(Текст: Ассоциация «Клуб Русская морская традиция», Валерий Фельцев)
После окончания Второй мировой войны мир столкнулся с новым противостоянием между Советским Союзом и Западом. Началась так называемая холодная война – «состояние мира, которое миром не является».
После окончания Второй мировой войны мир столкнулся с новым противостоянием между Советским Союзом и Западом. Началась так называемая холодная война – «состояние мира, которое миром не является».
Сверхмалые подводные лодки – это корабли с водоизмещением менее 150 тонн, и предназначены они для выполнения специальных задач. С помощью таких субмарин охраняют морские побережья, проводят разведку, уничтожают корабли противника. На борту сверхмалых подлодок – помимо экипажа – находятся боевые пловцы, самое главное «оружие».
Сверхмалые и специальные подводные лодки прошли в своем развитии огромный путь, вобрав в себя самые передовые технологии времени и смелость инженерной мысли. При этом прообраз таких подлодок отчётливо прослеживается ещё в идее «потаённого судна» русского крестьянина Ефима Никонова.
Сверхмалые подводные лодки – это корабли с водоизмещением менее 150 тонн, и предназначены они для выполнения специальных задач. С помощью таких субмарин охраняют морские побережья, проводят разведку, уничтожают корабли противника.
На борту сверхмалых подлодок – помимо экипажа – находятся боевые пловцы, самое главное «оружие».
Воссозданную реплику «потаенного судна» Ефима Никонова вы можете увидеть в экспозиции Ассоциации «Клуб Русская морская традиция», посвященной истории подводных сил ВМФ.
Воссозданную реплику «потаенного судна» Ефима Никонова вы можете увидеть в экспозиции Ассоциации «Клуб Русская морская традиция», посвященной истории подводных сил ВМФ.
Разработки в области сверхмалых подводных лодок, которые начинались еще в Российской империи, продолжили и в Советском Союзе. Ещё в 30-х годах прошлого века в Ленинграде был разработан проект автономной аэроподводной лодки.
Созданием проекта занималось «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения» под руководством Владимира Бекаури – известного инженера-изобретателя.
Разработки в области сверхмалых подводных лодок, которые начинались еще в Российской империи, продолжили и в Советском Союзе. Ещё в 30-х годах прошлого века в Ленинграде был разработан проект автономной аэроподводной лодки.
Созданием проекта занималось «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения» под руководством Владимира Бекаури – известного инженера-изобретателя.
В ХХ веке первопроходцами в вопросах морских диверсий стали итальянцы. Именно итальянские боевые пловцы во время Первой мировой войны, используя «человекоторпеду», проникли на базу австро-венгерского флота и потопили линкор «Вирибус Унитис». Дальнейшее развитие подобные операции получили уже во время Второй мировой войны.
В ХХ веке первопроходцами в вопросах морских диверсий стали итальянцы. Именно итальянские боевые пловцы во время Первой мировой войны, используя «человекоторпеду», проникли на базу австро-венгерского флота и потопили линкор «Вирибус Унитис». Дальнейшее развитие подобные операции получили уже во время Второй мировой войны.
Именно у причала британской военно-морской базы Портсмут и произошла цепь якобы случайных событий. «Случайно» под днищем советского крейсера оказался водолаз, «случайно» паротурбинная установка «Орджоникидзе» оказалось прогретой и готовой к немедленной даче хода.
И всё так же «совершенно случайно» механики крейсера получили приказ провернуть гребные винты.
Именно у причала британской военно-морской базы Портсмут и произошла цепь якобы случайных событий. «Случайно» под днищем советского крейсера оказался водолаз, «случайно» паротурбинная установка «Орджоникидзе» оказалось прогретой и готовой к немедленной даче хода.
И всё так же «совершенно случайно» механики крейсера получили приказ провернуть гребные винты.
Многие, кто интересуется военными флотами, знают о немецких, английских, итальянских и японских боевых пловцах. Однако не все слышали, что в СССР боевых пловцов начали готовить ещё до начала Великой Отечественной войны.
Наиболее отличившимися можно по праву назвать бойцов из роты особого назначения Балтийского флота, которой командовал лейтенант Иван Прохватилов. В тяжелейших условиях эти пловцы выполняли самые сложные операции: от поисково-спасательных на Дороге жизни во время блокады Ленинграда до судоподъёмных.
Многие, кто интересуется военными флотами, знают о немецких, английских, итальянских и японских боевых пловцах. Однако не все слышали, что в СССР боевых пловцов начали готовить ещё до начала Великой Отечественной войны.
Наиболее отличившимися можно по праву назвать бойцов из роты особого назначения Балтийского флота, которой командовал лейтенант Иван Прохватилов. Эти пловцы выполняли самые сложные операции: от поисково-спасательных на Дороге жизни во время блокады Ленинграда до судоподъёмных.
Но вернемся к сверхмалым подводным лодкам. В 50-х годах в Советском Союзе были образованы части морского спецназа. И тогда же возникает необходимость в разработке для бойцов специального снаряжения, а также подводных средств движения.
Но вернемся к сверхмалым подводным лодкам. В 50-х годах в Советском Союзе были образованы части морского спецназа.
И тогда же возникает необходимость в разработке для бойцов специального снаряжения, а также подводных средств движения.
Следующий этап работ был связан с разработкой двух перспективных проектов – «907» и «908». Эскизный вариант первого проекта – двухместный «Тритон 1М» – представили в 1968 году. Испытания новой сверхмалой подлодки прошли четыре года спустя.
После этого «Тритон 1М» запустили в серийное производство. Первые два судна вошли в состав ВМФ СССР в июне 1973-го, а всего было построено 32 подлодки.
