«Лудорвай»

Секреты старинной мельницы, традиции удмуртов и гастрономический туризм: чем живёт уникальный музей-заповедник

(Текст и аудио: Никита Терентьев)

Удмуртки в праздничных костюмах/Фото из архива Кунсткамеры

Путешествие в прошлое

Изучать историю народов, их традиции, ценности и обычаи можно по неподъемным научным трудам или в залах краеведческих музеев. Но «Лудорвай» за несколько десятилетий своего существования показал: такому подходу есть альтернатива – куда более информативная, увлекательная и полезная.

Здесь на несколько часов вы перенётесь в конец XIX – начало XX века и познакомитесь с бытом коренных жителей этих земель. А поможет вам надолго запомнить это путешествие незаурядная экспозиция, состоящая из реальных домов и других построек того времени с воссозданными убранством и интерьерами.

Многолетние поиски

Несмотря на многовековую историю удмуртского народа, сам музей-заповедник «Лудорвай» относительно молодой: дата его основания 1986 год. Правда, назывался он изначально иначе – Архитектурно-этнографический музей «Ильинка», в честь опустевшей на этом самом месте деревни.

Первые посетители смогли попасть на территорию музея лишь спустя десять лет после его основания. Всё это время специалисты искали, а после перевозили и воссоздавали на новом месте первые экспонаты: ветряную мельницу и усадьбу. Да и время, признаем, было непростым, поэтому воплощение культурных проектов в жизнь приходилось откладывать.

Музей-заповедник «Лудорвай» относительно молодой: дата его основания 1986 год.

Подробнее...

Указатель в «Лудорвае»/Фото: Андрей Иващенко
Смотреть

Каждому свой уголок

Сейчас площадь заповедника составляет около 60 гектаров. Помимо бескрайних лугов и веток в священной роще вы найдете здесь ветряную мельницу и пять так называемых микропосёлков. Это отдельные сектора, где можно познакомиться с культурой и бытом южных, центральных и северных удмуртов, а также бесермян, русских и татар.

После посещения всех значимых точек на карте музея-заповедника, вы по праву можете претендовать на дегустацию блюд удмуртской кухни в гостевой усадьбе, но пока отложим гастрономические фантазии и отправимся к первому и, пожалуй, самому заметному экспонату – ветряной мельнице.

Мельница-кормилица

Ветряную мельницу в «Лудорвай» привезли из деревни Чем-Куюк спустя год после развала Советского Союза, а построили – за несколько лет до его возникновения. В начале прошлого столетия на эту мельницу возлагал большие надежды Фёдор Драгомиров – обычный крестьянин, коих по всей Российской империи были миллионы.

С помощью ветряной мельницы Фёдор Ефимович планировал улучшить положение своей семьи. Правда, чтобы стать богаче, нужно сначала как следует потратиться. Установка и ремонт ветряков – дело дорогостоящее, поэтому наш герой начал копит деньги.

Драгомирову приходилось возить зерно на единственной лошади в соседнюю деревню. Спустя какое-то время он купил ещё одну лошадь, но маршрут не изменился. Опустим несколько лет для экономии вашего времени и перейдём к тому моменту, когда Фёдор Ефимович наконец смог позволить себе строительство мельницы.

Ветряную мельницу в «Лудорвай» привезли из деревни Чем-Куюк спустя год после развала Советского Союза, а построили – за несколько лет до его возникновения. В начале прошлого столетия на эту мельницу возлагал большие надежды Фёдор Драгомиров – обычный крестьянин, коих по всей Российской империи были миллионы.

Подробнее...

Ветряная мельница в «Лудорвае»/Фото: Вячеслав Бухаров
Апогей житейского счастья

Мечта Драгомирова осуществилась. Возведя мельницу, он разбогател, построил большой дом и кирпичный склад. Казалось бы, вот он – апогей житейского счастья. Увы, продлилось оно недолго.

