Эпоха музыки и танца: история в лицах и постановках
В Удмуртии – на родине композитора Петра Чайковского – культура обрела поистине важнейшее значение в жизни людей.
В Удмуртии – на родине композитора Петра Чайковского – культура обрела поистине важнейшее значение в жизни людей.
Богатство любого театра измеряется не количеством мест в зрительном зале, площадью сцены и техническими возможностями. Это тоже важные составляющие, но их перекрывают артисты и репертуар.
Большинство имён, встреченных в любой экскурсии, улетучиваются из памяти спустя несколько мгновений, часов или – в лучшем случае – дней. Таков наш мозг: бережливо хранит место для самого интересного, просеивая каждое услышанное или прочитанное слово.
Богатство любого театра измеряется не количеством мест в зрительном зале, площадью сцены и техническими возможностями. Это тоже важные составляющие, но их перекрывают артисты и репертуар.
И начнём мы с 1931 года. Ижевск уже оправился от революции и гражданской войны: здесь появились первые пионерские отряды, несколько институтов и музыкальных училищ; отстроили новые жилые районы. Совсем скоро город станет столицей Удмуртской АССР. В это же время открывается Удмуртский драматический театр.
И начнём мы с 1931 года. Ижевск уже оправился от революции и гражданской войны: здесь появились первые пионерские отряды, несколько институтов и музыкальных училищ; отстроили новые жилые районы. Совсем скоро город станет столицей Удмуртской АССР. В это же время открывается Удмуртский драматический театр.
Новое название и структура театра, по мнению советских чиновников, должны были укрепить исполнительскую базу уже имеющихся в репертуаре музыкальных спектаклей, а также стать стимулом для композиторов Удмуртии. Миссию последних видели в создании грандиозных постановок совершенно разных жанров.
На тот момент композиторов в республике было трое: Николай Греховодов, Герман Корепанов и Геннадий Корепанов-Камский. Они действительно интересовались театром и стремились писать для него.
Новое название и структура театра, по мнению советских чиновников, должны были укрепить исполнительскую базу уже имеющихся в репертуаре музыкальных спектаклей, а также стать стимулом для композиторов Удмуртии. Миссию последних видели в создании грандиозных постановок совершенно разных жанров.
Поначалу казалось, что намеченный путь станет магистральным для нового театра. Первый сезон: в совершенно новом качестве проходит драма «Старый Мултан». Больше всего ижевчан трогают и восхищают актёрская игра, развернутые хоровые сцены и мощное звучание оркестра.
Следующий сезон театр открыл премьерой первой удмуртской оперетты — это была «Любушка» уже знакомого нам Геннадия Корепанова-Камского, —а также первой национальной оперой «Наталь». Тем не менее, самые первые шаги по реорганизации труппы обнажили печальную истину: собственными силами республика не обойдется. Театру немедленно требовались профессиональные певцы, артисты балета и оркестранты.
Поначалу казалось, что намеченный путь станет магистральным для нового театра. Первый сезон: в совершенно новом качестве проходит драма «Старый Мултан». Больше всего ижевчан трогают и восхищают актёрская игра, развернутые хоровые сцены и мощное звучание оркестра.
К счастью для театра, власти принимают решение перевести в Удмуртию артистов из Музыкального театра Карелии. Солисты приехали из Петрозаводска в Ижевск в самом конце 50-х. Вместе с ними сюда прибыли артисты балета и оркестра. Более того: театр стал богаче на одного дирижера и одного режиссера.
К счастью для театра, власти принимают решение перевести в Удмуртию артистов из Музыкального театра Карелии. Солисты приехали из Петрозаводска в Ижевск в самом конце 50-х. Вместе с ними сюда прибыли артисты балета и оркестра. Более того: театр стал богаче на одного дирижера и одного режиссера.
Каждый новый спектакль местные жители ждали с нетерпением, а после просмотра шли в кассу и покупали билеты снова. Культурный Ижевск буквально пропитывается влюбленностью в оперетту!
Если вдруг вы далеки от театра, оперетта представляет собой более «лёгкий» жанр, если сравнивать с той же оперой. Сюжет часто имеет ироническую подоплёку, романтический флёр, а иногда отражает жестокую сатиру на государство или общественные порядки. Если вам нравятся диалоги и танцы – за этим тоже на оперетту.
Каждый новый спектакль местные жители ждали с нетерпением, а после просмотра шли в кассу и покупали билеты снова. Культурный Ижевск буквально пропитывается влюбленностью в оперетту!
