имя Живоначальной Троицы, по обеим сторонам его устроены придельные Алтари, «по именинам отца и матери храмоздателей»: с южной стороны – в честь мучеников Адриана и Наталии, с северной – в честь преподобного Алексия, человека Божия. Храм располагает хорами; в нем свободно может поместиться до 1000 человек.
Храм трехпрестольный; центральный Алтарь освящен во имя Живоначальной Троицы.
Первым клириком храма стал священник Симеон Ивановский, в 1903 году ему исполнилось 59 лет, родился он в Московской губернии в семье диакона, обучался в Спасо-Вифанской семинарии.
В 1903 году определен к Троицкой приютской церкви, где, кроме совершения богослужений, начал преподавание Закона Божия в приютской школе.
Вместе с отцом Симеоном Ивановским с начала открытия церкви служил диакон Сергий Разумовский, 31 года. Родился он в Московской губернии, происходил из духовного звания, обучался в Донском училище.
Первым клириком храма стал священник Симеон Ивановский, в 1903 году ему исполнилось 59 лет, родился он в Московской губернии в семье диакона, обучался в Спасо-Вифанской семинарии.
Большую ценность для исследования составляют сохранившиеся метрические книги и исповедные ведомости храма, благодаря которым трудами современных прихожан впервые составлены история клира за всё время существования Троицкого храма, наиболее полный список служащих приюта и его воспитанников.
Приход храма составлял тогда около 500 человек.
Большую ценность для исследования составляют сохранившиеся метрические книги и исповедные ведомости храма.
Особенностью жизни общины того времени являлось отсутствие церковного старосты – эту должность исполнял директор приюта Николай Васильевич Несмеянов.
Он принимал живое участие в жизни служащих приюта, часто становился восприемником их детей или поручителем по жениху или невесте. Вокруг храма строилась и повседневная жизнь семьи директора приюта, ведущей свой род из Киржачского района Владимирской области.
Особенностью жизни общины того времени являлось отсутствие церковного старосты – эту должность исполнял директор приюта Николай Васильевич Несмеянов.
Так, в церковных метрических книгах под 1905 годом находим запись о бракосочетании учителя начального городского училища при Бахрушинском приюте Андрея Дмитриевича Львова с учительницей 2-го уральского войскового женского училища Лидией Тихоновной Самарцевой; поручителями со стороны жениха значатся директор приюта Несмеянов и учитель школы при приюте Сергей Стефанович Бедринский, со стороны невесты – учитель той же школы Алексей Иванович Ключарев и крестьянин Тульской губернии Стефан Михайлович Карасев.
Под 1906 годом – запись о родившемся у них младенце Борисе; восприемниками стали все тот же директор приюта и домашняя учительница Варвара Михайловна Молоканова. Еще об одной домашней учительнице Варваре Николаевне Вигилянской мы находим упоминание в 1908 году.
Так, в церковных метрических книгах под 1905 годом находим запись о бракосочетании учителя начального городского училища при Бахрушинском приюте Андрея Дмитриевича Львова с учительницей 2-го уральского войскового женского училища Лидией Тихоновной Самарцевой
К празднованию десятилетия приюта в 1911 году домовый храм был расписан художниками мастерской Павла Павловича Пашкова на основе композиций Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова из Владимирского собора в Киеве.
В смете на исполнение работ от 9 июня 1911 года планировалось исполнение священных изображений и орнаментов «в русско-византийском стиле с употреблением золота и серебра».
К празднованию десятилетия приюта в 1911 году домовый храм был расписан художниками мастерской Павла Павловича Пашкова на основе композиций Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова из Владимирского собора в Киеве.
В документе кратко изложена программа росписи, частично сохранившейся до наших дней. Реставрационные фрагментарные расчистки позволили сделать несколько дополнений.
В боковых нефах главное место на сводах отдано Евангельским событиям, там фрески «Рождество Христово» и «Благовещение Богородицы», «Воскресение Христово» и «Крещение Господне».
В основе этих крупных композиций – росписи М. В. Нестерова, переданные с большой точностью и вниманием к деталям.
Особо следует сказать о композиции, расположенной на своде главного Алтаря. Ее киевский первоисточник кисти В. М. Васнецова на плафоне главного нефа Владимирского собора именуется по-разному: «Единородный Сын, Слово Божие» или просто «Бог Слово», в соответствии с текстом первых строк из Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1–3).
Принимая во внимание этот фактор и наличие программы росписи, уже начаты работы по восстановлению полного исторического облика настенной живописи храма.
В документе кратко изложена программа росписи, частично сохранившейся до наших дней. Реставрационные фрагментарные расчистки позволили сделать несколько дополнений.
В 1922 году под покровительством советских властей в храме произошел переворот – вся административная и богослужебная жизнь храма была захвачена раскольниками-обновленцами.
Кроме этого, храм затронули и трагические события по изъятию церковных ценностей. Истинная (хотя до открытия доступа историков в архивы остававшаяся тайной) цель большевистских вождей заключалась в использовании удобного момента для нанесения сокрушительного удара по Церкви.