Следующий этап работ был связан с разработкой двух перспективных проектов – «907» и «908». Эскизный вариант первого проекта – двухместный «Тритон 1М» – представили в 1968 году. Испытания новой сверхмалой подлодки прошли четыре года спустя.
Параллельно с «Тритоном 1M» разрабатывалась и более крупная сверхмалая подводная лодка – тот самый проект «908».
Из-за увеличенных габаритов «Тритон-2» мог перевозить больше боевых пловцов. Инженерам удалось улучшить и другие характеристики: скорость подводного хода уже составляла 5 узлов, а дальность плавания – 60 морских миль, то есть более 111 километров.
Параллельно с «Тритоном 1M» разрабатывалась и более крупная сверхмалая подводная лодка – тот самый проект «908».
Из-за увеличенных габаритов «Тритон-2» мог перевозить больше боевых пловцов. Инженерам удалось улучшить и другие характеристики: скорость подводного хода уже составляла 5 узлов, а дальность плавания – 60 морских миль, то есть более 111 километров.
Сверхмалые подлодки семейства «Тритон» стали важным достижением советских конструкторов. Однако ощущалась и необходимость в создании чего-то большего – своеобразного технологического рывка.
Сверхмалые подлодки семейства «Тритон» стали важным достижением советских конструкторов. Однако ощущалась и необходимость в создании чего-то большего – своеобразного технологического рывка.
Опытную подлодку проекта 865 «Пиранья» заложили в 1984 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Два года спустя судно с тактическим номером «МС-520» спустили на воду, а зимой 1990-го флоту передали уже головную лодку проекта МС-521. Для каждой субмарины сформировали по два экипажа.
Главное отличие «Пираний» от подлодок предыдущего поколения – возросшее водоизмещение до 218 тонн: такую субмарину и не назовёшь «сверхмалой». Как бы то ни было, новое судно могло принимать на борт уже шестерых боевых пловцов, не считая трех членов экипажа: командира-штурмана, а также помощников по радиоэлектронному оборудованию и электромеханической части.
Опытную подлодку проекта 865 «Пиранья» заложили в 1984 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Два года спустя судно с бортовым номером МС-520 спустили на воду, а зимой 1990-го флоту передали головную лодку проекта МС-521. Для каждой субмарины сформировали по два экипажа.
Первый опыт СССР по применению боевых пловцов относят к 1938 году. Осенью в бухте Улисс, недалеко от Владивостока, на Рабоче-крестьянском красном флоте впервые проходят учения по высадке диверсионной группы легководолазов через торпедный аппарат подлодки Щ-112, находящейся на грунте.
Бойцы проводят разведку побережья, разрезают противолодочную сеть, подрывают отмеченный объект и даже вступают в условный бой на берегу, используя ручное оружие и гранаты. После этого диверсанты скрываются на подлодке, как того и требовала задача.
Первый опыт СССР по применению боевых пловцов относят к 1938 году. Осенью в бухте Улисс, недалеко от Владивостока, на Рабоче-крестьянском красном флоте впервые проходят учения по высадке диверсионной группы легководолазов через торпедный аппарат подлодки Щ-112, находящейся на грунте.
Но вернемся к специальной лодке проекта 865. «Пиранья» была прорывом технологий: титановая, с превосходной маневренностью и почти невидимая для средств обнаружения.
Титановый сплав корпуса, примененный при постройке «Пираньи», позволил на 40 процентов уменьшить вес ее корпуса. Благодаря этому подводная скорость субмарины достигала 6,7 узла, а надводная – 6 узлов. Экономичным ходом в четыре узла «Пиранья» могла проплыть под водой 260 миль, а в надводном и того больше – 1 000! Автономность лодки составляла 10 суток.
Но вернемся к специальной лодке проекта 865. «Пиранья» была прорывом технологий: титановая, с превосходной маневренностью и почти невидимая для средств обнаружения.
Титановый сплав корпуса, примененный при постройке «Пираньи», позволил на 40 процентов уменьшить вес ее корпуса. Благодаря этому подводная скорость субмарины достигала 6,7 узла, а надводная – 6 узлов.
С самого начала подводная лодка проекта 865 «Пиранья» разрабатывалась как полноценная боевая единица, способная сильно усложнить жизнь личному составу любой вражеской военно-морской базы, порта или стратегически важного объекта на побережье. На борту «Пираньи» разместили целый арсенал разнообразного оружия и снаряжения.
С самого начала подводная лодка проекта 865 «Пиранья» разрабатывалась как полноценная боевая единица, способная сильно усложнить жизнь личному составу любой вражеской военно-морской базы, порта или стратегически важного объекта на побережье. На борту «Пираньи» разместили целый арсенал разнообразного оружия и снаряжения.
Дальнейшее производство малых специальных подлодок в Советском Союзе застопорилось. Причиной, как всегда, оказались время и место — неизменные спутники перемен. Распавшемуся вскоре государству потребовалась долгая пора метаморфоз.
В итоге производственная серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521.
Дальнейшее производство малых специальных подлодок в Советском Союзе застопорилось. Причиной, как всегда, оказались время и место — неизменные спутники перемен. Распавшемуся вскоре государству потребовалась долгая пора метаморфоз.
В итоге производственная серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521.
Кажется, что «Пиранье» в первую очередь не повезло затеряться в водах времени, рассёкшего пополам контексты совершенно разных эпох. История не имеет сослагательного наклонения, но вообразить себе будущее этих кораблей при ином раскладе событий было бы интересно.
Кажется, что «Пиранье» в первую очередь не повезло затеряться в водах времени, рассёкшего пополам контексты совершенно разных эпох.
История не имеет сослагательного наклонения, но вообразить себе будущее этих кораблей при ином раскладе событий было бы интересно.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.