Неслучайно отсчет своих спектаклей театр начал именно с «Мечтателей». Есть в этом названии порыв в будущее и стремление как можно быстрее набрать высоту. В 60-е в театре мечтали о многом. Но удивительно не это – труппа сумела воплотить в жизнь даже самые, казалось бы, фантастические проекты.
Не все сразу. Путь к некоторым из них занял более четверти века. Например, уже с самых первых сезонов на художественных советах начали говорить о необходимости в репертуаре произведений Петра Чайковского. Однако с Петром Ильичом пришлось подождать.
Неслучайно отсчет своих спектаклей театр начал именно с «Мечтателей». Есть в этом названии порыв в будущее и стремление как можно быстрее набрать высоту. В 60-е в театре мечтали о многом. Но удивительно не это – труппа сумела воплотить даже самые фантастические проекты.
Первой в нашем списке прозвучит опера «Наталь» Германа Корепанова. Она родилась в сотворчестве композитора и театра, а масштаб постановки резонировал на всю страну. На премьеру приехал знаменитый советский композитор Арам Хачатурян. Позже он назовёт Корепанова «удмуртским Глинкой».
Первой в нашем списке прозвучит опера «Наталь» Германа Корепанова. Она родилась в сотворчестве композитора и театра, а масштаб постановки резонировал на всю страну. На премьеру приехал знаменитый советский композитор Арам Хачатурян. Позже он назовёт Корепанова «удмуртским Глинкой».
Ещё одно важное завоевание театра в те годы — формирование сильной профессиональной труппы для тех самых оперетт, о которых мы говорили ранее. Такой репертуар пользовался огромной популярностью, а спрос рождает предложение.
При этом зрителей начинают привлекать не только новые названия на афишах, но и отдельные артисты. Тогда руководство театра принимает важное решение: собрать со всей республики талантливых молодых людей и направить их в лучшее учебное заведение, где готовят артистов музыкальной комедии. Речь шла о Музыкальном училище при Ленинградской консерватории.
Ещё одно важное завоевание театра в те годы — формирование сильной профессиональной труппы для тех самых оперетт, о которых мы говорили ранее. Такой репертуар пользовался огромной популярностью, а спрос рождает предложение.
Ещё одна важная веха в истории театра 60-х – это балет! Подступились к нему с одноактной постановки «Вальпургиевой ночи», а уже через несколько лет в репертуаре было уже несколько больших спектаклей.
Среди них «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Доктор Айболит» и два национальных балета – «Легенда о любви» и «Героическая симфония». Мечты начала десятилетия привели к тому, что к 70-м театр обрел свое лицо, своих зрителей и чёткие планы на будущее.
Ещё одна важная веха в истории театра 60-х – это балет! Подступились к нему с одноактной постановки «Вальпургиевой ночи», а уже через несколько лет в репертуаре было уже несколько больших спектаклей.
Самое значительное событие 70-х для театра – обретение самостоятельности. До этого под одной крышей существуют два совсем разных театра, и это усложняет развитие обоих, что было понятно уже к концу первого сезона. Но должно было пройти 15 лет, прежде чем разделение нашло законодательное подтверждение.
Самое значительное событие 70-х – обретение самостоятельности. До этого под одной крышей существуют два совсем разных театра, и это усложняет развитие обоих.
Одна сцена на две труппы. Такое положение приводит к вынужденному сплочению и порою мешает росту и развитию. К счастью, спустя четверть века после основания, в 1984 году, Музыкальный театр наконец обретает собственный дом на Центральной площади Ижевска.
Сотрудники перевезли декорации, реквизит и костюмы, а артисты начали играть свои прежние спектакли — всё те же оперетты и музыкальные комедии, которые просто обожала ижевская публика. Многие думали — вот секрет успеха на веки вечные. Но оказалось, что все не так просто.
Одна сцена на две труппы. Такое положение приводит к вынужденному сплочению и порою мешает росту и развитию. К счастью, спустя четверть века после основания, в 1984 году, Музыкальный театр наконец обретает собственный дом на Центральной площади Ижевска.
Воплотить новую мечту в реальность удалось в кратчайшие сроки. Второй сезон на новой сцене завершился большим балетным спектаклем «Сотворение мира», третий – прошел под знаменем «Евгения Онегина», «Жизели» и «Сказки о богатыре Эйдаре», а четвёртый сезон удивлял зрителей «Лебединым озером».
