Секреты старинной мельницы, традиции удмуртов и гастрономический туризм: чем живёт уникальный музей-заповедник
(Текст и аудио: Никита Терентьев)
Изучать историю народов, их традиции, ценности и обычаи можно по неподъемным научным трудам или в залах краеведческих музеев. Но «Лудорвай» за несколько десятилетий своего существования показал: такому подходу есть альтернатива – куда более информативная, увлекательная и полезная.
Изучать историю народов, их традиции, ценности и обычаи можно по неподъемным научным трудам или в залах краеведческих музеев. Но «Лудорвай» за несколько десятилетий своего существования показал: такому подходу есть альтернатива – куда более информативная, увлекательная и полезная.
Несмотря на многовековую историю удмуртского народа, сам музей-заповедник «Лудорвай» относительно молодой: дата его основания 1986 год. Правда, назывался он изначально иначе – Архитектурно-этнографический музей «Ильинка», в честь опустевшей на этом самом месте деревни.
Несмотря на многовековую историю удмуртского народа, сам музей-заповедник «Лудорвай» относительно молодой: дата его основания 1986 год.
Сейчас площадь заповедника составляет около 60 гектаров. Помимо бескрайних лугов и веток в священной роще вы найдете здесь ветряную мельницу и пять так называемых микропосёлков. Это отдельные сектора, где можно познакомиться с культурой и бытом южных, центральных и северных удмуртов, а также бесермян, русских и татар.
Сейчас площадь заповедника составляет около 60 гектаров. Помимо бескрайних лугов и веток в священной роще вы найдете здесь ветряную мельницу и пять так называемых микропосёлков. Это отдельные сектора, где можно познакомиться с культурой и бытом южных, центральных и северных удмуртов, а также бесермян, русских и татар.
Ветряную мельницу в «Лудорвай» привезли из деревни Чем-Куюк спустя год после развала Советского Союза, а построили – за несколько лет до его возникновения. В начале прошлого столетия на эту мельницу возлагал большие надежды Фёдор Драгомиров – обычный крестьянин, коих по всей Российской империи были миллионы.
С помощью ветряной мельницы Фёдор Ефимович планировал улучшить положение своей семьи. Правда, чтобы стать богаче, нужно сначала как следует потратиться. Установка и ремонт ветряков – дело дорогостоящее, поэтому наш герой начал копит деньги.
Ветряную мельницу в «Лудорвай» привезли из деревни Чем-Куюк спустя год после развала Советского Союза, а построили – за несколько лет до его возникновения.
Мечта Драгомирова осуществилась. Возведя мельницу, он разбогател, построил большой дом и кирпичный склад. Казалось бы, вот он – апогей житейского счастья. Увы, продлилось оно недолго.
В конце 20-х Фёдора Ефимовича пришли раскулачивать. Коммунисты увели весь скот и отобрали мельницу, а сам Драгомиров вскоре после этого умер. Но на этом несчастья его семьи не закончились: всех домочадцев отправили на поселение в Сибирь, но в итоге оставили жить в Свердловской области.
Мечта Драгомирова осуществилась. Возведя мельницу, он разбогател, построил большой дом и кирпичный склад. Казалось бы, вот он – апогей житейского счастья.
Увы, продлилось оно недолго.
А вот теперь перейдём к характеристикам! Не осуждайте нас, постараемся кратко и понятно объяснить, что представляет собой именно лудорвайская мельница.
А вот теперь перейдём к характеристикам! Не осуждайте нас, постараемся кратко и понятно объяснить, что представляет собой именно лудорвайская мельница.
До начала ХХ века в каждой деревне, в каждом селе и городе были общественные амбары. Здесь хранили запасы зерна на случай непредвиденных ситуаций, будь то пожары, неурожаи и так далее. Возможно, с тех самых пор хранить дома несколько упаковок гречки стало общероссийской традицией.
Такие амбары строили за общие деньги, и каждый хозяин не просто мог – был обязан сдавать определенную часть своего урожая. Однако примерно за год до Октябрьской революции жители удмуртских деревень отказываются содержать общественные амбары из-за слишком больших убытков. Неприкосновенный зерновой фонд они заменяют ежегодным денежным сбором.
До начала ХХ века в каждой деревне, в каждом селе и городе были общественные амбары. Здесь хранили запасы зерна на случай непредвиденных ситуаций, будь то пожары, неурожаи и так далее.
Возможно, с тех самых пор хранить дома несколько упаковок гречки стало общероссийской традицией.
А теперь мы перемещаемся в русский сектор музея-заповедника «Лудорвай». Его основой стала улица бывшего починка Ильинский. Если вдруг вы забыли, починками называли небольшие посёлки. Они появлялись либо благодаря отделению от больших селений, либо возникали после переселения людей из другой местности.