В конце 20-х Фёдора Ефимовича пришли раскулачивать. Коммунисты увели весь скот и отобрали мельницу, а сам Драгомиров вскоре после этого умер. Но на этом несчастья его семьи не закончились: всех домочадцев отправили на поселение в Сибирь, но в итоге оставили жить в Свердловской области.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны Драгомировы возвращаются в родную деревню, покупают старый заброшенный дом и начинают заново обживаться. Старший сын Фёдора Ефимовича позже отправится на фронт, дойдёт до Берлина и будет награждён за мужество, проявленное в боях.

Мечта Драгомирова осуществилась. Возведя мельницу, он разбогател, построил большой дом и кирпичный склад. Казалось бы, вот он – апогей житейского счастья. Увы, продлилось оно недолго. В конце 20-х Фёдора Ефимовича пришли раскулачивать.

Подробнее...

Коллективизация в СССР проходила с 1928 по 1937 гг.
Смотреть

Ленивец и бегунок

А вот теперь перейдём к характеристикам! Не осуждайте нас, постараемся кратко и понятно объяснить, что представляет собой именно лудорвайская мельница. Итак, она состоит она из трёх ярусов. На первом находятся жернова, то есть каменные диски, растирающие зёрна в муку. Нижний жёрнов называется ленивцем, потому что всегда находится в неподвижном состоянии. Верхний – бегунок – крепится к вертикальному валу и вместе с ним вращается. Также здесь есть большой конусообразной короб, куда засыпают зерно.

А вот теперь перейдём к характеристикам! Не осуждайте нас, постараемся кратко и понятно объяснить, что представляет собой именно лудорвайская мельница. Она состоит она из трёх ярусов. На первом находятся жернова, то есть каменные диски, растирающие зёрна в муку.

Нижний жёрнов называется ленивцем, потому что всегда находится в неподвижном состоянии. Верхний – бегунок – крепится к вертикальному валу и вместе с ним вращается. Также здесь есть большой конусообразной короб, куда засыпают зерно.

Подробнее...

Каждой деревне – по амбару

До начала ХХ века в каждой деревне, в каждом селе и городе были общественные амбары. Здесь хранили запасы зерна на случай непредвиденных ситуаций, будь то пожары, неурожаи и так далее. Возможно, с тех самых пор хранить дома несколько упаковок гречки стало общероссийской традицией.

Такие амбары строили за общие деньги, и каждый хозяин не просто мог – был обязан сдавать определенную часть своего урожая. Однако примерно за год до Октябрьской революции жители удмуртских деревень отказываются содержать общественные амбары из-за слишком больших убытков. Неприкосновенный зерновой фонд они заменяют ежегодным денежным сбором.

До начала ХХ века в каждых деревне, селе и городе были общественные амбары. Здесь хранили запасы зерна на случай непредвиденных ситуаций. Такие амбары строили за общие деньги, и каждый хозяин был обязан сдавать определенную часть своего урожая. Однако примерно за год до Октябрьской революции жители удмуртских деревень отказываются содержать общественные амбары из-за слишком больших убытков.

Подробнее...

Амбар в «Лудорвае»/Фото: Константин Дьячков
Русский починок

А теперь мы перемещаемся в русский сектор музея-заповедника «Лудорвай». Его основой стала улица бывшего починка Ильинский. Если вдруг вы забыли, починками называли небольшие посёлки. Они появлялись либо благодаря отделению от больших селений, либо возникали после переселения людей из другой местности.

Починок Ильинский появился в середине XIX века как раз по второму сценарию: его основали русские переселенцы из поселения при Ижевском заводе. Жили здесь всего 27 человек. Пять дворов обрабатывали землю собственными силами, ещё одна семья могла позволить себе наемный труд.

Помимо работы с землёй, одни занимались оружейным промыслом, другие – пчеловодством. Грамотных на всю деревеньку было всего несколько, скорее всего, это дети, учившихся в школе неподалёку.

В годы Гражданской войны починок вырос до 11 дворов, а число жителей достигло почти восьми десятков. Наряду с земледелием важную роль в их жизни играло животноводство. В основном они держали коров, гусей, кур и уток. Вне конкуренции – лошади.

