От потаённого судна – к субмаринам Джевецкого
(Текст: Ассоциация «Клуб Русская морская традиция», Никита Терентьев)
Историю отечественного подводного плавания принято начинать с 1718 года. Именно тогда крестьянин Ефим Никонов подает челобитную Петру I с предложением построить «потаённое судно». С его помощью можно «в тихое время» разбивать неприятеля на море. Это был проект боевого подводного корабля.
И здесь важно отметить, как неслыханно повезло Никонову. Если бы дело происходило пятью годами до петровских времён или пятью – после, то над подобным изобретением в лучшем случае посмеялись бы. Но царь, основатель российского флота, смотрит намного дальше.
Историю отечественного подводного плавания принято начинать с 1718 года. Именно тогда крестьянин Ефим Никонов подает челобитную Петру I с предложением построить «потаённое судно».
С его помощью можно «в тихое время» разбивать неприятеля на море. Это был проект боевого подводного корабля.
Дебютное испытание судно Никонова проходит в 1721 году на Неве. За происходящим у Галерного двора внимательно наблюдает Петр I. Судно совершает два успешных погружения и всплытия – но после даёт течь и тонет.
Нетрудно спрятать конфуз прототипа за новаторством проекта – так Пётр I и поступит. В тот же день он велит начинать тайное строительство «большого корпуса» и продумать его вооружение. Воля царя – закон, и Ефим Прокопьевич приступает к делу.
Дебютное испытание судно Никонова проходит в 1721 году на Неве. За происходящим у Галерного двора внимательно наблюдает Петр Первый.
Судно совершает два успешных погружения и всплытия – но после даёт течь и тонет. Нетрудно спрятать конфуз прототипа за новаторством проекта – так Пётр I и поступит.
Что касается вооружения, то здесь гений Никонова удивляет не меньше: в Главную артиллерию уходит официальный запрос выделить к «потаённому судну» десять медных труб, вымазанных селитрой и начиненных порохом.
Что касается вооружения, то здесь гений Никонова удивляет не меньше: в Главную артиллерию уходит официальный запрос выделить к «потаённому судну» десять медных труб, вымазанных селитрой и начиненных порохом.
Наступает осень 1724-го. Позади несколько лет кропотливой работы, Пётр I уже при титуле императора, а Ефима Никонова можно с уверенностью назвать опытным изобретателем, единственным в своем роде конструктором.
Боевой подводный корабль готов и спущен на воду. Пётр Алексеевич всё так же лично следит за испытаниями. Всего несколько мгновений и... Увы, лодка проваливается на глубину и бьётся о грунт: днище проломлено, судно едва не затонуло.
Наступает осень 1724-го. Позади несколько лет кропотливой работы, Пётр I уже при титуле императора, а Ефима Никонова можно с уверенностью назвать опытным изобретателем, единственным в своем роде конструктором.
Одна из реплик «потаённого судна» хранится неподалёку от мест, где родился и жил Ефим Никонов – в селе Рождествено под Истрой. Как и три века назад, взгляды обращены к удивительному чуду конструкторской мысли. И благодарить за это нужно ассоциацию «Клуб Русская морская традиция».
Одна из реплик «потаённого судна» хранится неподалёку от мест, где родился и жил Ефим Никонов – в селе Рождествено под Истрой.
Спустя более чем столетие после первого испытания «потаенного судна» Ефима Никонова, генерал и начальник инженеров Гвардейского корпуса Карл Шильдер создает первую отечественную подлодку – не прототип, а именно действующую субмарину с цельнометаллическим корпусом.
Отправной точкой в разработке подлодки стали электровоспламеняемые запалы для пороха – изобретение члена-корреспондента Российской академии наук Павла Шиллинга. Узнав об этом, Карл Андреевич задумался о возможности применения их на флоте.
Спустя более чем столетие после первого испытания «потаенного судна» Ефима Никонова, генерал и начальник инженеров Гвардейского корпуса Карл Шильдер создает первую отечественную подлодку.