Починок Ильинский появился в середине XIX века как раз по второму сценарию: его основали русские переселенцы из поселения при Ижевском заводе. Жили здесь всего 27 человек. Пять дворов обрабатывали землю собственными силами, ещё одна семья могла позволить себе наемный труд.
А теперь мы перемещаемся в русский сектор музея-заповедника «Лудорвай». Его основой стала улица бывшего починка Ильинский. Если вдруг вы забыли, починками называли небольшие посёлки.
Они появлялись либо благодаря отделению от больших селений, либо возникали после переселения людей из другой местности.
Как мы уже говорили, одним из важнейших промыслов русских крестьян было пчеловодство. Ульи были почти в каждом пятом хозяйстве волости, а торговля мёдом приносила неплохой заработок. Ещё одной подработкой стало обслуживание Ижевского завода: многие хозяева нанимались возить лес.
Как мы уже говорили, одним из важнейших промыслов русских крестьян было пчеловодство. Ульи были почти в каждом пятом хозяйстве волости, а торговля мёдом приносила неплохой заработок. Ещё одной подработкой стало обслуживание Ижевского завода: многие хозяева нанимались возить лес.
Есть в музее-заповеднике ещё один интересный экспонат – это изба-читальня. Первые подобные избы появились в России несколько веков назад для просвещения деревенских жителей.
Стоит оговориться, что к началу XX века Российская империя вряд ли могла претендовать на звание самой читающей или самой образованной. Всё это придёт к нашей стране уже после ликбеза, проводимого советскими властями.
Есть в музее-заповеднике ещё один интересный экспонат – это изба-читальня. Первые подобные избы появились в России несколько веков назад для просвещения деревенских жителей.
Но вернёмся к визитной карточке русского сектора «Лудорвая» – усадьбе Щепина. Она принадлежала одной из жительниц посёлка Ильинка, а к закату СССР использовалась в качестве дачи внуком женщины.
Но вернёмся к визитной карточке русского сектора «Лудорвая» – усадьбе Щепина. Она принадлежала одной из жительниц посёлка Ильинка, а к закату СССР использовалась в качестве дачи внуком женщины.
Вот и пришло время поговорить о коренном населении республики. И начнём мы с усадьбы конца ХIX века, принадлежавшей центральным удмуртам. Это целый комплекс, рассчитанный на очень большую семью. Здесь вы найдете зимний и летний дома, соединенные сенями, двухэтажный амбар, баню, загоны для скота, хлев, а также семейное святилище – куалу.
Вот и пришло время поговорить о коренном населении республики. И начнём мы с усадьбы конца ХIX века, принадлежавшей центральным удмуртам. Это целый комплекс, рассчитанный на очень большую семью. Здесь вы найдете зимний и летний дома, соединенные сенями, двухэтажный амбар, баню, загоны для скота, хлев, а также семейное святилище – куалу.
Роль печи и в русских, и в удмуртских домах сложно переоценить. В ней готовили пищу, с её помощью обогревали дом, сушили одежду и дрова, а в самые суровые зимние дни между печью и стеной держали ягнят и телят, чтобы они не замёрзли.
Весной сюда же на несколько дней помещали только что вылупившихся цыплят, утят и гусят. Как мы и говорили, устье печи обращали на улицу, а хозяйка, готовя обед, в качестве кухонного стола использовала нары.
Роль печи и в русских, и в удмуртских домах сложно переоценить.
В ней готовили пищу, с её помощью обогревали дом, сушили одежду и дрова, а в самые суровые зимние дни между печью и стеной держали ягнят и телят, чтобы они не замёрзли.
Одна из важнейших построек на территории удмуртской усадьбы – это куала – семейное святилище и одновременно летняя кухня. Сруб куалы поставлен на землю без пола и потолка, а дым выходит между скатами крыши.
Одна из важнейших построек на территории удмуртской усадьбы – это куала – семейное святилище и одновременно летняя кухня. Сруб куалы поставлен на землю без пола и потолка, а дым выходит между скатами крыши.
Амбар в семье зажиточных удмуртских крестьян представлял собою двухэтажное здание. На первом этаже хранили зерно, муку, мясо, а также различный инвентарь. На стене висит терка для картофеля, рядом – лукошко для сбора ягод. Около стен стоят кадки под пиво и квас. Также вы сможете увидеть здесь заплечную дорожную сумку и специальные дощечки под лапти, чтобы обувь меньше изнашивалась.
Амбар в семье зажиточных удмуртских крестьян представлял собою двухэтажное здание. На первом этаже хранили зерно, муку, мясо, а также различный инвентарь. На стене висит терка для картофеля, рядом – лукошко для сбора ягод. Около стен стоят кадки под пиво и квас. Также вы сможете увидеть здесь заплечную дорожную сумку и специальные дощечки под лапти, чтобы обувь меньше изнашивалась.
В удмуртских деревнях бани устраивали у логов и возле речек. Так удобнее и воду набирать, и баню тушить в случае чего. Очень часто одна баня принадлежала сразу нескольким семьям. Это помогало сэкономить деньги и землю.