А теперь мы перемещаемся в русский сектор музея-заповедника «Лудорвай». Его основой стала улица бывшего починка Ильинский. Если вдруг вы забыли, починками называли небольшие посёлки. Они появлялись либо благодаря отделению от больших селений, либо возникали после переселения людей из другой местности.

Подробнее...

Главный корпус Ижевского завода/Фото из архива «Комсомольской правды»
Смотреть

Волостное правление

Как мы уже говорили, одним из важнейших промыслов русских крестьян было пчеловодство. Ульи были почти в каждом пятом хозяйстве волости, а торговля мёдом приносила неплохой заработок. Ещё одной подработкой стало обслуживание Ижевского завода: многие хозяева нанимались возить лес.

Кстати, первым на новую землю приехал Кузьма Ильинский с семьёй. Именно от них пошло название всего починка. Все мужчины этой семьи были работниками оружейного завода в Ижевске. В 1930-е в деревне строят собственный завод – кирпичный, а спустя несколько десятилетий открывается горшечная мастерская. О быте русских крестьян времён создания завода и мастерской вы сможете узнать в усадьбе Щепина. Рядом с ней стоит традиционная баня по-черному.

Около 10 лет назад в «Лудорвае» открыли здание, воссозданное по чертежам и фотографиям волостного правления одного из местных сёл. Это был, выражаясь казённым языком, орган крестьянского самоуправления.

О быте русских крестьян времён создания завода и мастерской вы сможете узнать в усадьбе Щепина. Рядом с ней стоит традиционная баня по-черному. Около 10 лет назад в «Лудорвае» открыли здание, воссозданное по чертежам и фотографиям волостного правления одного из местных сёл. Это был, выражаясь казённым языком, орган крестьянского самоуправления.

Подробнее...

Ликвидация безграмотности

Есть в музее-заповеднике ещё один интересный экспонат – это изба-читальня. Первые подобные избы появились в России несколько веков назад для просвещения деревенских жителей.

Стоит оговориться, что к началу XX века Российская империя вряд ли могла претендовать на звание самой читающей или самой образованной. Всё это придёт к нашей стране уже после ликбеза, проводимого советскими властями.

Пока же большая часть России - по некоторым оценкам, до 75 процентов - состоит из неграмотных крестьян. Однако в Вятской губернии ситуация была в целом лучше, чем по стране. Здесь развивались издательское дело, книжная торговля, строились библиотеки.

Что касается изб-читален, в них старались объединить все формы образовательной работы и досуга. Помимо книг, здесь размещали воскресные школы, чайные и даже целые музеи. Когда к власти пришли большевики, объявившие всеобщую ликвидацию безграмотности, избы-читальни стали местом обучения местных крестьян грамоте.

Есть в музее-заповеднике ещё один интересный экспонат – это изба-читальня. Первые подобные избы появились в России несколько веков назад для просвещения деревенских жителей. 

Подробнее...

Изба-читальня, 1930-е/Архив Валентина и Андрея Туркиных
Смотреть

Дача, ставшая экспонатом

Но вернёмся к визитной карточке русского сектора «Лудорвая» – усадьбе Щепина. Она принадлежала одной из жительниц посёлка Ильинка, а к закату СССР использовалась в качестве дачи внуком женщины. 

Одноэтажный деревянный дом построили примерно в середине прошлого века. Внутри он делится на два неравных помещения – жилую избу и сени. Рядом с домом вы найдёте хлев, ту самую баню по-чёрному, а также яму-ледник – своеобразный холодильник русских крестьян. Здесь хранили скоропортящиеся продукты.

В начале XXI века этот дом был самым сохранившимся из всех, что находились в Ильинке. Затраты на его реставрацию были минимальными, поэтому специалисты превратили усадьбу в целый музей, где теперь рассказывают о жизни крестьян в достоверных интерьерах той эпохи.