И мы говорим не о прототипе, нет, а именно о действующей субмарине с цельнометаллическим корпусом.
Субмарину по проекту Карла Шильдера построили весной 1834 года на Александровском литейном заводе. Это был первый в России корабль с цельнометаллическим корпусом. Подлодка имела две рубки, перископ для обзора и вентилятор для замены воздуха – его вращали вручную.
В движение лодку приводила мускульная сила экипажа: движитель субмарины представлял собой четыре «гребка», спроектированных Шильдером в подражание лапам водоплавающих птиц.
Субмарину по проекту Карла Шильдера построили весной 1834 года на Александровском литейном заводе. Это был первый в России корабль с цельнометаллическим корпусом. Подлодка имела две рубки, перископ для обзора и вентилятор для замены воздуха – его вращали вручную.
В истории зарождения русского подводного флота есть изобретатель, чей вклад трудно переоценить. Это выдающийся изобретатель, подаривший стране первую подлодку с механическим двигателем – Иван Федорович Александровский.
Иван Федорович родился в Митаве – главном городе Курляндской губернии. Сын мелкого чиновника, Ваня обожал рисование. Повзрослев, он отправится в Петербург и станет учителем живописи: его работы начнут выставлять на академических выставках, а критики будут в восторге от самобытных полотен.
В истории зарождения русского подводного флота есть изобретатель, чей вклад трудно переоценить.
Это выдающийся изобретатель, подаривший стране первую подлодку с механическим двигателем – Иван Федорович Александровский.
В 1862 году проект подводной лодки с пневмодвигателем, разработанный Александровским, получил одобрение Морского министра и Великого князя Константина Николаевича. Заказ на строительство подлодки приходит Балтийскому заводу спустя год, а все работы идут в обстановке строжайшей секретности.
В 1862 году проект подводной лодки с пневмодвигателем, разработанный Александровским, получил одобрение Морского министра и Великого князя Константина Николаевича. Заказ на строительство подлодки приходит Балтийскому заводу спустя год, а все работы идут в обстановке строжайшей секретности.
Испытания подлодки начались летом 1866 года. В том же году субмарину посетил император Александр II, после чего изобретателя наградили орденом Святого Владимира 4-й степени. В целом испытания были признаны успешными, а лодку причислили к Минному отряду и приняли в опытную эксплуатацию. В числе экипажа были один офицер, пять унтер-офицеров и 15 матросов.
Испытания подлодки начались летом 1866 года. В том же году субмарину посетил император Александр II, после чего изобретателя наградили орденом Святого Владимира 4-й степени. В целом испытания были признаны успешными, а лодку причислили к Минному отряду и приняли в опытную эксплуатацию.
Подлодку совершенствовали несколько лет, а уже летом 1869-го она приняла участие в смотре Балтийского флота. Субмарина прошла под водой 640 метров на глубине 14 футов, то есть почти 4,5 метра.
На следующий день лодка выполнила второе показательное погружение – на этот раз пройдя на четырёхметровой глубине от фрегата «Петропавловск» до яхты «Штандарт».
Подлодку совершенствовали несколько лет, а уже летом 1869-го она приняла участие в смотре Балтийского флота. Субмарина прошла под водой 640 метров на глубине 14 футов, то есть почти 4,5 метра.
На следующий день лодка выполнила второе показательное погружение – на этот раз пройдя на четырёхметровой глубине от фрегата «Петропавловск» до яхты «Штандарт».
1877 год. Начинается очередная русско-турецкая война, а 60-летний Иван Александровский продолжает думать над тем, как усилить отечественный флот, сделать его ещё более грозной силой.
Главной разработкой того года становится автономное водолазное снаряжение. Иван Фёдорович создаёт его как диверсионное средство подводной войны и называет «подводным тарантасом». Принцип работы такой: водолазы транспортируют за собой тележку, гружённую баллонами со сжатым воздухом, и благодаря этому могут находиться под водой несколько часов. Однако проект, к сожалению, остановился на этапе создания опытного образца и успешного испытания.