Изъятие производилось 21 апреля 1922 года, были вынесены богослужебные серебряные вещи весом 27 фунтов 80 золотников. Священник храма протоиерей Александр Троицкий противостоял этому и обвинен в невыполнении постановления т. н. «Высшего церковного управления» обновленческого раскола. Будучи человеком твердых убеждений, сохранившим верность Православной Церкви, протоиерей Александр вынужден был покинуть дорогой его сердцу храм.
В 1922 году под покровительством советских властей в храме произошел переворот – вся административная и богослужебная жизнь храма была захвачена раскольниками-обновленцами.
В архивах найдены отрывочные сведения о заседании общины в 1924 году и письмо 1926 года с разрешением о перенесении в храм чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма на Большой Ордынке и пребывании ее с 13 по 16 февраля 1926 года.
Впоследствии Троицкий храм был закрыт и в послевоенные годы передан издательству «Мир»; колокольня и крыльцо разрушены, здание подвергнуто перепланировке, возведены межэтажные перекрытия.
В архивах найдены отрывочные сведения о заседании общины в 1924 году и письмо 1926 года с разрешением о перенесении в храм чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма на Большой Ордынке и пребывании ее с 13 по 16 февраля 1926 года.
С 28 января 1999 года начинается новый этап в истории приютского храма.
Благодаря обращению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здание храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных как вновь выявленный памятник истории и культуры было передано в безвозмездное пользование общине Русской Православной Церкви. Первое богослужение состоялось 22 марта 1999 года.
В 2007 году Ансамбль приюта принят под государственную охрану как объект культурного наследия Москвы.
С 28 января 1999 года начинается новый этап в истории приютского храма.
С 2015 года в храме проводятся самые масштабные реставрационные работы. В поддержку реставрации храма устраивались благотворительные концерты с участием Московского Синодального хора и хора Сретенского монастыря. Благодаря активной деятельности и. о. настоятеля храма и приходской общины с Божией помощью с 2015 года удалось собрать более 150 миллионов рублей. На эти средства возрождены колокольня и шатровое крыльцо, установлены купола с Крестами, выполнена кладка окон, залиты полы, выполнена вся внутренняя отделка храма.
С 2015 года в храме проводятся самые масштабные реставрационные работы. В поддержку реставрации храма устраивались благотворительные концерты с участием Московского Синодального хора и хора Сретенского монастыря.
При поддержке городских властей специалисты расчистили кирпичные фасады от слоев краски, отреставрировали белокаменный и кирпичный декор стен и обрамление оконных проемов, на западном, южном и северном фасадах заменили входные двери. На крыше заменили аварийное покрытие на медное. В церкви восстановили деревянный тамбур с остеклением, установили литую дверь из металла.
Церковную лестницу облицевали белым камнем, отреставрировали ограждения и перила – их восстановили такими, какими они были, когда храм только открылся. Внутри церкви заменили окна и обновили напольное покрытие.
При поддержке городских властей специалисты расчистили кирпичные фасады от слоев краски, отреставрировали белокаменный и кирпичный декор стен и обрамление оконных проемов, на западном, южном и северном фасадах заменили входные двери.
Благодаря архивным исследованиям исторический прототип полностью восстановлен, основные реставрационные работы закончены в июле 2022 года, продолжается воссоздание четырёхъярусного иконостаса и, наконец, настенной живописи.
Уже после завершения реставрации, 1 августа 2022 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в год прославления которого освящался храм, в фондах Музея Москвы чудесным образом были обнаружены исторические фотографии приюта 1905 года.
Надеемся, что свой 120-летний юбилей в мае 2023 года храм будет отмечать в таком же благолепии, в каком он предстал на дореволюционных фотографиях.
Благодаря архивным исследованиям исторический прототип полностью восстановлен, основные реставрационные работы закончены в июле 2022 года, продолжается воссоздание четырёхъярусного иконостаса и, наконец, настенной живописи.
Впервые община храма смогла увидеть центральный Алтарь и иконостас храма, неразличимые ранее архитектурные детали внешнего облика; с благоговейным чувством посмотреть на фотографические портреты первого священника храма Симеона Ивановского, служащих и воспитанников приюта.
Более того, были найдены оригиналы завещаний Александра и Василия Бахрушиных. Создатели приюта завещали навечно, чтобы после их кончины молитва о них совершалась в построенном домовом Троицком храме.
Впервые община храма смогла увидеть центральный Алтарь и иконостас храма, неразличимые детали внешнего облика.
В наши дни восстанавливается во всей возможной полноте и подробностях богослужебный чин.
Клиру, реставраторам, строителям, благоукрасителям и всем прихожанам храма очевидно, что церковно-общинная жизнь возрождается молитвенным предстательством Небесных покровителей и основателей этой обители милосердия.
В ансамбле сохранившихся приютских зданий храм Живоначальной Троицы является величайшей архитектурной жемчужиной московского исторического наследия. Возрожденный Божий храм, сохранивший нам в назидание свою историю, способствует распространению великого духовного и культурного наследия. Сердце любого человека радуется при виде такой красоты!
История храма продолжается, а какой она будет, зависит от нас с вами…
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.