Но вернёмся к визитной карточке русского сектора «Лудорвая» – усадьбе Щепина. Она принадлежала одной из жительниц посёлка Ильинка, а к закату СССР использовалась в качестве дачи внуком женщины.

Подробнее...

Смотреть

Центральные удмурты

Вот и пришло время поговорить о коренном населении республики. И начнём мы с усадьбы конца ХIX века, принадлежавшей центральным удмуртам. Это целый комплекс, рассчитанный на очень большую семью. Здесь вы найдете зимний и летний дома, соединенные сенями, двухэтажный амбар, баню, загоны для скота, хлев, а также семейное святилище – куалу.

Вот и пришло время поговорить о коренном населении республики. И начнём мы с усадьбы конца ХIX века, принадлежавшей центральным удмуртам. Это целый комплекс, рассчитанный на очень большую семью. Здесь вы найдете зимний и летний дома, соединенные сенями, двухэтажный амбар, баню, загоны для скота, хлев, а также семейное святилище – куалу.

Подробнее...

И согреет, и накормит

Роль печи и в русских, и в удмуртских домах сложно переоценить. В ней готовили пищу, с её помощью обогревали дом, сушили одежду и дрова, а в самые суровые зимние дни между печью и стеной держали ягнят и телят, чтобы они не замёрзли.

Весной сюда же на несколько дней помещали только что вылупившихся цыплят, утят и гусят. Как мы и говорили, устье печи обращали на улицу, а хозяйка, готовя обед, в качестве кухонного стола использовала нары.

Конечно, с печью связано множество поверий. Удмурты считали, что в ней таится дух огня, а в запечье – там, где двумя предложениями ранее мы оставили утят и телят – творится невидимая, но очень важная магическая жизнь, обитают добрые и злые духи.

Роль печи и в русских, и в удмуртских домах сложно переоценить. В ней готовили пищу, с её помощью обогревали дом, сушили одежду и дрова, а в самые суровые зимние дни между печью и стеной держали ягнят и телят, чтобы они не замёрзли. Весной сюда же на несколько дней помещали только что вылупившихся цыплят, утят и гусят. 

Подробнее...

Перепечи – одно из самых известных блюд удмуртской кухни
Смотреть

Удмуртия языческая

Одна из важнейших построек на территории удмуртской усадьбы – это куала – семейное святилище и одновременно летняя кухня. Сруб куалы поставлен на землю без пола и потолка, а дым выходит между скатами крыши.

Здесь поклонялись покровителю семьи – Воршуду. Из всего пантеона языческих богов удмуртов только Воршуд имел конкретное место поклонения. К нему обращались за помощью в рождении ребёнка, появлении приплода у скотины. Воршуд помогал устроить семейную жизнь или избежать неурожая.

Моления проводились до 70 раз в год. А выглядело это примерно так: глава семьи брал в руки ритуальную чашу с кашей или блинами, после чего со всеми домочадцами вставал лицом к переднему углу куалы. Там находилась полка с воршудным коробом, где и обитало языческое божество.

Одна из важнейших построек на территории удмуртской усадьбы – это куала – семейное святилище и одновременно летняя кухня. Сруб куалы поставлен на землю без пола и потолка, а дым выходит между скатами крыши. Здесь поклонялись покровителю семьи – Воршуду. Из всего пантеона языческих богов удмуртов только Воршуд имел конкретное место поклонения.

Подробнее...

Второй этаж удмуртского амбара/Фото: Константин Дьячков

Амбар: чувствуй себя как дома

Амбар в семье зажиточных удмуртских крестьян представлял собою двухэтажное здание. На первом этаже хранили зерно, муку, мясо, а также различный инвентарь. На стене висит терка для картофеля, рядом – лукошко для сбора ягод. Около стен стоят кадки под пиво и квас. Также вы сможете увидеть здесь заплечную дорожную сумку и специальные дощечки под лапти, чтобы обувь меньше изнашивалась.

На верхнем этаже амбара находятся летние спальни. С приходом весны и до первого снега вся семья, особенно молодые пары, спали именно здесь – на нарах или деревянных кроватях. Для большего удобства рядом стоят сундуки для одежды и других домашних вещей.