1877 год. Начинается очередная русско-турецкая война, а 60-летний Иван Александровский продолжает думать над тем, как усилить отечественный флот, сделать его ещё более грозной силой.
Важным этапом развития подводного плавания России во второй половине XIX века стало создание серии подводных лодок конструкции Стефана Карловича Джевецкого.
Стефан Карлович родился в семье знатных польских дворян. Они владели обширными поместьями на Волыни, землёй в Одессе, дачей на берегу Чёрного моря, домами в Варшаве, Петербурге и Париже. В последнем мальчик и вырос.
Важным этапом развития подводного плавания России во второй половине XIX века стало создание серии подводных лодок конструкции Стефана Карловича Джевецкого.
Стефан Карлович родился в семье знатных польских дворян. Они владели обширными поместьями на Волыни, землёй в Одессе, дачей на берегу Чёрного моря, домами в Варшаве, Петербурге и Париже. В последнем мальчик и вырос.
Среди «выставочных» изобретений Джевецкого устройство автоматической сцепки для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов, регулятор паровых турбин, а ещё – курсограф для кораблей.
Среди «выставочных» изобретений Джевецкого устройство автоматической сцепки для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов, регулятор паровых турбин, а ещё – курсограф для кораблей.
В 1879 в Петербурге проходят испытания уже второй подлодки. Стефан Джевецкий уверен в успехе и потому приглашает будущего императора Александра III оценить субмарину. Она была рассчитана на четырёх человек и имела два гребных винта. Они были поворотными и использовались как рули: задний винт двигался в горизонтальной плоскости, а передний – в вертикальной.
Стефан Карлович на этих испытаниях показал себя мастером презентации. Он доставил новую подлодку в Гатчину на Серебряное озеро, вода которого была кристально прозрачна.
В 1879 в Петербурге проходят испытания уже второй подлодки. Стефан Джевецкий уверен в успехе и потому приглашает будущего императора Александра III оценить субмарину.
Она была рассчитана на четырёх человек и имела два гребных винта. Они были поворотными и использовались как рули: задний винт двигался в горизонтальной плоскости, а передний – в вертикальной.
По окончании испытаний последовал заказ на создание 50 подлодок – частично усовершенствованных. Субмарины третьего варианта должны были оборонять приморские крепости России – Кронштадт и Севастополь. Джевецкий входит в историю как создатель первой серийной подводной лодки не только в России, но и в мире!
Интересная история связывает подводную лодку Джевецкого и брата композитора Петра Чайковского – генерал-майора по адмиралтейству Ипполита Ильича.
С 15 мая по 30 августа 1882 года лейтенант Чайковский проводил испытания подводной лодки инженера-изобретателя Джевецкого в Военной гавани Кронштадта. За 57 ходовых дней лодка пробыла под водой 96 часов. Испытания были признаны успешными. Ипполит Ильич внес предложение окрасить светящейся краской рукоятки и маховики, чтобы их можно было различать в темноте.
Интересная история связывает подлодку Джевецкого и брата композитора Петра Чайковского – генерал-майора по адмиралтейству Ипполита Ильича.
В 1882 году лейтенант Чайковский проводил испытания субмарины Джевецкого в Кронштадте. За 57 ходовых дней лодка пробыла под водой 96 часов. Испытания признали успешными, а Ипполит Ильич предложил окрасить светящейся краской рукоятки и маховики, чтобы их можно было различать в темноте.
Подлодка, оставленная в распоряжении Джевецкого, была переоборудована по четвертому варианту. Теперь у неё был новый источник энергии – аккумуляторная батарея и электродвигатель, который вращает гребной винт.
Подлодка, оставленная в распоряжении Джевецкого, была переоборудована по четвертому варианту. Теперь у неё был новый источник энергии – аккумуляторная батарея и электродвигатель, который вращает гребной винт.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.