Старинные бани были без предбанника, с двускатными крышами и чердаком. Там хранили веники, а пол заваливали землёй для сохранения тепла. Внутри – в левом или правом углу от входа – сооружали печь без дымохода. На ней грели воду. Для этих же целей в деревянные чаны опускали горячие камни.
Кстати, в старину баня служила и местом для родов, так как была самым чистым помещением во всей усадьбе. Здесь же устраивали посиделки молодые люди.
В удмуртских деревнях бани устраивали у логов и возле речек. Так удобнее и воду набирать, и баню тушить в случае чего. Очень часто одна баня принадлежала сразу нескольким семьям. Это помогало сэкономить деньги и землю.
А теперь переносимся в усадьбу северных удмуртов. Дом и амбар, привезённые в музей-заповедник, построили примерно в 1925 году зажиточные крестьяне одной из деревень республики. При коллективизации хозяев раскулачили, а вся собственность перешла колхозу. И если амбар использовали по прямому назначению, то дом служил не только в качестве жилья, но и административным зданием.
А теперь переносимся в усадьбу северных удмуртов. Дом и амбар, привезённые в музей-заповедник, построили примерно в 1925 году зажиточные крестьяне одной из деревень республики. При коллективизации хозяев раскулачили, а вся собственность перешла колхозу. И если амбар использовали по прямому назначению, то дом служил не только в качестве жилья, но и административным зданием.
Амбар выглядит гораздо внушительнее избы. Высокая, двухэтажная постройка одновременно выполняла жилые и производственные функции. Иногда амбаров во дворе было несколько. Их количество зависело от числа брачных пар в семье. Как вы помните, они спали на втором этаже амбара в тёплое время года.
Перед дверями амбара удмурты устраивали решетчатые галереи – они служили своеобразной женской производственной площадкой. Проще говоря, здесь проветривали и сушили одежду и занимались рукоделием.
Амбар выглядит гораздо внушительнее избы. Высокая, двухэтажная постройка одновременно выполняла жилые и производственные функции. Иногда амбаров во дворе было несколько. Их количество зависело от числа брачных пар в семье. Как вы помните, они спали на втором этаже амбара в тёплое время года.
Исторически сложились две большие группы удмуртов: северные и южные. Земли южных удмуртов долгое время находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Они в своем развитии испытали сильное тюркское влияние.
Материальная и духовная культура южных удмуртов имеют свои особенные черты. Среди них яркие многослойные женские костюмы, сохранение древне-удмуртских верований, обрядов и обычаев. Из промыслов южных удмуртов до наших дней дошло узорное ткачество.
Исторически сложились две большие группы удмуртов: северные и южные. Земли южных удмуртов долгое время находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Они в своем развитии испытали сильное тюркское влияние.
Тип застройки у южных удмуртов отличается большим рассредоточением жилых и хозяйственных построек, а также открытыми покоеобразными дворами: если помните, буква «П» в дореволюционной азбуке называлась «Покой».
Усадьба, построенная в первой половине XX века, принадлежала жителю деревни Старая Игра. Позже всё хозяйство по наследству перешло его дочерям. Специалисты обнаружили усадьбу в 1970-х, после чего сразу поставили на учёт. Здесь сохранились все надворные постройки: изба, сени и клеть, где можно познакомиться с гостевым обрядом южных удмуртов. Резные наличники — гордость южно-удмуртских мастеров.
На подворьях южные удмурты разводили домашних животные и птиц, а баня находилась за усадьбой.
Тип застройки у южных удмуртов отличается большим рассредоточением жилых и хозяйственных построек, а также открытыми покоеобразными дворами: если помните, буква «П» в дореволюционной азбуке называлась «Покой».
Но какой бы интересной и зрелищной не была экскурсия по «Лудорваю», многие туристы с нетерпением ждут ее финала ради того, чтобы наконец-то попробовать знаменитые удмуртские угощения. Выпечка в удмуртской кухне всегда занимала особое место — ее готовили не только по праздникам, но и в будни.
Но какой бы интересной и зрелищной не была экскурсия по «Лудорваю», многие туристы с нетерпением ждут ее финала ради того, чтобы наконец-то попробовать знаменитые удмуртские угощения. Выпечка в удмуртской кухне всегда занимала особое место — ее готовили не только по праздникам, но и в будни.
Если вы отправляетесь в Удмуртию на отдых, «Лудорвай» должен стать ключевой точкой вашего маршрута. Как говорил Аристотель: «Счастье заключается в досуге». Музей-заповедник подарит вам тот самый непраздный досуг, о котором многие так мечтают.
Для коренных жителей республики «Лудорвай» стал настоящим местом силы, для региональных властей – туристической визитной карточкой, а для гостей Удмуртии – возможностью познакомиться с богатейшей историей одного из самых загадочных народов России.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.