Вдоль стен расположились жерди, на которых развешивали ткани, полотенца и скатерти. Отдельное помещение выделяли для незамужней девушки, чтобы она шила полог – неотъемлемую часть приданого невесты. Это был целый обряд!

В назначенный день собирались подруги девушки, которую собирались сосватать. Они вместе украшали свадебный полог разноцветными лоскутками ткани и лентами, после чего прикрепляли серебряные монеты с пожеланием счастья в семейной жизни. В благодарность молодая хозяйка угощала своих подруг собственноручно сваренным пивом. Полог во время свадьбы вывешивался во дворе жениха и по нему судили о мастерстве невесты.

Амбар в семье зажиточных удмуртских крестьян представлял собою двухэтажное здание. На первом этаже хранили зерно, муку, мясо, а также различный инвентарь. На втором этаже амбара находятся летние спальни. С приходом весны и до первого снега вся семья, особенно молодые пары, спали именно здесь – на нарах или деревянных кроватях. 

Подробнее...

Самое чистое место

В удмуртских деревнях бани устраивали у логов и возле речек. Так удобнее и воду набирать, и баню тушить в случае чего. Очень часто одна баня принадлежала сразу нескольким семьям. Это помогало сэкономить деньги и землю.

Старинные бани были без предбанника, с двускатными крышами и чердаком. Там хранили веники, а пол заваливали землёй для сохранения тепла. Внутри – в левом или правом углу от входа – сооружали печь без дымохода. На ней грели воду. Для этих же целей в деревянные чаны опускали горячие камни.

Кстати, в старину баня служила и местом для родов, так как была самым чистым помещением во всей усадьбе. Здесь же устраивали посиделки молодые люди.

В удмуртских деревнях бани устраивали у логов и возле речек. Так удобнее и воду набирать, и баню тушить в случае чего. Очень часто одна баня принадлежала сразу нескольким семьям. Это помогало сэкономить деньги и землю. Кстати, в старину баня служила и местом для родов.

Подробнее...

Баня по-чёрному/Фото: архив музея-заповедника «Лудорвай»
Смотреть

Северные удмурты

А теперь переносимся в усадьбу северных удмуртов. Дом и амбар, привезённые в музей-заповедник, построили примерно в 1925 году зажиточные крестьяне одной из деревень республики. При коллективизации хозяев раскулачили, а вся собственность перешла колхозу. И если амбар использовали по прямому назначению, то дом служил не только в качестве жилья, но и административным зданием.

А теперь переносимся в усадьбу северных удмуртов. Дом и амбар, привезённые в музей-заповедник, построили примерно в 1925 году зажиточные крестьяне одной из деревень республики. При коллективизации хозяев раскулачили, а вся собственность перешла колхозу. И если амбар использовали по прямому назначению, то дом служил не только в качестве жилья, но и административным зданием.

Подробнее...

Журавль с водой

Амбар выглядит гораздо внушительнее избы. Высокая, двухэтажная постройка одновременно выполняла жилые и производственные функции. Иногда амбаров во дворе было несколько. Их количество зависело от числа брачных пар в семье. Как вы помните, они спали на втором этаже амбара в тёплое время года.

Перед дверями амбара удмурты устраивали решетчатые галереи – они служили своеобразной женской производственной площадкой. Проще говоря, здесь проветривали и сушили одежду и занимались рукоделием.

В амбаре, помимо зерна, муки и других продуктов, оставляли женские украшения из серебряных монет, одежду, обувь, овчинные шубы, охотничьи ружья и конские упряжки. Здесь же хранили и деньги. Сберегательных касс тогда ещё не было.

Ещё один важный экспонат усадьбы северных удмуртов – это колодец. Там, где грунтовые воды подходили близко к поверхности земли, местные жители использовали так называемые колодцы с журавлем. Для поднятия воды служил длинный тонкий шест, а устраивали его на толстом бревне, прозванным «плечо».