Воплотить новую мечту в реальность удалось в кратчайшие сроки. Второй сезон на новой сцене завершился большим балетным спектаклем «Сотворение мира», третий – прошел под знаменем «Евгения Онегина», «Жизели» и «Сказки о богатыре Эйдаре», а четвёртый сезон удивлял зрителей «Лебединым озером».
Спустя несколько лет после распада Советского Союза театр получает статус оперного. Руководство понимало: «легкий» жанр необходим жителям Удмуртии в кризисную эпоху, но вернуться к бесконечным опереттам 80-х – означает сдать уже завоеванные позиции, откатиться назад. И хотя в народе ходила злая шутка про «театр одной оперы и одного балета», скептикам пришлось утихнуть достаточно быстро.
В 90-е на сцене театра ставят «Севильского цирюльника», «Русалку» и первую в Ижевске оперу на языке оригинала «Флория Тоска» (эта опера – долгожитель, она до сих пор в репертуаре!). Театр обретает новых режиссёров и дирижёров, сменяются артисты, но одно остаётся неизменным – стремление расти и развиваться.
Спустя несколько лет после распада Советского Союза театр получает статус оперного. Руководство понимало: «легкий» жанр необходим жителям Удмуртии в кризисную эпоху, но вернуться к бесконечным опереттам 80-х – означает сдать уже завоеванные позиции, откатиться назад.
Начало века для театра началось очень ярко. Он притягивает новых людей — артистов, постановщиков, зрителей и спонсоров. Одним из первых в Ижевск приехал известный московский балетмейстер Борис Мягков.
Своей главной целью он видел повышение профессионализма коллектива. Мягков пытался сделать балетную труппу конкурентоспособной на российском и международном рынке. А поскольку самым большим спросом пользуются балеты Петра Чайковского, Мягков сразу же поставил свою, достаточно необычную версию «Щелкунчика».
Начало века для театра началось очень ярко. Он притягивает новых людей — артистов, постановщиков, зрителей и спонсоров. Одним из первых в Ижевск приехал известный московский балетмейстер Борис Мягков.
Около 10 лет назад здание театра закрыли на реконструкцию. Артисты выступали с выездными спектаклями перед жителями городов и районов республики, но такую нелёгкую долю театр пережил с честью, полностью сохранив самую большую свою ценность — коллектив.
Около 10 лет назад здание театра закрыли на реконструкцию. Артисты выступали с выездными спектаклями перед жителями городов и районов республики, но такую нелёгкую долю театр пережил с честью, полностью сохранив самую большую свою ценность — коллектив.
Кстати, интересный факт: изначально здание театра хотели построить фасадом к Дому правительства, но ижевские специалисты единым фронтом выступили против такого решения московских проектировщиков. Но в чём провинились последние?
Изначально здание театра хотели построить фасадом к Дому правительства, но ижевские специалисты единым фронтом выступили против такого решения.
В минувшем десятилетии театр отважно повышает репертуарную планку. В заголовках газетных рецензий всё чаще звучат эпитеты «масштабный», «грандиозный», «потрясающий». С полным правом это относится к операм «Аида», «Турандот», «Скзание о граде Китеже и деве Февронии», а также балетам «Дон Кихот», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Корсар» и многим другим.
В Ижевск всё чаще приезжают звезды не только российской, но и европейской оперной сцены. Солисты театра, в свою очередь, получают признание далеко за пределами республики.
В минувшем десятилетии театр отважно повышает репертуарную планку. В заголовках газетных рецензий всё чаще звучат эпитеты «масштабный», «грандиозный», «потрясающий». С полным правом это относится к операм «Аида», «Турандот», а также балетам «Дон Кихот», «Баядерка», «Корсар» и многим другим.
Создание любой постановки в театре оперы и балета зависит не только от мастерства дирижёров, режиссёров или артистов. За впечатляющими результатами на сцене стоят профессионалы закулисья.
Создание любой постановки в театре оперы и балета зависит не только от мастерства дирижёров, режиссёров или артистов. За впечатляющими результатами на сцене стоят профессионалы закулисья.
Театр оперы и балета Удмуртской Республики имени Петра Чайковского – это огромный, все время меняющийся мир. Его история и современность складываются из множества составляющих, но одно на протяжении десятилетий остаётся неизменным: понимающая и благодарная публика.
Театр оперы и балета Удмуртской Республики имени Петра Чайковского – это огромный, все время меняющийся мир. Его история и современность складываются из множества составляющих, но одно на протяжении десятилетий остаётся неизменным: понимающая и благодарная публика.
Спасибо, что оставили заявку на нашем сайте. В ближайшее время она будет рассмотрена нашим менеджером.