Рытьем колодцев занимались специальные люди, пользовавшиеся за свои умения большим почетом в деревне. Чистой колодезной водой встречали гостей или домочадцев, приехавших после долгого отсутствия. Были и особые ритуалы, связанные с этой постройкой.

Амбар выглядит гораздо внушительнее избы. Высокая, двухэтажная постройка одновременно выполняла жилые и производственные функции. Иногда амбаров во дворе было несколько. Ещё один важный экспонат усадьбы северных удмуртов – это колодец. 

Подробнее...

Колодец-журавль/Фото: wikimedia.org
Южные удмурты

Исторически сложились две большие группы удмуртов: северные и южные. Земли южных удмуртов долгое время находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Они в своем развитии испытали сильное тюркское влияние. 

Материальная и духовная культура южных удмуртов имеют свои особенные черты. Среди них яркие многослойные женские костюмы, сохранение древне-удмуртских верований, обрядов и обычаев. Из промыслов южных удмуртов до наших дней дошло узорное ткачество.

Южных удмуртов, по мнению учёных, можно разделить на несколько этнографических групп:

– собственно-южные удмурты, которые жили в южных районах республики;

– завятские удмурты, населявшие республики Татарстан и Марий Эл;

– закамские удмурты, обосновавшиеся на территории Пермского края и Башкирии.

Исторически сложились две большие группы удмуртов: северные и южные. Земли южных удмуртов долгое время находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Они в своем развитии испытали сильное тюркское влияние. 

Подробнее...

Фото: костюм южных удмурток
Уникальная находка

Тип застройки у южных удмуртов отличается большим рассредоточением жилых и хозяйственных построек, а также открытыми покоеобразными дворами: если помните, буква «П» в дореволюционной азбуке называлась «Покой». 

Усадьба, построенная в первой половине XX века, принадлежала жителю деревни Старая Игра. Позже всё хозяйство по наследству перешло его дочерям. Специалисты обнаружили усадьбу в 1970-х, после чего сразу поставили на учёт. Здесь сохранились все надворные постройки: изба, сени и клеть, где можно познакомиться с гостевым обрядом южных удмуртов. Резные наличники — гордость южно-удмуртских мастеров.

На подворьях южные удмурты разводили домашних животные и птиц, а баня находилась за усадьбой.  

Тип застройки у южных удмуртов отличается большим рассредоточением жилых и хозяйственных построек, а также открытыми покоеобразными дворами: если помните, буква «П» в дореволюционной азбуке называлась «Покой». 

Подробнее...

Часть избы южных удмуртов в «Лудорвае»/Фото: Константин Дьячков
Смотреть

Развлечения по-удмуртски

Но какой бы интересной и зрелищной не была экскурсия по «Лудорваю», многие туристы с нетерпением ждут ее финала ради того, чтобы наконец-то попробовать знаменитые удмуртские угощения. Выпечка в удмуртской кухне всегда занимала особое место — ее готовили не только по праздникам, но и в будни.

Но какой бы интересной и зрелищной не была экскурсия по «Лудорваю», многие туристы с нетерпением ждут ее финала ради того, чтобы наконец-то попробовать знаменитые удмуртские угощения. Выпечка в удмуртской кухне всегда занимала особое место. Самыми популярными видами удмуртской выпечки до сих пор считаются блины из кислого теста табани, закрытый пирог из пресного теста сяртчынянь, а ещё шаньги, пельмени и перепечи.

Подробнее...

Фото: Константин Дьячков

Отдых мечты

Если вы отправляетесь в Удмуртию на отдых, «Лудорвай» должен стать ключевой точкой вашего маршрута. Как говорил Аристотель: «Счастье заключается в досуге». Музей-заповедник подарит вам тот самый непраздный досуг, о котором многие так мечтают.

Для коренных жителей республики «Лудорвай» стал настоящим местом силы, для региональных властей – туристической визитной карточкой, а для гостей Удмуртии – возможностью познакомиться с богатейшей историей одного из самых загадочных народов России

Данные успешно отправлены!

Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.